Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:22, реферат
Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания
знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого.
Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля).
1. Введение 3
2. Формы обучения 4
2.1. Фронтальная форма. 5
2.2. Групповая форма. 5
2.3. Индивидуальная форма. 6
3. Урок как основная форма обучения 8
4. Виды обучения 13
4.1. Традиционное обучение 13
4.2. Дистанционное обучение 13
4.3. Развивающее обучение 15
5. Заключение 21
6. Литература: 22
утверждать, что процесс развития - это процесс формирования определенного
набора когнитивных структур и операций (правда неясно, каким должен быть
такой набор?). В соответствии с этим, обучение должно быть направлено на
формирование
таких структур и операций.
Подобное стремление достаточно
четко просматривается у Л.В.
Занкова, особенно явно прослеживается
в работах Н.Ф. Талызиной и в ряде других
работ. Технология этого направления
в развивающем обучении предусматривает
отработку операций выделения
признаков объекта, операций с понятиями
и классами и тому подобное.
При этом упор делается на элементарные
структуры и операции, отрабатываемые
на уровне начальной школы.
Отмеченные выше трактовки не исключают, а дополняют друг друга:
конечно же в процессе обучения должна создаваться определенная система
знаний, должен отрабатываться определенный стиль мышления, должна
отрабатываться прогрессивная технология деятельности по получению и
использованию знаний. Опираясь на такое, самое общее представление о
развивающем обучении, обратим внимание на некоторые особенности
традиционного
и развивающего обучения.
Известно внешне шутливое, но имеющее глубокий смысл определение:
образование - то, что остается у человека после того, как он забывает все
то, чему его учили. Действительно, большинство сохраняет в памяти немногое
из того, чему нас учили, но вряд ли кто-то возьмется отрицать полезность
образования в
достижении жизненных целей.
Хорошее образование помогает человеку
ориентироваться в новой для
него ситуации и находить
в ней эффективные варианты деятельности;
способность действовать подобным
образом обычно связывают с интеллектом.
Исходя из этого, было бы логичным считать, наряду с усвоением
определенного
объема фактов и алгоритмов,
важнейшей задачей образования
развитие интеллектуальных возможностей
человека.
Как уже отмечалось, накопленные на сегодня знания позволяют
утверждать, что
уровень интеллекта определяется совершенством,
прежде всего степенью структурированности
и обобщенности, модели мира
человека и степенью отработанности
операций на этой модели.
Иными словами, знания человека
- это не сумма, а система. Создание такой
системы и отработка на ее
базе когнитивных операций,
обеспечивающих успешную деятельность
в нестандартных ситуациях - основная
задача образования.
По этому признаку (знания как сумма, знания как система) можно
выделить два
крайних типа технологий обучения,
между которыми расположен весь
спектр реализуемых практически: знаниясуммирующие
и интеллектразвивающие технологии
(в дальнейшем просто
суммирующие и развивающие технологии).
Первый тип ориентирован на накопление суммы знаний (данные и
алгоритмы), во втором
конкретные знания являются в первую
очередь средством формирования системы
знаний (модели мира) и отработки
на ней когнитивных операций.
В рамках суммирующих
В суммирующих технологиях процесс формирования интеллекта не
отслеживается.
Лозунг, доктрину суммирующих технологий
можно сформулировать так: мы дадим знания,
а интеллект, Бог даст, и сам при
этом сформируется.
Но, к сожалению, бог дает далеко не всем. Более того, конкретные знания в
большом объеме
тормозят интеллектуальное развитие человека.
Наиболее четко эта мысль сформулирована
в работах известного философа
и педагога Э.В. Ильенкова.
Э. В. Ильенков утверждает: «Человек не может передать человеку
идеальное как таковое, как чистую форму деятельности... Идеальное как форма
субъективной деятельности усваивается лишь посредством активной же
деятельности
с предметом и продуктом этой
деятельности…» И далее: «…если
идеальный образ усвоен лишь
формально, как жесткая схема
и порядок операций, без понимания
его происхождения и связи
с реальной (не идеализированной)
действительностью, индивид
оказывается неспособным относиться
к такому образу критически, то есть как
к особому, отличному от себя предмету.
И тогда он как бы сливается с ним, не
может поставить его перед собой
как предмет, сопоставимый с действительностью,
и изменить его в согласии с нею».
Другими словами, знания становятся догмой, непригодной для
практического
использования. Такие знания «в лучшем
случае не задерживаются в голове человека,
в худшем- засоряют мозг и уродуют интеллект».
По словам того же Ильенкова: «Зубрежка, подкрепляемая бесконечным
повторением ... калечит интеллект тем вернее, как это ни парадоксально, чем
«умнее» усваиваемые истины». При этом, деградирует, надо полагать, не
только ученик, но и учитель. По данным американских психологов, умение
питаться результатами
чужой интеллектуальной деятельности
- «стандартными таблетками школьных
знаний» - без ущерба для собственного
интеллектуального пищеварения дается
далеко не каждому, а только
двум процентам из нас.
Остальные
же 98 теряют творческие потенции в ходе
жесткой сортировки всех детских
идей на «правильные» и «неправильные».
На другую сторону этого явления обращал внимание известный
исследователь
психологии мышления М. Вертгеймер:
«Таким образом (при механическом
обучении) можно воспитать детей,
которые будут вести себя рабски
подобно автоматам, решая не только арифметические,
но и любые другие жизненные задачи,
и будут слепо руководствоваться
соображениями престижа, следовать
моде, нормам, политическим или
музыкальным мнениям, во всем
полагаясь на то, что сказал учитель,
на моду или авторитет». На
прямую опасность механического, фактологического
обучения для общества обращается
внимание и в современной книге американского
психолога: автор усматривает прямую
зависимость между способом обучения
и уровнем противообщественных
поступков.
К сожалению, используемые в нашем образовании
(дошкольном, школьном, вузовском)
технологии в целом ближе
к знания суммирующим, чем
к интеллект - развивающим. И перенос
центра тяжести с первых
технологий на вторые - насущная задача
образования на всех уровнях. Кроме
прочего, это будет вкладом и в оздоровление
общества.
Итак, с термином развивающее обучение мы не связываем никаких
конкретных систем
развивающего обучения и понимаем его
как учебный процесс, в котором,
наряду с передачей конкретных знаний,
уделяется должное внимание процессу
интеллектуального развития человека,
направлен на формирование его знаний
в виде хорошо организованной
системы, на отработку когнитивных
структур и операций в рамках этой системы.
В плане сказанного выше, разработка развивающих технологий обучения
требует прежде
всего ответа на два вопроса: Какова
та система, которая должна
быть «построена» в процессе
обучения? Как должно вестись само «строительство»?
Ответы на первый вопрос составляют структурные основы развивающего
обучения и в конечном итоге сводятся к построению некой, будем называть ее
рациональной, модели
интеллекта. Они определяют цели, конечный
образ того, что должно быть создано.
Ответы на второй вопрос - технологические основы развивающего
обучения, определяющие
то, как должен быть организован
учебный процесс для наиболее эффективного
получения нужного результата.
Рассмотрение этих вопросов носит узкоспециализированный характер и
выходит за рамки
реферата.
Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого
процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В
процессе обучения
ученику навязываются определённые
культурные ценности; процесс обучения
направлен на социализацию личности,
но иногда обучение конфликтует
с истинными интересами ученика.
Дидактика (теория и практика обучения)
представляет один из разделов общей педагогики.
Обучение, преподавание и учение — основные
категории дидактики.
Обучение выступает
одним из оптимальных способов социальной
адаптации человека к современной
жизни, поскольку средствами обучения
можно передать-получить большой объем
информации. Обучение — это организованный
педагогом процесс познания, развития,
общения, творчества. Основу любого вида
обучения составляет дидактическое отношение:
преподавание — учение.
Методы обучения
— это способы совместной деятельности
учителя и учащихся, направленные на достижение
целей обучения. Выбор методов зависит
от особенностей учебного предмета, целей
и задач обучения, возрастной и индивидуальной
специфики учащихся, уровня образованности,
развития и воспитания ученика, материально-технической
оснащенности учебного заведения, способностей
и возможностей учителя, его мастерства
и личных качеств, времени на решение дидактических
задач.
В мировой практике известны разные типы и виды обучения, которые нельзя оценивать по признаку — «лучше» или «хуже». Их выбор зависит от образовательной политики в стране, доминирующей в обществе образовательной парадигмы или доктрины, дидактической концепции или теории обучения, целей и задач обучения, индивидуально-личностных и профессиональных возможностей, склонностей и предпочтений преподавателя.
В качестве основных
форм организации процесса обучения
в школе принят урок, в вузе —
лекция.
Среди большого числа и разнообразия видов организации процесса обучения в школе и в вузе каждый вид или тип решает определенный набор дидактических задач и выполняет свое назначение. Их разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве учителей школ и преподавателей высших учебных заведений, заинтересованных в результативности своей работы.
Лукьянова М. И.,
Калинина Н.В. Учебная деятельность
школьников: сущность и возможности
формирования. Методические рекомендации
для учителей и школьных психологов.
- Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64с.
Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Под ред.
З. И. Равкина. - М.:
ИТПиО РАО, 1995. -361 с.
Пугач В. И., Добудько Т.В. Методика преподавания информатики: учебное
пособие для
студентов пед. ин-тов / Самарский
гос. пед. ин-т, 1993. - 250с.
Кумунжиев К. В. Когнитивные основы развивающего обучения. рукопись,