Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:22, реферат
Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания
знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого.
Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля).
1. Введение 3
2. Формы обучения 4
2.1. Фронтальная форма. 5
2.2. Групповая форма. 5
2.3. Индивидуальная форма. 6
3. Урок как основная форма обучения 8
4. Виды обучения 13
4.1. Традиционное обучение 13
4.2. Дистанционное обучение 13
4.3. Развивающее обучение 15
5. Заключение 21
6. Литература: 22
Коллективная
форма организации учебной
Все многообразие
организационных форм обучения с точки
зрения решения ими целей образования
и систематичности их использования делят
на основные, дополнительные и вспомогательные.
3.
Урок как основная форма обучения
С позиций
целостности образовательного
Урок - это
такая организационная форма
обучения, при которой Учитель
в течение точно установленного времени
руководит коллективной познавательной
и иной деятельностью постоянной группы
Учащихся (класса) с учетом особенностей
каждого из них, используя средства и методы
работы, создающие благоприятные условия
для того, чтобы все ученики овладевали
основами изучаемого предмета Посредственно
в ходе занятия, а также для воспитания
и развития познавательных способностей
и духовных сил школьников ( А. А. Бударный
).
В данном
определении можно выделить
Каждый урок
складывается из определенных
элементов (звеньев, этапов), которые
характеризуются различными
Общепринятой
классификации уроков в
комбинированные, или смешанные, уроки;
уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;
уроки закрепления и повторения знаний;
уроки, имеющие
основной целью обобщение и
уроки выработки и закрепления умений и навыков;
уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.
Типы уроков,
простые по своему строению, т.е.
имеющие одну доминирующую
Под уроком
ознакомления учащихся с новым
материалом, или сообщения (изучения)
новых знаний, понимается такой
урок, содержанием которого является новый,
неизвестный учащимся материал, включающий
в себя относительно широкий круг вопросов
и требующий значительного времени на
его изучение. На таких уроках в зависимости
от их содержания, конкретной дидактической
цели и подготовленности, учащихся к самостоятельной
работе в одних случаях учитель сам излагает
новый материал, в других проводится самостоятельная
работа учащихся под руководством учителя,
в третьих практикуется и то и другое.
Структура урока ознакомления с новым
материалом: повторение предыдущего материала,
являющегося основой для изучения нового;
объяснение учителем нового материала
и работа с учебником; проверка понимания
и первичное закрепление знаний; задание
на дом.
На уроках
закрепления знаний основным
содержанием учебной работы является
вторичное осмысление ранее усвоенных
знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся
в одних случаях осмысливают и углубляют
свои знания по новым источникам, в других
- решают новые задачи на известные им
правила, в третьих - устно и письменно
воспроизводят ранее приобретенные знания,
в четвертых - делают сообщения по отдельным
вопросам из пройденного с целью более
глубокого и прочного их усвоения и т.
п. Структурно такие уроки предполагают
прохождение следующих этапов: проверка
домашнего задания; выполнение устных
и письменных упражнений; проверка выполнения
заданий; задание на дом.
С уроками
закрепления знаний тесно
Обобщающими
уроками(обобщения и
Уроки проверки(контрольные)
позволяют учителю выявить уровень сформированное™
знании, умений и навыков учащихся в определенной
области, установить недостатки в овладении
учебным материалом, помогают наметить
пути дальнейшей работы. Контрольные уроки
требуют от учащегося применения всех
его знаний, умений и навыков по данной
теме. Проверка может осуществляться как
в устной, так и в письменной форме.
Обязательными
элементами всех
Организационный
этап предполагает постановку
целей и обеспечение условий
для их принятия учащимися,
создание рабочей обстановки, актуализацию
мотивов учебной деятельности
и формирование установок на
восприятие, осмысление, запоминание
материала. На этапе подведения итогов
урока фиксируется достижение целей, определяется
мера участия в их достижении всех учащихся
и каждого в отдельности, делается оценка
их работы и определяются ее перспективы.
Урок как
организационная форма обучения
- явление динамическое. Он постоянно
развивается, отражая основные тенденции
развития педагогического процесса в
направлении его целостности. Прежде всего
это выражается в оптимальной реализации
триединой функции обучения - образовательно-воспитательно-
Другая тенденция
развития урока проявляется в
наполнении урока жизненно
Тенденции,
касающиеся общего
Так, нетрадиционную
структуру урока предложила М.В.Нечкина.
Она отмечает, что учителя учебный материал
излагают преимущественно устно, подают
его как готовую истину. От ученика затем
требуется прочесть параграф учебника
и на следующем уроке пересказать. Ожидание
вызова подавляет у него интерес к самой
теме. В предлагаемой ею структуре урока
учитель задает учащимся на дом тему, которую
еще не объяснял. На следующем уроке эта
тема разбирается коллективно. Учитель
предлагает учащимся вопросы. Отвечающий
отмечает места в тексте учебника, которые
не понял, он может задавать вопросы учителю.
Другие ученики исправляют и дополняют
ответ. Учитель следит за тем, чтобы они
не повторялись, а только добавляли или
возражали. В заключение он сам делает
обобщение по теме, отвечая на все заданные
ему вопросы. По мнению автора, такое построение
урока становится своеобразной лабораторией
приобретения знаний.
Основные
тенденции развития урока
К первой группе
требований относятся целевая установка
урока и его общая организационная четкость
(своевременность начала и создание установок
на конкретный вид деятельности, максимальное
использование возможностей каждого этапа
и каждой минуты, оптимальный темп обучения,
логическая стройность и законченность,
сознательная дисциплина учащихся на
протяжении всего урока); разнообразие
способов организационного построения
и проведения уроков; рациональное использование
учебно-наглядных пособий и технических
средств обучения.
Дидактические
требования к уроку сводятся
к соблюдению принципов
Урок как основная
организационная форма обучения органично
дополняется другими формами, иные из
которых развивались параллельно с ним
в рамках классно-урочной системы (экскурсии,
консультации, домашняя работа, учебные
конференции, дополнительные занятия),
а другие были заимствованы из лекционно-семинарской
системы и адаптированы с учетом возраста
учащихся (лекции, семинары, практикумы,
зачеты, экзамены).
4. Виды обучения