Жизненный цикл товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:07, доклад

Описание работы

Жизненный цикл товара – это время существования товара на рынке, то есть временной промежуток от начала и до окончания его выпуска и реализации в первоначальном виде.
Теория жизненного цикла товара – это концепция, описывающая сбыт продукции, прибыль и стратегию маркетинга с момента разработки товара и до его снятия с рынка.

Работа содержит 1 файл

Жизненный цикл товара.docx

— 21.97 Кб (Скачать)

Жизненный цикл товара

Жизненный цикл товара – это время существования товара на рынке, то есть временной промежуток от начала и до окончания его выпуска и реализации в первоначальном виде.

Теория жизненного цикла товара – это концепция, описывающая сбыт продукции, прибыль  и стратегию маркетинга с момента  разработки товара и до его снятия с рынка.

Как правило, жизненный  цикл товара включает в себя 4 этапа (стадии):

  1. Внедрение (выведение на рынок)
  2. Рост
  3. Зрелость
  4. Спад (упадок)

Некоторые авторы включают в жизненный цикл товара этап его разработки. В этом случае под жизненным циклом товара понимают промежуток времени от замысла продукта до его снятия с производства и  продажи.

      Мероприятия, необходимые для разработки нового продукта до его выхода на рынок, подразделяются на мероприятия по планированию и мероприятия по реализации инновационного процесса. В общем, различают следующие фазы:

      - выбор направлений поиска,

      - поиск идей,

      - отбор идей,

      - анализ,

      - развитие концепции продукта  и прототипов,

      - тестирование,

      - выход на рынок.

      За  поиском идей следует их селекция, при которой осуществляется предварительный отбор. Идеи, признанные пригодными, подвергаются дальнейшему анализу, прежде всего на экономичность. В этом промежутке уже могут быть предложены различные концепции продукта. При тестировании проверяется, как воспринимают новый продукт потребители. Продукт, выдержавший все испытания, выводится на рынок. Таблица 1 представляет попытку отнести различные мероприятия к конкретным фазам процесса планирования и реализации инноваций.

2. Этап внедрения 2.1. Характеристика этапа:

      Стадия  характеризуется поступлением товара в продажу, ознакомлением покупателя с товаром, привыканием покупателя к нему. Здесь характерны низкий объем продаж и высокие расходы, незначительная конкуренция. Возможно монопольное положение товара на рынке, однако товар технически не отработан и технологически не отшлифован. Ценовая политика не стабильна и зависит от вида товара. Могут использоваться стратегия "снятия сливок" и стратегия "постепенного внедрения на рынок". Стратегию быстрого получения прибыли (также называемая стратегией «быстрого снятия сливок») целесообразно применять когда основная масса покупателей небольшого рынка имеет слабое представление о товаре, требуются меры по оповещению и убеждению покупателей. Высокая цена в сочетании с интенсивным стимулированием обеспечивают «быстрое снятие сливок» с состоятельной части рынка.

      Стратегия медленного получения прибыли («медленного  снятия сливок») способствует извлечению из каждой единицы товара максимально  возможной валовой прибыли, а  низкие расходы на стимулирование сбыта  снижают общие расходы на маркетинг. Применять эту стратегию имеет  смысл в случаях, когда размер рынка невелик, большинство потенциальных покупателей осведомлены о товаре и готовы платить за него высокую цену, а потенциальных конкурентов, готовых немедленно принять бой, немного.

      Стратегия быстрого проникновения применяется в следующих случаях обеспечивает наиболее быстрое и полное завоевание рынка и захват самой высокой его доли. Применяется в следующих случаях :

      - большая емкость рынка,

      - покупатели плохо осведомлены  о товаре,

      - потенциальные покупатели чувствительны  к цене,

      - конкуренция на рынке велика,

      - рост масштабов производства  уменьшает себестоимость единицы  продукции.

      Стратегия медленного проникновения (пассивная  стратегия) применяется в следующих  случаях :

      - большая емкость рынка,

      - хорошая осведомленность о товаре,

      - для большинства покупателей  высокая цена неприемлема,

      - конкуренция на рынке низкая.

 В отдельных  случаях при внедрении на рынок  возможна продажа нового товара  по цене ниже его себестоимости.  Цель фирмы– создание рынка для нового товара. 2.2. Задачи маркетинга на этапе:

  • максимальное привлечение внимания покупателей к новому товару,
  • усиленная реклама, концентрирующая усилия по продвижению товара,
  • использование монополистического преимущества,
  • сбор информации об оценке покупателями нового товара.

На данном этапе  необходимо информировать потенциальных  потребителей о новом, неизвестном  им товаре, побудить их к опробованию  товара, обеспечить данному товару распространение через торгово-посредническую сеть.

2.4. Преимущественные  типы потребителей:

Основные потребители  – "новаторы". Как правило, это  молодые люди, которые первыми  пробуют новинку с риском, если не для жизни, то для репутации (оригиналы, пижоны, стиляги). На их долю приходится порядка 2-3% конечных потребителей.

3. Этап роста 3.1.Характеристика этапа:

Стадия характеризуется  существенным ростом спроса на товар  и соответствующим ростом производства данного товара. На данном этапе  может иметь место превышение спроса над предложением, увеличение прибыли и стабилизация цен и  расходов на рекламу. Рынок быстро растет, однако, имеет место нестабильно  изменчивый характер спроса. Возможна ответная реакция конкурентов. Цель фирмы – освоение рынка, захват лидирующих позиций, максимальный рост объема продаж. 3.2.Задачи маркетинга на этапе:

  • завоевание позиций на рынке,
  • отработка базовых решений,
  • укрепление приверженности покупателей через рекламу,
  • увеличение продолжительности этапа устойчивого роста.

Для максимального  продления периода интенсивного роста объема продаж и быстрого роста  рынка, как правило, используются следующие  подходы:

  • повысить качество новинки, придав ей дополнительные свойства,
  • проникнуть в новые сегменты рынка,
  • использовать новые каналы распространения,
  • переориентировать часть рекламы с распространения осведомленности о товаре на стимулирование его приобретения,
  • своевременно снизить цены для привлечения дополнительного числа потребителей.

3.4.Преимущественные  типы потребителей:

Основные потребители  – "адепты" – законодатели мод, лидеры мнений в своей социальной сфере. Их признание делает товар  известным и модным. Они составляют 10-15% числа конечных потребителей. Кроме  того, к потребителям относятся "прогрессисты" или "раннее большинство" (например, студенты), которые обеспечивают массовый сбыт на стадии роста. Они составляют от 25 до 35% числа конечных потребителей

4. Этап зрелости

4.1.Характеристика  этапа: Стадия характеризуется стабилизацией рынка. Отмечается замедление темпов роста объемов продаж. Потребление на душу населения падает. Формируются группы постоянных покупателей, наблюдаются гибкие цены, происходит расширение гарантийного обслуживания и сервиса. Цель фирмы – закрепить на рынке завоеванную долю рынка. 4.2.Задачи маркетинга на этапе:

  • поиск новых рынков сбыта,
  • оптимизация каналов товародвижения,
  • введение комплекса мер по стимулированию сбыта (скидки, конкурсы среди потребителей, продажи на премиальной основе),
  • совершенствование условий продажи и сервисного обслуживания,
  • разработка модификаций товара.

В качестве инструментов маркетинга на данном этапе используются: Модификация рынка направлена на увеличение потребления существующего  товара. Она включает:

  • поиск новых пользователей и новых сегментов рынка,
  • изыскание способов стимулирования более интенсивного потребления товара существующими клиентами,
  • возможно перепозиционировать товар таким образом, чтобы он оказался привлекательным для более крупного или быстрее растущего сегмента рынка.

Модификация товара заключается в модифицировании таких характеристик изделия, как уровень качества, свойства или внешнее оформление, чтобы привлечь новых пользователей и интенсифицировать потребление. При этом используются следующие стратегии:

  • стратегия улучшения качества имеет целью совершенствование функциональных характеристик товара, в том числе долговечность, надежность, скорость, вкус. Данная стратегия эффективна, если

а) качество поддается  улучшению, 
б) покупатели верят в утверждение об улучшении качества, 
в) достаточно большое количество покупателей хотят улучшения качества.

  • стратегия улучшения свойств имеет целью придать товару новые свойства, делающие его более универсальным, более безопасным и более удобным.
  • стратегия улучшения внешнего оформления имеет целью повысить привлекательность товара.

4.4.Преимущественные  типы потребителей:

Основные потребители  – "скептики" или "запоздалое большинство". Они обеспечивают массовый сбыт на стадии насыщения (составляют порядка 30-40% числа конечных потребителей).

Этап  спада 

5.1.Характеристика  этапа:

Стадия характеризуется  устойчивым снижением спроса, сокращением  рынка, покупатели теряют интерес к  товару. Возникает излишек производственных мощностей, появляются товары – заменители. Происходит снижение цен, имеет место  сокращение производства товара.

Цель фирмы  – вернуть утраченные позиции  на рынке, восстановить сбыт.

5.2.Задачи  маркетинга на  этапе:

На данном этапе  резко уменьшается эффективность  маркетинговой деятельности, расход средств не целесообразен и не дает отдачи. Возможные причины спада:

  • новые достижения в технологии (моральное старение),
  • изменение вкусов потребителей,
  • обострение конкуренции.

Пути выхода:

  • снижение цен,
  • придание товару рыночной новизны,
  • поиск новых сфер использования товара и новых рынков,
  • снятие старых товаров с производства (возможен резкий выход с рынка),
  • сокращение маркетинговой программы,
  • переход к выпуску и продвижению нового перспективного товара.

5.4.Преимущественные  типы потребителей:

Основные потребители  – "консерваторы" – убежденные противники нового (составляют от 15 до 20% числа конечных потребителей), а  также пожилые люди и люди с  низкими доходами.  
 
 
 

Информация о работе Жизненный цикл товаров