Валеологические основы труда учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

В связи с поставленной целью выдвигаем гипотезу: здоровье учителя влияет на профессиональную деятельность учителя.

Цель и гипотеза исследования определяют основные задачи данной работы:

провести теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов по вопросу валеологических основ труда учителя;
изучить специфические особенности умственно-эмоционального труда учителя;
составить программу эмпирического исследования профессионального выгорания педагогов городской и сельской школы и преподавателей образовательного учреждения среднего профессионального образования;
проанализировать результаты, полученные в эмпирическом исследовании данной проблемы;
сформулировать выводы и обнаружить практическую значимость исследования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……..3

Глава I Проблемы профессиональных рисков учителя

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья…….5
Здоровье учителя третьего тысячелетия…………………...………..8
Особенности умственно-эмоционального труда учителя………….10
Эмоциональный стресс и проблемы интеллектуального
труда учителя...…..…………………………………………………….12

Глава II Проблема эмоционального выгорания учителя

2.1 Профессиональное выгорание как психологическая проблема…………16

2.2 Рекомендации по профилактике профессионального

выгорания у педагогов……………………………………………………..18

Глава ΙΙI Эмпирическое исследование уровня эмоционального выгорания

учителя

3.1 Организация и ход исследования………………………………………… 23

3.2 Интерпретация полученных данных………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………..28

Библиография…………………………………………………………………..33

Приложение 1

Упражнения для профилактики эмоционального выгорания………………35

Работа содержит 1 файл

Валеологические основы труда учителя.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

       Синдром выгорания представляет собой процесс  постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического  утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

       Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной  сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

       Доминирующими являются такие симптомы как:

       «переживание  психотравмирующих обстоятельств» (52,5 %), это означает, что педагоги испытывают воздействие психотравмирующих  факторов, нарастающее напряжение, которое выливается в отчаяние и  негодование, неразрешимость ситуации приводит к развитию выгорания;

       «расширение сферы экономии эмоций» (47,5 %) говорит  о том, что данная форма защиты осуществляется вне профессиональной сферы, т.е. в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держатся в соответствии с нормативами, а дома замыкаются или, еще хуже готовы послать всех подальше;

       «неадекватное эмоциональное реагирование» (32,5%) говорит  о том, что педагог перестает  улавливать разницу между экономным  проявлением эмоций и неадекватным эмоциональным реагированием. Неадекватная «экономия» эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом, а учащийся при этом чувствует совсем другое - эмоциональную черствость, равнодушие, неуважение.

       Так же мы видим, что большинство испытуемых со сформировавшимся синдромом, находится  в фазе «резистенции» - сопротивления 35% у них происходит сопротивление  нарастающему стрессу, педагоги осознанно  или нет, стремятся к психологическому комфорту, к снижению давления внешних обстоятельств.

       Педагогу со сложившимся выгоранием сложно осуществить содержательную подготовку к занятиям, так как у них рассеяно внимание, их одолевает чувство усталости. У данных испытуемых менее выражена потребность в планировании. Саморегулятивная подготовка так же не может быть эффективной из-за отсутствия положительного настроя на работу.

       Педагоги  со сложившимся выгоранием испытывают трудности во время решения организационных  и коммуникативных задач, так как не всегда адекватно реагирует на ситуацию, рабочие контакты становятся выборочными. Возникают жалобы на «недостаточное признание заслуг и ценности работы педагога». Организационные недостатки они склонны воспринимать как «некомпетентность и/или ригидность начальников и проверяющих».

       Группа  педагогов с высоким уровнем  профессионального выгорания отличается следующими особенностями: менее развитой потребностью в планировании, более  частой сменой целей труда, более  низким уровнем достижения целей, меньшей реалистичностью планирования, менее адекватной оценкой внутренних условий и внешних обстоятельств труда, менее стабильным отношением к последствиям своих действий, частыми затруднениями в выделении цели и построении программы действий, адекватных текущей ситуации, неспособностью выявлять значимые изменения в ситуации, менее развитой способностью составлять программу (алгоритм) собственных действий, склонностью действовать путем проб и ошибок, большей импульсивностью действий, менее развитым системным видением ситуации, меньшей критичностью к собственным действиям, менее развитой способностью замечать свои ошибки и оперативно реагировать на них, неумением формулировать критерии достижения поставленных целей и отслеживать их выполнение, тенденцией к ухудшению качества и эффективности профессиональной деятельности при увеличении объема работы, ухудшении психофизиологического состояния или возникновении внешних трудностей, меньшими ресурсами для компенсации неблагоприятных для профессиональной деятельности личностных особенностей. 
     
     
     
     
     

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Баробанова, М. В. Изучение психологического  содержания синдрома «эмоционального  сгорания»: учебное пособие / М.  В. Баробанова. - М.: Педагогика, 2005. - 527 с. 

2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: учебное пособие / В. В. Бойко. - М.: Наука, 2003. - 154 с.

3. Боровикова, С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С. А. Боровикова; - М.: Просвещение, 2004. - 151 с.

4. Васильев, И. А. Мотивация и контроль действий: учебное пособие / И. А. Васильев. - Харьков, 2004. - 168 с.

5. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: учебное пособие / Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2005. - 421 с.

6. Демина, А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения: учебное пособие / А. Д. Демина. - М.: Просвещение, 2006. - 236 с.

7. Козлов, В. Н. Физиология и психология труда: учебное пособие / В. Н. Козлов. - М.: Просвещение, 2004. - 220 с.

8. Кочунас, Р. Основы психологического консультирования: учебное пособие / Р. Кочунас. - СПб.: Питер, 2005. - 242 с.

9. Крайг, Г. Психология развития - СПб.: Питер, 2007. - 992 с.

10. Макаревич, Р. А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися: учебное пособие / Р. А. Макаревич. - СПб.: Питер, 2007. - 267 с.

11. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Комарова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

12. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования: учебное пособие / В. Е. Орел. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 221 с.

13. Психологический словарь / Авт.-сост. А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 2005. - 598 с.

14. Реан, А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей: учебное пособие / А. А. Реан. - СПб.: Мирт, 2006. - 249 с.

15. Физиологические и психические основы труда: учебное пособие / Под ред. А. Б. Леонова. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007 - 138 с.

 

      Приложение 1

Упражнения  для профилактики эмоционального выгорания

   Релаксационное упражнение (техника напряжения и расслабления)

   Упражнение  “Мышечная энергия” (выработка  навыков мышечного контроля)

   Инструкция  участникам тренинга: Согните и изо  всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!

   Постарайтесь  убрать излишнее напряжение. Держите  палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный — напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.

   Напрягите левую ногу — как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как  распределена мышечная энергия в  теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?

   Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как  если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.

   Упражнение “Напряжение - расслабление”

   Участникам  предлагается встать прямо и сосредоточить  внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

   Упражнение “Огонь - лед”

   Упражнение  включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники  выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

   Упражнение “Дождик”

   Участники становятся в круг друг за другом и  кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются. 

   Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения 

   Упражнение “Моечная машина”

   Все участники становятся в две шеренги  лицом дуг к другу. Первый человек  становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно  и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

   Упражнение “Растем”

   Участники находятся в круге. Исходное положение  — сидя на корточках, голову нагнуть  к коленям, обхватив их руками.

   Инструкция  ведущего: Представьте, что вы маленький  росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

   Усложняя  в будущем упражнение, ведущий  может увеличить продолжительность  роста до 10—20 стадий.

   Упражнение “Потянулись - сломались”

   Исходное  положение — стоя, руки и все  тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

   Инструкция  ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше,.. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его! 

   Упражнения на осознание и принятие своих чувств 

   Упражнение “Чувство”

   Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа. Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.

   Вопросы для обсуждения:

  • Воспринимали ли вас адекватно?
  • Почему возникали затруднения в определении чувства?
  • Расскажите о своих впечатлениях.

   Упражнение “Список эмоций”

   Группе  предлагается назвать как можно  больше слов, обозначающих эмоции. Затем  кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.

   Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все  ее показывают.

Информация о работе Валеологические основы труда учителя