Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:22, реферат
Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания
знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого.
Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля).
1. Введение 3
2. Формы обучения 4
2.1. Фронтальная форма. 5
2.2. Групповая форма. 5
2.3. Индивидуальная форма. 6
3. Урок как основная форма обучения 8
4. Виды обучения 13
4.1. Традиционное обучение 13
4.2. Дистанционное обучение 13
4.3. Развивающее обучение 15
5. Заключение 21
6. Литература: 22
Существует множество подходов к классификации видов обучения. В
реферате будут рассмотрены три из них: традиционное, дистанционное и
развивающее обучение.
Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день)
распространенным (особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения.
В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.
Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу,
проецируясь на
содержание учебных дисциплин. Во-вторых,
учителя, сохраняя ориентацию на
передачу, а не на самостоятельное
освоение необходимых ученику знаний,
повышают требования к объему усвоенных
учеником знаний. В- третьих,
попытки учителей, школы
предусмотреть различные
варианты жизнеопределения учеников и
обеспечить их необходимым запасом
знаний также ведут к увеличению и
усложнению учебного материала.
Все это приводит к перегрузкам
учеников. Отсюда можно сделать
вывод, что в условиях
сегодняшнего дня школе необходимо от
информационной ориентации перейти
к личностной и преодолеть большую
инертность традиционного обучения
в преподаваемых дисциплинах. Этому
и служат развивающее и дистанционное
(соответственно) обучение.
Дистанционная форма обучения (ДО) - это получение образовательных
услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-
образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.
Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом
всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно
актуально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема
подготовки и переподготовки специалистов.
Дистанционное образование открывает большие возможности для
студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде с
использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать
знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в
любой точке России и Зарубежья.
Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать
необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.
Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент
и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой
последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное
обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного . Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций
используются дискеты и CD-ROM - диски и т.д. Использование новейших
информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий,
виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными.
Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа:
режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое
время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать
материал.
Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучаемых и
оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется
телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить
личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.
Лабораторные работы ДО предназначены для практического усвоения
материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы
требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров,
химических реактивов и т.д. Возможности ДО в дальнейшем могут существенно
упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет
использования мультимедиа-технологий, ГИС[1]-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать
обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или
вообще невозможно.
Контрольные работы ДО - это проверка результатов теоретического и
практического
усвоения обучаемым учебного материала.
Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня школу,
развивающее обучение (РО) занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по
повышению качества образования. Вместе с тем, теория и технология
развивающего обучения далеки от завершения, особенно для среднего и
старшего звена. Более того, понятие «развивающее обучение» существует на
уровне довольно расплывчатого образа и трактуется далеко не однозначно даже специалистами.
Одно из первых определений этого понятия связано с работами пионеров в
области развивающего обучения, прежде всего с работами В.В. Давыдова:
«...развитие представляет собой воспроизведение индивидом исторически
сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которое реализуется в процессе их присвоения. Тем самым присвоение (его можно представить как процесс воспитания и обучения в широком смысле) является
всеобщей формой психического развития человека».
Смысл сказанного выше в
и вне ее эти явления могут быть объектом лишь эмпирического рассмотрения.».
Есть и более простые формулировки этих понятий.
Эмпирическое мышление - ориентация на внешние, чувственно
воспринимаемые свойства. Обобщение, если оно выполняется на материале
многих задач,
так же базируется на внешних признаках.
Теоретическое мышление - способ
ориентации, обеспечивающий выделение
всеобщего для этого класса
задач отношения (это первый,
аналитический уровень обобщения). Использование
общего способа и способность
выделить особенные формы этого всеобщего
отношения, то есть существенных
отношений, необходимых для
построения подклассов задач
предложенного класса (содержательная
группировка решенных задач) -
это рефлексивный уровень.
Если дополнительно
человек может предложить условия
задачи нового подкласса решаемого
класса, т.е. способен вывести особенное
отношение из всеобщего, то он выходит
на синтетический уровень обобщения.
В дальнейшем, по мере развития технологии РО, на первый план вышло еще
одно понятие: учебная деятельность. А освоение учебной деятельности, наряду
с развитием теоретического мышления, стало одной из главных задач РО, по
крайней мере на
уровне начальной школы.
Другая трактовка понятия развивающее обучение базируется на
структурных представлениях
о знаниях человека.
Так, Н.И. Чуприкова
структур и процессов составляет ведущее содержание умственного развития
(Вернер, Уиткин), что разделение в суждениях разных свойств и отношений
составляет ключевой момент перехода от непосредственно чувственного
познания к
абстрактному мышлению, …». И далее:
«Центральный вопрос проблемы умственного
развития состоит в выделении субстрата
развития, в определении того,
что же именно развивается
с возрастом и в процессе
обучения.
Современная психология позволяет считать таким субстратом развития
внутренние когнитивные
структуры субъекта».
В ряде работ степень сформированности когнитивных структур прямо
связывается с одаренностью и интеллектом человека. Так, М.А. Холодная
утверждает:«...было показано, что одаренные дети и взрослые имеют более
богатую базу знаний, она у них в большей мере структурирована и
легкодоступна в плане возможной актуализации.» И далее: «По своему
онтологическому статусу зрелый интеллект, следовательно, - это форма
организации когнитивного опыта, представленного в виде «накопленных» в ходе онтогенеза психических структур, степень сформированности которых
определяет структурные характеристики субъективного пространства
интеллектуального отражения. Основное назначение интеллекта - построение
особого рода репрезентаций происходящего, связанных с воспроизводством
объективного
знания о мире.».
В своей более поздней работе М.А. Холодная утверждает, что
отличительными
особенностями базы знаний интеллектуально-одаренной
личности (эксперта или мастера)
являются: высокая степень их
разнообразия и структурированности,
высокая гибкость и быстрая
актуализация в нужный момент в
любой новой ситуации, их представленность
в обобщенном виде…».
Если взять за основу приведенные выше высказывания, то можно