Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:39, курсовая работа
В связи с поставленной целью выдвигаем гипотезу: здоровье учителя влияет на профессиональную деятельность учителя.
Цель и гипотеза исследования определяют основные задачи данной работы:
провести теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов по вопросу валеологических основ труда учителя;
изучить специфические особенности умственно-эмоционального труда учителя;
составить программу эмпирического исследования профессионального выгорания педагогов городской и сельской школы и преподавателей образовательного учреждения среднего профессионального образования;
проанализировать результаты, полученные в эмпирическом исследовании данной проблемы;
сформулировать выводы и обнаружить практическую значимость исследования.
Введение ………………………………………………………………….……..3
Глава I Проблемы профессиональных рисков учителя
Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья…….5
Здоровье учителя третьего тысячелетия…………………...………..8
Особенности умственно-эмоционального труда учителя………….10
Эмоциональный стресс и проблемы интеллектуального
труда учителя...…..…………………………………………………….12
Глава II Проблема эмоционального выгорания учителя
2.1 Профессиональное выгорание как психологическая проблема…………16
2.2 Рекомендации по профилактике профессионального
выгорания у педагогов……………………………………………………..18
Глава ΙΙI Эмпирическое исследование уровня эмоционального выгорания
учителя
3.1 Организация и ход исследования………………………………………… 23
3.2 Интерпретация полученных данных………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..28
Библиография…………………………………………………………………..33
Приложение 1
Упражнения для профилактики эмоционального выгорания………………35
-
эмоционально-личностное
-
поддержание хорошей
-
умение рассчитывать и
- возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.
Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.
Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения - избегание, манипулятивные и агрессивные действия - сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.
Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.
Поэтому
каждый человек может осознанно выбрать
- будет ли он выгорать под напором внешних
обстоятельств, иногда действительно
очень неблагоприятных, или прилагать
энергию для поиска новых ресурсов своей
личности через нахождение новых смыслов,
позитивных моментов и просто через переживание
сиюминутных приятных ощущений.
ГЛАВА
ΙΙΙ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
3.1 Организация и ход исследования
Испытуемые – преподаватели «Лениногорского музыкально-художественного педагогического училища» и группа учителей Муниципального образовательного учреждения «Мичуринская основная школа», МОУ «Лицей №12» г. Лениногорска РТ.
Тестирования проводились в классных помещениях ГАОУ СПО «ЛМХПУ», Мичуринской основной школы и МОУ «Лицей №12». В помещениях была нормальная комнатная температура, хорошее освещение и отсутствие посторонних отвлекающих шумов.
Перед выполнением задания испытуемые прослушали инструкцию.
Во время выполнения методики испытуемые не задавали дополнительных вопросов.
Несколько испытуемых отказались принять участие в тестировании.
На выполнение теста потребовалось 30 минут. Вместе с зачитыванием инструкции методика заняла 38 минут.
Результаты выполнения методики оценивались в соответствии с предложенной в ней интерпретацией.
Общие
показатели по тесту В.В.Бойко представлены
в таблицах и диаграммах:
Таблица 1
Результаты обследования группы преподавателей ГАОУ СПО Лениногорского музыкально-художественного педагогического училища
№ п/п | Напряжение | Резистенция | Истощение | Общ
Балл | |||||||||
П | Н | З | ТиД | НА | ЭД | ЭЭ | Р | Э/
Дф |
ЭО | ЛО | ПН | ||
1 | 12 | 15 | 2 | 15 | 27 | 25 | 38 | 30 | 30 | 3 | 8 | 15 | 220 |
2 | 2 | 3 | 5 | 7 | 12 | 19 | 2 | 2 | 3 | 10 | 0 | 3 | 68 |
3 | 12 | 15 | 2 | 15 | 27 | 25 | 38 | 30 | 30 | 3 | 8 | 15 | 220 |
4 | 7 | 8 | 7 | 13 | 12 | 5 | 28 | 10 | 7 | 0 | 15 | 15 | 127 |
5 | 12 | 8 | 0 | 13 | 10 | 0 | 28 | 5 | 5 | 3 | 15 | 23 | 122 |
6 | 22 | 8 | 5 | 18 | 17 | 17 | 23 | 7 | 5 | 16 | 3 | 10 | 151 |
7 | 7 | 3 | 0 | 5 | 20 | 9 | 17 | 22 | 5 | 15 | 8 | 8 | 119 |
8 | 2 | 3 | 0 | 3 | 17 | 2 | 2 | 17 | 5 | 3 | 0 | 6 | 60 |
9 | 0 | 3 | 5 | 0 | 12 | 7 | 0 | 7 | 5 | 8 | 0 | 3 | 50 |
10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 10 | 25 | 17 | 15 | 15 | 0 | 0 | 146 |
11 | 12 | 11 | 21 | 8 | 17 | 5 | 33 | 17 | 7 | 8 | 0 | 7 | 146 |
12 | 2 | 5 | 0 | 8 | 0 | 5 | 8 | 10 | 5 | 5 | 0 | 8 | 56 |
13 | 7 | 11 | 16 | 8 | 17 | 5 | 33 | 17 | 7 | 8 | 0 | 7 | 136 |
14 | 0 | 3 | 5 | 0 | 12 | 7 | 0 | 7 | 5 | 8 | 0 | 3 | 49 |
15 | 15 | 11 | 16 | 8 | 15 | 7 | 33 | 19 | 14 | 8 | 5 | 7 | 158 |
По
результатам тестирования обнаружено,
подавляющее большинство учителей имеют
сформировавшуюся фазу «эмоционального
выгорания».
Таблица
2
Фаза не сформировалась | Фаза в стадии формирования | Сформировавшаяся фаза | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
0 | 0 | 4 | 26,7 | 11 | 73,3 |
Диаграмма
1
Сравнительная
диаграмма формирования симптома ЭВ
преподавателей ГАОУ СПО «ЛМХПУ»
Результаты
обследования группы учителей Мичуринской
основной школы по тесту В.В.Бойко представлены
в таблице 3.
Таблица
3
№ п/п | Напряжение | Резистенция | Истощение | Общ
Балл | |||||||||
П | Н | З | ТиД | НА | ЭД | ЭЭ | Р | Э/
Дф |
ЭО | ЛО | ПН | ||
1 | 12 | 0 | 2 | 16 | 7 | 15 | 17 | 22 | 5 | 8 | 10 | 10 | 124 |
2 | 2 | 13 | 0 | 0 | 10 | 8 | 0 | 5 | 0 | 8 | 0 | 2 | 48 |
3 | 7 | 6 | 16 | 5 | 18 | 22 | 10 | 28 | 16 | 17 | 8 | 7 | 162 |
4 | 2 | 3 | 0 | 3 | 7 | 11 | 0 | 5 | 0 | 5 | 3 | 2 | 41 |
5 | 5 | 10 | 23 | 11 | 25 | 14 | 0 | 9 | 15 | 0 | 8 | 10 | 130 |
6 | 12 | 3 | 5 | 5 | 17 | 7 | 7 | 15 | 13 | 3 | 5 | 25 | 117 |
7 | 2 | 8 | 2 | 13 | 17 | 22 | 37 | 5 | 5 | 0 | 3 | 13 | 127 |
8 | 9 | 3 | 16 | 10 | 18 | 20 | 30 | 20 | 10 | 0 | 10 | 8 | 154 |
9 | 4 | 2 | 7 | 8 | 23 | 22 | 30 | 25 | 17 | 7 | 10 | 10 | 144 |
10 | 8 | 10 | 23 | 11 | 25 | 19 | 3 | 10 | 10 | 0 | 8 | 13 | 140 |
11 | 7 | 6 | 16 | 5 | 18 | 22 | 10 | 28 | 16 | 17 | 8 | 10 | 163 |
12 | 7 | 8 | 2 | 15 | 17 | 22 | 30 | 12 | 13 | 0 | 8 | 10 | 144 |
13 | 4 | 8 | 13 | 8 | 18 | 25 | 30 | 17 | 10 | 7 | 5 | 5 | 150 |
14 | 12 | 0 | 2 | 11 | 7 | 15 | 22 | 22 | 2 | 8 | 10 | 10 | 121 |
15 | 2 | 3 | 0 | 3 | 17 | 2 | 4 | 15 | 5 | 3 | 0 | 6 | 60 |
По
результатам тестирования обнаружено,
подавляющее большинство
Таблица
4
Фаза не сформировалась | Фаза в стадии формирования | Сформировавшаяся фаза | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
0 | 0 | 3 | 20 | 12 | 80 |
Сравнительная диаграмма формирования симптома ЭВ учителей Мичуринской основной школы
Диаграмма 2
Результаты обследования учителей МОУ «Лицей № 12»
г. Лениногорска РТ
№ п/п | Напряжение | Резистенция | Истощение | Общ
Балл | |||||||||
П | Н | З | ТиД | НА | ЭД | ЭЭ | Р | Э/
Дф |
ЭО | ЛО | ПН | ||
1 | 4 | 8 | 1 | 2 | 8 | 25 | 6 | 19 | 15 | 13 | 6 | 5 | 112 |
2 | 0 | 5 | 3 | 3 | 13 | 25 | 20 | 14 | 15 | 13 | 3 | 10 | 116 |
3 | 12 | 6 | 5 | 18 | 15 | 10 | 6 | 2 | 0 | 3 | 6 | 15 | 98 |
4 | 2 | 0 | 0 | 0 | 10 | 5 | 2 | 5 | 0 | 0 | 3 | 3 | 30 |
5 | 20 | 5 | 11 | 3 | 20 | 25 | 5 | 18 | 7 | 18 | 5 | 5 | 142 |
6 | 0 | 8 | 1 | 0 | 15 | 10 | 10 | 4 | 7 | 5 | 0 | 8 | 68 |
7 | 19 | 3 | 7 | 5 | 22 | 17 | 15 | 23 | 5 | 0 | 3 | 10 | 129 |
8 | 0 | 3 | 0 | 0 | 12 | 18 | 14 | 2 | 15 | 17 | 10 | 5 | 96 |
Таблица
6
Фаза не сформировалась | Фаза в стадии формирования | Сформировавшаяся фаза | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
1 | 12,5 | 0 | 0 | 7 | 87,5 |
Диаграмма 3
Сравнительная диаграмма формирования симптома ЭВ учителей
МОУ
«Лицей №12»
Диаграмма 4
Сравнительная диаграмма сложившегося симптома ЭВ
у
педагогов различных ОУ
Таким
образом, можно сделать следующий вывод: большинство
педагогов, работающих как в образовательных
учреждениях среднего профессионального
образования, так и в городской и сельской
школе, имеют сложившийся симптом
эмоционального выгорания. Наибольший
процент учителей, имеющих сформировавшийся
симптом эмоционального выгорания, работают
в городской школе (87,7%), причем именно
в этой группе находились педагоги, отказавшиеся
от тестирования по причине беспокойства
о «плохом результате», что уже является
показателем повышенной тревожности.
Немногим меньше учителей сельской школы
(80%) также находятся в третьей стадии формирования
синдрома эмоционального выгорания, а
самое меньшее количество таких педагогов
– в учреждении среднего профессионального
образования (73,3%) , но и эта цифра показывает,
что подавляющее большинство педагогов
нуждаются в помощи психологов для решения
уже возникшей проблемы профессионального
выгорания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность педагога непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического и физического самочувствия.