Автор: Анжелика Евтушенко, 18 Октября 2010 в 03:43, реферат
Товар – одна из важнейших категорий экономики в целом и рыночной экономики как таковой. Все мы живём в мире товаров, каждый день мы приобретаем товары для удовлетворения своих потребностей, каждый день товар продаём. И это утверждение верно не только по отношению к предпринимателям, которые занимаются непосредственно созданием и реализацией товаров и услуг. Оно верно и в отношении простых "работяг", которые ежедневно несут на продажу свой особый товар – свой труд. Поэтому знание особенностей "поведения" товара на рынке, на взгляд исследователя, необходимо не только людям, имеющим свой бизнес, но и простым обывателям.
Введение
1 Теоретические аспекты жизненного цикла товаров
1.1 Понятие жизненного цикла товаров
1.2 Этапы жизненного цикла товаров
1.3 Кривая жизненного цикла товаров. Виды кривых
2 Маркетинговые стратегии и маркетинговые инструменты, применяемые на различных этапах жизненного цикла товаров
2.1 Маркетинговые стратегии
2.2 Маркетинговые инструменты
Заключение
Список источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ
В Г. НАХОДКЕ
кафедра
экономики и процессов
управления
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Маркетинг»
специальность
080105.65 Финансы и кредит
на
тему «Жизненный цикл
товара»
Работа защищена Выполнил студент
_______________
«____»__________2010 г.
_____________________ Провери
менеджмента
г.
Находка
2010
Содержание
|
Введение………………………………………………………… | |
1 | Теоретические аспекты жизненного цикла товаров…………. | |
1.1 | Понятие жизненного цикла товаров………………………….. | |
1.2 | Этапы жизненного цикла товаров…………………………...... | |
1.3 | Кривая жизненного цикла товаров. Виды кривых…………… | |
2 | Маркетинговые
стратегии и маркетинговые |
|
2.1 | Маркетинговые стратегии……………………………………... | |
2.2 | Маркетинговые инструменты…………………………………. | |
Заключение…………………………………………………… |
||
Список источников………………………………… |
Введение
Товар
– одна из важнейших категорий
экономики в целом и рыночной
экономики как таковой. Все мы
живём в мире товаров, каждый день
мы приобретаем товары для удовлетворения
своих потребностей, каждый день товар
продаём. И это утверждение верно
не только по отношению к предпринимателям,
которые занимаются непосредственно
созданием и реализацией
Товар, попав на рынок, живет своей особой товарной жизнью, называемой в маркетинге жизненным циклом товара. Все, наверное, сталкивались с ситуацией, когда покупая новый модный товар по заоблачной цене, через пару месяцев обнаруживаешь, что этот товар не "навороченный эксклюзив", а уже просто недорогой ширпотреб. Особенно часто это происходит в случае приобретения новой техники, сотовых телефонов, компьютеров. Можно привести и другой пример: в 90-х годах профессия бухгалтера считалась одной из самых престижных и высокооплачиваемых. Сегодня, даже бухгалтеру с высшим образованием бывает сложно найти себе работу, а заработная плата у них (за исключением главных бухгалтеров), особенно в промышленности, часто равна, а иногда и меньше, чем у рабочих "от станка", окончивших 9 классов средней школы и местное ПТУ.
Казалось бы, приведённые выше примеры никак не связаны между собой, а между тем всё это лишь частные случаи такого экономического феномена как жизненный цикл товара (сокращённо ЖЦТ). Впервые концепция ЖЦТ была изложена Теодором Левитом в 1965 году. Смысл этой концепции сводится к тому, что каждый товар производится и живёт на рынке определённое время, т.е. имеет свой жизненный цикл. В зависимости от уровня спроса на продукцию, её качества, особенностей рынка жизненный цикл конкретного вида продукции может колебаться по протяжённости во времени: от нескольких дней до нескольких десятков лет.
Целью данной работы является изучение сущности жизненного цикла товара и его практическое применение.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Тема, выбранная мной, не только актуальна сегодня и имеет широкую "контактную аудиторию", но и не потеряет своей актуальности в будущем, не только для рыночной экономики, но и для других принципов экономического развития, так как жизненный цикл товара имеет большое значение. Во-первых, он ориентирует руководителей на проведение анализа деятельности предприятия с точки зрения как настоящих, так и будущих позиций. Во-вторых, жизненный цикл товара нацеливает на проведение систематической работы по планированию и разработке новой продукции. Но новая продукция требует новых инвестиций, что делает порой более выгодным продление жизни уже существующего товара, чем создание принципиально нового. В-третьих, концепция жизненного цикла товара позволяет предвидеть изменения во вкусах потребителей, действиях конкурентов и соответствующим образом приспосабливать к ситуации свой план маркетинговых мероприятий, а также позволяет сформировать оптимальный товарный ассортимент, или товарный портфель фирмы.
Изучение жизненного цикла товара является обязательной задачей предприятия в целях эффективной деятельности и продвижения товара на рынок.
1 Теоретические аспекты жизненного цикла товаров
1.1
Понятие жизненного
цикла товаров
Изучение
колебаний объемов и
Маркетинг в первую очередь интересует цикл жизни товара на рынке. По времени он короче экономического цикла, включающего фазы создания прототипа продукта, его экспериментального производства и короткий первоначальный период серийного производства, когда продукт еще не «дошел» до потребителя.
Жизненный цикл товара – это время существования товара на рынке. Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Могут быть товары-долгожители, но вечного товара нет.
Концепция
жизненного цикла товара впервые
была разработано и опубликована
в 1956 г. известным американским экономистом
и маркетологом Теодором Левитом. Это
концепция основана на том, что товару
отведен определенный срок жизни, в
течение которого он проходит ряд
этапов. Цель маркетинга заключается
в том, чтобы, по возможности, продлить
срок пребывания товара на рынке. При
этом следует некоторые этапы
жизненного цикла товара сокращать,
а некоторые – затягивать, пользуясь
инструментами регулирования
Концепция
жизненного цикла товара – это
документ (иногда многотомный), в котором
отражаются результаты работы специалистов
по определению стратегии и
1.2
Этапы жизненного
цикла товаров
Жизненный цикл товара и его стадии можно изобразить графически.
Для
этого на оси X отложим время, а на
оси Y - объем продажи товара в данный момент
времени:
Рис.1
Кривая жизненного цикла товара
I этап – этап внедрения товаров на рынок. Объемы их производства и реализации растут медленными темпами. Товары являются новыми, поэтому возникают трудности и с производством, и с реализацией продукции. К приобретению новых товаров настороженно относятся многие потребители. Спрос мал, производство не отложено, затраты на рекламу велики, каналы товародвижения только устанавливаются.
II этап – этап роста спроса на товар. На этом этапе темпы роста продаж резко возрастают, товар признается покупателями. Производство отложено, интенсивно модернизируется, издержки на него сокращаются, растет качество продукции, каналы товародвижения установлены и реклама налажена. На этом этапе затраты предприятия на модернизацию производства и самой продукции могут достигать 50-60% общих затрат на производство продукции.
III этап – этап зрелости товара, относительной стабильности жизненного цикла товара. Большинство покупателей уже сделали покупки. Пик продаж, темпы их роста падают. Предприятие предпринимает разнообразные методы стимулирования спроса: снижает цены, предоставляет льготы при повторных или неоднократных покупках товаров, улучшает сервис.
IV этап – этап насыщения. Рост продаж прекращается. Цена сильно снижается. Но, несмотря на снижение цены и использование других мер воздействия на покупателей, рост продаж прекращается. Охват рынка очень высок. Компании стремятся увеличить свой сектор на рынке. На этом этапе высока вероятность повторного технологического совершенствования товара и технологии. Часто этот этап соединяют с этапом зрелости по той причине, что четкого различия между ними нет.
V этап – этап спада. Он характеризуется
резким сокращением объемов производства
и реализации продукции вследствие насыщения
рынка товаром и удовлетворенности покупательского
спроса, а также усиления конкуренции
со стороны новых потребительских товаров.
Пытаясь удержать свои позиции, предприятия
вкладывают дополнительные средства в
модернизацию производства, повышение
качества и удешевление продукции, прекращают
производство неконкурентоспособных
товаров.
1.3
Кривая жизненного
цикла товаров.
Виды кривых
Кривую жизненного цикла товара, приведённую на рис.1 можно назвать идеальной или усреднённой. В реальности же кривая ЖЦТ может иметь иную форму, так как в рыночной практике жизненный цикл товара значительно отличается от классического как по форме, так и по продолжительности. Большинство исследователей выделяет 6 основных разновидностей ЖЦТ:
Кривая
увлечения описывает товар, который
получает быстрый взлёт и падение
популярности. В течении одного сезона
такой товар переживает все стадии
жизненного цикла, от роста сбыта
до его стремительного падения. Значительную
прибыль получают продавцы, своевременно
ушедшие с рынка, т. к. объём продаж
резко падает. Пример такого ЖЦТ
– игрушки "Тамагочи", которые
практически мгновенно