Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:48, контрольная работа
Типология жизненных стратегий, понятие ценностных ориентаций личности, варианты жизни.
Понятие "вариант жизни" является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Вариант жизни формирует человеческую личность, "типизирует" ее. Индивид превращается в представителя "жизненного личностного типа". Возможна смена варианта жизни, в зависимости от обстоятельств или сходства вариантов между собой.
Саратовский
Государственный Университет
Контрольная работа
Варианты
жизни, ориентации личности
и жизненные стратегии.
Подготовила студентка
3-го курса, 351 гр.,
Факультета Психологии,
Кулеватова
Татьяна.
Саратов
2012
Введение
Современный мир
— это мир формирования и развития
многообразных жизненных
В этой модели заложен наш социальный архетип.
Действия людей, дающие возможность сохранять
или улучшать свою позицию в системе новых
социальных отношений, складываются в типовые
стратегии поведения.
Следование таким стратегиям обеспечивает
ту степень успешности существования
в данных социальных условиях, которая
принимается ими в качестве нормы.
Типология
жизненных стратегий
Многие исследователи, среди них философы, социологи, психологи, стремятся решить эти проблемы и предложить универсальную типологию жизненных стратегий [2].
При этом используются различные подходы. Так, К. Хорни изучала личностные стратегические ориентации в системе отношений «я — другие» как движение. К. Хорни отмечала, что для удовлетворения общественных шаблонов и своих устремлений каждый человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации, по отношению к другим людям: 1) «движение к людям: любовь является единственной целью людей с такой ориентацией, а все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь; 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» — борьба за существование является жизнью; 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Но зачастую это выражается лишь в отсутствии адекватного способа приспособления к современным условиям жизни» [9].
А. Адлер рассматривал
жизненные стратегии
подхода. Он полагал, что уже в детстве формируется жизненный стиль чело-
века как интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия
с ней. А. Адлер называет любовь, дружбу и работу основными жизненными
целями, или стратегиями, с которыми сталкивается человек и которые определены условиями человеческого существования. Они позволяют человеку оптимально адаптироваться к той среде, в которой он находится. По А. Адлеру, каждый человек выбирает для себя жизненную цель, в которой отражаются его стремления и приоритеты [7].
Индивидуалистический подход к изучению жизненных стратегий присущ
К. Юнгу. Он считал, что человек на протяжении всей жизни непрерывно приобретает различные новые умения, достигает новых целей и раскрывается все более полно. Наиболее важной жизненной целью индивида он считал «обретение себя». Эта цель была своеобразным результатом стремления различных компонентов личности к единству. По мнению Юнга, полное раскрытие своего «я» является самой главной и последней жизненной целью человека, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. «Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуализация''» [8].
Т. Кассер и Р. Райн выделили две группы жизненных стратегий, основанных
на преобладании внутренних и внешних стремлений. «Внешние стремления,
оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как
материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и,
как правило, к психическому здоровью» [2].
К.А. Абульханова-Славская осуществила комплексный анализ жизненной
стратегии личности, дала определение «жизненной стратегии», определила сущность и основные характеристики стратегий жизни, факторы, влияющие на их формирование и реализацию, предложила типологию стратегий. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, жизненная стратегия — это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию».
К.А. Абульханова-Славская в жизненной стратегии выделяет три главных
признака — выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу–имею» и
создание условий
для самореализации, творческий поиск.
Она считает, что личность можно
назвать зрелой, только если она
способна устанавливать свой «порог»
удовлетворенности
Ю.М. Резник рассмотрел типы стратегий, которые встречаются в повседневной жизни наиболее часто и которые можно выделить по ряду институциональных признаков: социально-экономическому положению; способу воспроизводства и трансляции культурных стандартов; системе регуляции и контроля; социальному характеру (коллективной ментальности). По его мнению, «в совокупности эти признаки образуют комплексный критерий социологической типологизации жизненных стратегий. Сфера распространения типа стратегий определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества; способом производства, уровнем и качеством жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, степенью участия в управлении государством, влиянием традиций-идеалов и верований».
Ю.М. Резник предполагает, что выбор той или иной жизненной стратегии обусловлен принадлежностью к определенному классу (группе, слою). Среди
основных жизненных
стратегий Ю.М. Резник выделяет: стратегию
жизненного успеха, стратегии жизненного
благополучия, стратегии самореализации.
Также автор отмечает, что все
выделенные типы жизненных стратегий
могут иметь множество
Понятие
ценностных ориентаций
личности.
Понятие «ценностные ориентации» используют применительно к отдельному человеку или группе лиц, но не к обществу в целом.
«Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяет судить об уровне развития личности» [4].
Осознание некоторого предмета как общественной ценности предшествует превращению его в личностную ценность — регулятор индивидуального поведения. Однако отнюдь не все социальные ценности, осознаваемые и даже признаваемые индивидом в качестве таковых, реально ассимилируются им и становятся его личностными ценностями. Осознания и положительного отношения к ценности явно недостаточно; более того, они даже не являются необходимыми. Необходимым же условием этой трансформации является практическое включение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Э.А.Арутюнян отмечает, что промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида малой группы. Можно предположить, что усвоение ценностей больших социальных групп и общностей всегда опосредовано ценностями малых референтных для индивида групп [5].
Для индивида на
протяжении долгого времени малой
референтной группой остается семья. Поэтому
большая часть ценностей усвоенных в раннем
детстве была транслирована, а иногда
и внушена человеку родителями.
Так как в этом возрасте отсутствует критическая оценка воспринимаемой информации, то эти ценности будут усвоены на неосознаваемом уровне, и, следовательно, станут непоколебимым фундаментом для дальнейшего формирования иерархии личностных ориентаций. Соответственно, именно от качественного содержания транслируемых родителями ценностей зависит дальнейшая ориентация ценностей человека.
В более позднем, подростковом, возрасте начинают формироваться устойчивые группы сверстников. В этих референтных для индивида группах так же происходит усвоение ценностей, через общение и принадлежность к данной группе. Если на данном этапе референтная группа для индивида отличается девиантным поведением, то, скорее всего, качественное содержание ценностей будет соответствующим.
Таким образом,
личностные ценности являются генетически
производными от ценностей социальных
групп и общностей разного масштаба. Селекция,
присвоение и ассимиляция индивидом социальных
ценностей опосредуется его социальной
идентичностью и ценностями референтных
для него малых контактных групп, которые
могут выступать как катализатором, так
и барьером к усвоению ценностей больших
социальных групп, в том числе общечеловеческих
ценностей. Личностные ценности выступают
как внутренние носители социальной регуляции,
укорененные в структуре личности [5].
Варианты
жизни (по Дружинину).
Автор предполагает,
что существуют независимые от индивида,
изобретенные человечеством и
Жизнь
начинается завтра.
Это вечное детское
состояние. Настоящая жизнь –
взрослость – еще только предстоит.
Она, как горизонт – удаляется
с каждым шагом (днем, месяцем, годом).
И когда впереди уже чернеет
пропасть, мы останавливаемся в
Жизнь
как творчество.
Смерть неизбежна. Жизнь лишена смысла. У творческого человека есть возможность не замечать бессмысленность существования. без внутреннего импульса к созиданию творчества не может быть, как не может быть здания без тверди земной. Мы работаем по обязанности и живем по необходимости: так случилось по воле или против воли наших родителей. Необязательности нашего существования на свете противостоят влечения, толкающие нас на действия, значение которых не понятно нам, но почему-то понятно окружающим, а, кроме того, есть масса обязанностей – приводных ремней и шестеренок. Они тянут и цепляют нас, заставляя вращаться по кругу, но это не круг, а отрезок.
Творчество –
процесс, побуждаемый лишь внутренним
состоянием души. Нельзя творить по
приказу, за деньги. Под угрозой смерти
можно заставить человека качественно
сделать отвратительную и нелюбимую
им работу. За деньги можно писать оды
и оперы, детективы и поп-композиции,
и зачастую продукт оправдывает цену,
которую платит заказчик. Можно сказать,
что "заказ" и "принуждение"
могут маскировать творчество или совмещаться
во времени с творческой активностью,
в некоторых случаях могут ее инициировать,
но никогда – заменить.
Погоня
за горизонтом.
Человек, стремящийся к достижениям, навязывает себя окружающему миру: ведь любая цель лежит вне его. Цель как предполагаемый и желаемый результат действия требует постоянного напряжения сил. Достижение цели обесценивает ее, и на горизонте маячит новая, еще более привлекательная цель. Жизнь становится погоней за горизонтом. Для человека, стремящегося к цели, нет настоящего, а есть только будущее, если он действует, и прошлое, если по каким-либо причинам он действовать перестал.
Жизнь человека,
стремящегося к достижениям, является
переживанием желания и волевого
напряжения. Нужно хотеть, и очень
много, чтобы действовать, решать проблемы
и преодолевать препятствия.
Информация о работе Варианты жизни, ориентации личности и жизненные стратегии