Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:22, реферат
Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания
знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого.
Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля).
1. Введение 3
2. Формы обучения 4
2.1. Фронтальная форма. 5
2.2. Групповая форма. 5
2.3. Индивидуальная форма. 6
3. Урок как основная форма обучения 8
4. Виды обучения 13
4.1. Традиционное обучение 13
4.2. Дистанционное обучение 13
4.3. Развивающее обучение 15
5. Заключение 21
6. Литература: 22
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЛАДИМИРСКИЙ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
По дисциплине: Психология.
Реферат
На
тему: «Виды и формы
обучения».
Выполнил: | |
Ф. И. О. | Хребет Д. И. |
Форма обучения | Дистанционное |
Специальность | Менеджмент |
Группа | ЗМ-11 |
Номер зачетной книжки | _________________ |
Вариант | 53 |
Проверил: | |
Ф. И. О. | _________________ |
Степень, звание | _________________ |
Результат проверки | _________________ |
Дата проверки | _________________ |
ВЛАДИМИР
2011
Любая деятельность состоит из трех частей:
- ориентировочно-мотивационной;
- операционально-исполнительной;
- рефлексивно-оценочной.
Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое
скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не
видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.
Поэтому учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно
содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования -
научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в
которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и
полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том
числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.
Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания
знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого.
Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы
обучения. Дадим
следующие определения: Форма - характер
ориентации деятельности. В основе формы
лежит ведущий метод.
Метод - способ совместной
решения задач.
Формы обучения бывают
занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и
общими.
Рассмотрим некоторые из форм
более подробно.
Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав
учащихся, определенные
рамки занятий, жесткая регламентация
учебной работы над одним и тем же для
всех учебным материалом.
Анализ проводимых уроков
многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе
обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все
это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако,
могут быть классифицированы
по типам:
1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя
при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер
беседы) ;
2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно
посвящены отработке умений и навыков);
3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
4. комбинированные
уроки.
Такие уроки проводятся по схеме:
- повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее
пройденного материала,
письменный опрос и т. д.
- освоение нового материала. На этом этапе новый материал
излагается учителем, либо «добывается» в процессе
самостоятельной работы учащихся с литературой.
- отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще
всего - решение задач по новому материалу);
- выдача домашнего задания.
Факультативные занятия как
начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать
школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение
предмета всем
желающим, хотя на практике, они очень
часто используются для работы
с отстающими обучаемыми.
Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа
осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами
изучения.
Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная
работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.
Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать
наилучшему развитию
индивидуальных способностей учащихся.
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.
При фронтальном
обучении учитель управляет
При групповых
формах обучения учитель
Индивидуальное
обучение учащихся не предполагает их
непосредственного контакта с другими
учениками. По своей сущности оно есть
не что иное, как самостоятельное выполнение
одинаковых для всего класса или группы
заданий. Однако если ученик выполняет
самостоятельное задание, данное учителем
с учетом учебных возможностей, то такую
организационную форму обучения называют
индивидуализированной. С этой целью могут
применяться специально разработанные
карточки. В том случае, если учитель уделяет
внимание нескольким ученикам на уроке
в то время, когда другие работают самостоятельно,
то такую форму обучения называют индивидуализированно-
Рассмотренные
организационные формы
В современной
общеобразовательной практике
На этот факт
обращают внимание М. Д. Виноградова
и И. Б. Первин. Они отмечают, что
не всякая работа, которая формально
протекает в коллективе, является
по сути коллективной. По своему характеру
она может быть сугубо индивидуальной.
Коллективная
работа, по утверждению Х. Й.
Лийметса, возникает только на
базе дифференцированной
- класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
- организация
выполнения задания
- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
- есть
взаимный контроль и
В. К. Дьяченко,
активный сторонник коллективного обучения,
подчеркивает, что при обще классной (фронтальной)
работе по и исключается сотрудничество
и товарищеская взаимопомощь, определение
обязанностей и функций. Все ученики делают
одно и то же, они не привлекаются к управлению,
так как руководит учебным процессом только
один учитель. Коллективное обучение,
по его мнению, это такое обучение, при
котором коллектив обучает и воспитывает
каждого своего члена и каждый член активно
участвует в обучении и воспитании своих
товарищей по совместной учебной работе.