Методика исследования жизненных стратегий личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:27, лекция

Описание работы

Описана экспериментальная методика исследования жизненной стратегии в юношеском возрасте. Методика представляет собой список из 16 специально отобранных целей, важность каждой из которых оценивается испытуемым через 2, 5, 10 и 15 лет. Факторный анализ данных позволил выделить пять содержательных факторов, описывающих жизненную стратегию, а экспертная оценка факторной структуры профессиональными психологами — степень осознанности жизненной стратегии в каждый период представляемого будущего. Экспериментально полученные различия в содержании и осознанности жизненных стратегий у старшеклассников из разных социальных и образовательных сред позволяют судить о диагностической силе предложенной методики.

Работа содержит 1 файл

Методика исследования жизненных страт.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Вопросы психологии, 2006. - №4. – С.146-150. 

МЕТОДИКА  ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ

М.О. МДИВАНИ, П.Б. КОДЕСС 

    Описана экспериментальная методика исследования жизненной стратегии в юношеском возрасте. Методика представляет собой список из 16 специально отобранных целей, важность каждой из которых оценивается испытуемым через 2, 5, 10 и 15 лет. Факторный анализ данных позволил выделить пять содержательных факторов, описывающих жизненную стратегию, а экспертная оценка факторной структуры профессиональными психологами — степень осознанности жизненной стратегии в каждый период представляемого будущего. Экспериментально полученные различия в содержании и осознанности жизненных стратегий у старшеклассников из разных социальных и образовательных сред позволяют судить о диагностической силе предложенной методики.

    Ключевые  слова: психологическое будущее, жизненные цели, жизненная стратегия. 

    Понятие жизненной стратегии не является каноническим понятием в психологии развития. Когда исследователи подразумевают некое образование в сознании индивида, которое является представлением о собственном будущем, то они, как правило, используют для его обозначения разные термины: жизненные планы, жизненные цели, жизненные стратегии, жизненные перспективы и т.п. Термины могут быть разные, но содержание всегда подразумевает, что речь идет о сознательных представлениях личности о собственном будущем. Многие серьезные исследователи личности уделяли внимание таким представлениям, признавая их влияние на жизненный путь человека, его активность, удовлетворенность жизнью, эффективность деятельности и т.д.

    Наиболее  разработанным в отечественной психологии является подход к изучению жизненных стратегий, связанный с развитием субъекта и его становлением как личности; этот подход берет начало в работах C.Л. Рубинштейна. Основным определяющим фактором здесь выступает активность и творчество личности как организатора и преобразователя своей жизни. По мнению К.А. Абульхановой ([1], [2]) наличие и развитость жизненной стратегии является важнейшим показателем того, насколько человек стал субъектом собственной жизни.

    В попытке комплексного исследования жизненных стратегий Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов выделяют личностное (субъективно-значимое), культурное (объективно-значимое) и социально-организационное (интерсубъектное) измерение стратегии жизни, каждое из которых имеет свои качественные характеристики, выражающиеся соответственно в жизненных сценариях, жизненных историях и жизненных планах [4].

    Теория  постановки целей, сформулированная Э. Локком (8], описывает влияние сознательно поставленных человеком целей на процесс и результат его дея-

 

тельности. Основное положение данной теории утверждает, что как только человек поставил перед собой цели, которые он намеревается достичь, так эти цели начинают направлять и мотивировать усилия по их реализации. Таким образом, постановка целей затрагивает поведение личности и эффективность его деятельности. Исследования, проведенные в рамках данной теории, показывают значимость таких компонентов стратегического планирования, как содержание и интенсивность целей.

    Американские  психологи, связанные с теорией самоопределения (self-determinated theory) выделяют две группы жизненных стратегий: первая основана на преобладании внутренних стремлений, а вторая — внешних [7], [9]. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.

    Т. Кэссер и Р. Рьян [7] установили зависимость уровня психического здоровья (депрессия, жизненная энергия, удовлетворенность жизнью) от выбора того или иного типа ценностных и жизненных ориентаций. Испытуемые, ориентированные в большей мере на внешние ценности, имеют более низкие показатели психического здоровья и жизненной удовлетворенности.

    К. Шелдон [9] экспериментально доказал, что жизненные цели в сознании личности представлены в определенной системе, при этом высокое субъективное значение целей внутреннего развития способствует высокому уровню субъективного благополучия и большей эффективности в учебной деятельности и межличностных отношениях.

    В западных и отечественных исследованиях число работ, посвященных психологическому будущему, планированию, жизненным целям и стратегиям, значительно возросло и продолжает увеличиваться на протяжении последних 20 лет. При этом существует совсем немного работ, описывающих методики исследования такого рода психологических феноменов. Анализ эмпирических данных позволил выделить два основных методических подхода: 1) исследования особенностей планирования времени с помощью различных техник личного интервьюирования; 2) изучение иерархии представлений о желательном будущем с помощью ранжирования списков целей, планов, событий и т.д.

    В нашей работе, опираясь на отечественную традицию, и используя опыт зарубежных исследований, мы определили жизненную стратегию как структуру жизненных целей, развернутую во временной перспективе психологического будущего.

    Для исследования были выбраны старшеклассники, так как именно для юношеского возраста формирование жизненной стратегии является наиболее актуальным. Содержание психологического будущего молодого человека оказывает влияние на его активность в настоящем, а формирование временной перспективы является проекцией мотивационной и ценностной сферы. М.Р. Гинзбург выделил три основные характеристики психологического будущего в юношеском возрасте: структурированность, дальность планирования и насыщенность смыслом представлений о будущем [3].

    Выделив цель как единицу анализа психологического будущего личности, можно предположить, что структура целей дает возможность судить о содержании и ясности жизненной стратегии, а глубина целеполагания — о протяженности временной перспективы. Для экспериментального исследования жизненной стратегии нам необходим был список целей и оценка каждым испытуемым их важности в разные моменты его будущего.

    Составление списка жизненных целей представляет собой специальную теоретическую и экспериментальную задачу. Основная сложность такой задачи — соблюдение необходимого баланса между

 

полнотой  и краткостью списка. Наш список был составлен на основе исследования жизненных целей больших групп населения, проведенного Н.Н. Толстых и И.Г. Дубовым. В указанной работе список из 188 эмпирически выделенных жизненных целей был кластеризован, а полученные впоследствии данные подвергнуты факторному анализу. Было показано, что жизненные цели представлены в сознании человека не простым иерархическим списком, а образуют структуру, основанную на их смысловой взаимосвязи. Из полученной структуры мы выделили 16 жизненных целей, представляющих все основные оси в «многомерном пространстве смыслов, связанных с целеполаганием» [5].

    В итоге был получен следующий  список из 16 жизненных целей:

    овладеть  профессией, мастерством; путешествовать по миру; обрести свое призвание в жизни; стать богатым; найти настоящую любовь; получить хорошее образование; иметь интересный круг общения; заботиться об экологии; развиваться как личность; заботиться о своем здоровье; делать добро для других людей; иметь хорошую семью; стать известным; вести нравственную жизнь; иметь хороших друзей; способствовать развитию общества.

    Старшеклассникам  московских школ предлагалось оценить субъективную важность каждой из этих целей через 2, 5, 10 и 15 лет. В исследовании приняло участие 70 учеников IX-XI классов разных московских школ.

    Полученные  данные были подвергнуты факторному анализу методом главных компонент. В результате выделилось пять основных факторов, исчерпывающих 60 % дисперсии. Чтобы избежать субъективности в интерпретации факторов, результаты были оценены экспертами. В качестве экспертов выступили школьные психологи (семь человек), непосредственно работающие со старшеклассниками. Экспертов просили обозначить тот психологический феномен, который, на их взгляд, описывается набором целей, входящих в каждый фактор, и оценить по пятибалльной шкале, насколько четко данные цели его репрезентируют.

    На  основе контент-анализа высказываний экспертов выделенные факторы получили названия, а средний балл осознанности позволил судить о том, насколько ясно и четко испытуемые представляют свое будущее в каждый период времени. Перечислим факторы и включенные в каждый из них цели с указанием того, что, по мнению экспертов, эти цели отражают.

    1. Фактор позитивного социального проявления (15,4%), отражающий образ социально желательного поведения в обществе, включал в себя следующие цели: способствовать развитию общества, заботиться об экологии; делать добро для других людей; заботиться о своем здоровье.

  1. Фактор эмпатийного общения (13,5 %), отражающий потребность в общении, в том числе в построении парных отношений и создании семьи, включал в себя следующие цели: иметь хорошую семью, иметь верных друзей, найти настоящую любовь, иметь интересный круг общения.
  2. Фактор саморазвития и самоактуализации (10,5%), отражающий стремление к личностному росту, развитию рефлексии, расширению кругозора, включат в себя следующие цели: путешествовать по миру, развиваться как личность, вести нравственную жизнь.
  3. Фактор профессиональной самореализации (10,4 %), отражающий стремление к профессиональному развитию и обучению, включал в себя следующие цели: овладеть профессией, получить хорошее образование, найти свое призвание в жизни.
  4. Фактор внешнего успеха (10 %), связанный с наиболее традиционными представлениями об успехе у молодых людей, включал в себя следующие цели: стать богатым, стать известным.

    Следует отметить, что при рассмотрении каждого временного периода отдельно факторная структура несколько менялась. Все пять выделенных факторов присутствовали, но немного менялись значения каждого фактора в общей структу-

 

ре и  вес включенных в каждый фактор целей. В некоторых случаях факторная  структура оказывалась смазанной, а трактовка ее затруднительной. Ясность (или осознанность) целей в каждом факторе (средний балл экспертной оценки четкости) тоже менялась в зависимости от временного периода. В результате мы получили подтверждение существования всех пяти ранее выделенных факторов, но каждый из них имел разную степень осознанности в разный период времени. Иными словами, используя предложенный метод, можно в каждый заранее выбранный экспериментатором период времени получить две характеристики жизненной стратегии: содержание и степень осознанности.

    Чтобы проверить диагностическую силу данного метода, нам были необходимы две экспериментальные группы старшеклассников, жизненная стратегия которых гипотетически должна быть разной. Влияние социальной среды на формирование жизненной стратегии изучалось достаточно мало, но достоверные экспериментальные данные, полученные в комплексном исследовании влияния средовых факторов на стратегии и цели американских подростков [6], показали, что снижение качества семейного воспитания, низкий уровень образования родителей, отсутствие эмоциональной близости, а также низкий уровень жизни в целом негативно влияют на содержание жизненных перспектив. При этом отмечена позитивная роль целей, связанных со стремлением соответствовать нравственным нормам.

    Для проверки метода мы выбрали две группы старшеклассников из школ, различающихся целями и методами обучения и развития. Первая группа старшеклассников (89 человек) проживает в «спальном районе» Москвы и учится в стандартной средней школе в своем микрорайоне. Вторая группа старшеклассников (57 человек) была представлена учащимися нескольких православных гимназий. В них учатся дети родителей, придерживающихся традиций и норм православной жизни.

     Преподаватели этих школ стараются создать такую среду обучения, которая максимально способствовала бы воспитанию православного христианина — личности. сознательно реализующей христианские ценности и нормы.

    После  статистической  обработки и экспертной оценки данных можно с уверенностью констатировать,  что  они во многом отличны для разных экспериментальных групп (р<0,05).

    Осознанность  жизненной стратегии. Как видно на рисунке, осознанность жизненной стратегии у старшеклассников массовой школы ниже, чем у учащихся православной гимназии. При этом «пик ясности» наблюдается в данной группе старшеклассников при планировании на пять лет вперед. Это то время, когда им будет 20—21 год и когда они предполагают начать самостоятельную жизнь, стать взрослыми и независимыми. Свою жизнь через два года, когда нужно будет поступать в институт и выбирать профессию, старшеклассники массовой средней школы представляют себе нечетко. Еще менее ясно они представляют свою жизнь через 10 и через 15 лет.

Информация о работе Методика исследования жизненных стратегий личности