Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:39, курсовая работа
В связи с поставленной целью выдвигаем гипотезу: здоровье учителя влияет на профессиональную деятельность учителя.
Цель и гипотеза исследования определяют основные задачи данной работы:
провести теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов по вопросу валеологических основ труда учителя;
изучить специфические особенности умственно-эмоционального труда учителя;
составить программу эмпирического исследования профессионального выгорания педагогов городской и сельской школы и преподавателей образовательного учреждения среднего профессионального образования;
проанализировать результаты, полученные в эмпирическом исследовании данной проблемы;
сформулировать выводы и обнаружить практическую значимость исследования.
Введение ………………………………………………………………….……..3
Глава I Проблемы профессиональных рисков учителя
Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья…….5
Здоровье учителя третьего тысячелетия…………………...………..8
Особенности умственно-эмоционального труда учителя………….10
Эмоциональный стресс и проблемы интеллектуального
труда учителя...…..…………………………………………………….12
Глава II Проблема эмоционального выгорания учителя
2.1 Профессиональное выгорание как психологическая проблема…………16
2.2 Рекомендации по профилактике профессионального
выгорания у педагогов……………………………………………………..18
Глава ΙΙI Эмпирическое исследование уровня эмоционального выгорания
учителя
3.1 Организация и ход исследования………………………………………… 23
3.2 Интерпретация полученных данных………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..28
Библиография…………………………………………………………………..33
Приложение 1
Упражнения для профилактики эмоционального выгорания………………35
Синдром
выгорания представляет собой процесс
постепенной утраты эмоциональной,
когнитивной и физической энергии,
проявляющийся в симптомах
Можно
предположить, что синдром эмоционального
выгорания, характеризующийся
Доминирующими являются такие симптомы как:
«переживание
психотравмирующих
«расширение сферы экономии эмоций» (47,5 %) говорит о том, что данная форма защиты осуществляется вне профессиональной сферы, т.е. в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держатся в соответствии с нормативами, а дома замыкаются или, еще хуже готовы послать всех подальше;
«неадекватное эмоциональное реагирование» (32,5%) говорит о том, что педагог перестает улавливать разницу между экономным проявлением эмоций и неадекватным эмоциональным реагированием. Неадекватная «экономия» эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом, а учащийся при этом чувствует совсем другое - эмоциональную черствость, равнодушие, неуважение.
Так же мы видим, что большинство испытуемых со сформировавшимся синдромом, находится в фазе «резистенции» - сопротивления 35% у них происходит сопротивление нарастающему стрессу, педагоги осознанно или нет, стремятся к психологическому комфорту, к снижению давления внешних обстоятельств.
Педагогу со сложившимся выгоранием сложно осуществить содержательную подготовку к занятиям, так как у них рассеяно внимание, их одолевает чувство усталости. У данных испытуемых менее выражена потребность в планировании. Саморегулятивная подготовка так же не может быть эффективной из-за отсутствия положительного настроя на работу.
Педагоги со сложившимся выгоранием испытывают трудности во время решения организационных и коммуникативных задач, так как не всегда адекватно реагирует на ситуацию, рабочие контакты становятся выборочными. Возникают жалобы на «недостаточное признание заслуг и ценности работы педагога». Организационные недостатки они склонны воспринимать как «некомпетентность и/или ригидность начальников и проверяющих».
Группа
педагогов с высоким уровнем
профессионального выгорания
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложение 1
Упражнения для профилактики эмоционального выгорания
Релаксационное упражнение (техника напряжения и расслабления)
Упражнение “Мышечная энергия” (выработка навыков мышечного контроля)
Инструкция участникам тренинга: Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный — напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
Напрягите левую ногу — как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?
Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.
Упражнение “Напряжение - расслабление”
Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Упражнение “Огонь - лед”
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
Упражнение “Дождик”
Участники
становятся в круг друг за другом и
кладут руки на плечи впереди стоящему.
Легкими прикосновениями каждый
участник имитирует капли начинающегося
дождя. Капли падают чаще, дождь становится
сильнее и превращается в ливень. Большие
потоки стекают по спине. Затем потоки
становятся все меньше, капли реже и совсем
прекращаются.
Телесно-ориентированная
терапия: упражнения на снятие излишнего
напряжения
Упражнение “Моечная машина”
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.
Упражнение “Растем”
Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.
Инструкция
ведущего: Представьте, что вы маленький
росток, только что показавшийся из
земли. Вы растете, постепенно распрямляясь,
раскрываясь и устремляясь
Усложняя
в будущем упражнение, ведущий
может увеличить
Упражнение “Потянулись - сломались”
Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.
Инструкция
ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше,
выше,.. Мысленно отрываем пятки от пола,
чтобы стать еще выше (реально пятки на
полу)... А теперь наши кисти как бы сломались,
безвольно повисли. Теперь руки сломались
в локтях, в плечах, упали плечи, повисла
голова, сломались в талии, подогнулись
колени, упали на пол... Лежим расслабленно,
безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе.
Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили
его!
Упражнения
на осознание и принятие своих чувств
Упражнение “Чувство”
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа. Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.
Вопросы для обсуждения:
Упражнение “Список эмоций”
Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.
Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все ее показывают.