Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:39, курсовая работа
В связи с поставленной целью выдвигаем гипотезу: здоровье учителя влияет на профессиональную деятельность учителя.
Цель и гипотеза исследования определяют основные задачи данной работы:
провести теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов по вопросу валеологических основ труда учителя;
изучить специфические особенности умственно-эмоционального труда учителя;
составить программу эмпирического исследования профессионального выгорания педагогов городской и сельской школы и преподавателей образовательного учреждения среднего профессионального образования;
проанализировать результаты, полученные в эмпирическом исследовании данной проблемы;
сформулировать выводы и обнаружить практическую значимость исследования.
Введение ………………………………………………………………….……..3
Глава I Проблемы профессиональных рисков учителя
Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья…….5
Здоровье учителя третьего тысячелетия…………………...………..8
Особенности умственно-эмоционального труда учителя………….10
Эмоциональный стресс и проблемы интеллектуального
труда учителя...…..…………………………………………………….12
Глава II Проблема эмоционального выгорания учителя
2.1 Профессиональное выгорание как психологическая проблема…………16
2.2 Рекомендации по профилактике профессионального
выгорания у педагогов……………………………………………………..18
Глава ΙΙI Эмпирическое исследование уровня эмоционального выгорания
учителя
3.1 Организация и ход исследования………………………………………… 23
3.2 Интерпретация полученных данных………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..28
Библиография…………………………………………………………………..33
Приложение 1
Упражнения для профилактики эмоционального выгорания………………35
Если учесть, что сегодня в школах 65% учителей имеют стаж непрерывной профессиональной деятельности свыше 30 лет, то станет понятно, каких физических и психоэмоциональных затрат требует работа педагога и как это отражается на здоровье индивидуальном и общества в целом. Заметим к тому же, что в целом по стране 78% школьных преподавателей – женщины предпенсионного и пенсионного возраста.
Изначально профессия педагога содержит в себе риски, влияющие на здоровье биологической системы, которой является человек. Эмоциональное напряжение, возникающее в процессе оценочной мотивационной деятельности, связанной с выбором альтернатив (а такова учительская), направлений организации новых видов работы в соответствии с доминирующей потребностью учебного процесса, гораздо выше, чем в любой другой эмоционально-интеллектуальной профессии, например актерской, режиссерской и т.д.
Учитель, осуществляя определенный алгоритм действий (мел, доска, карта и т.д.), использует меньше трети мышц, главным образом это мышцы предплечья и кисти рук, а также речевые мышцы. На долю остальной мускулатуры остается лишь поддержание позы, что в свою очередь также приводит к перенапряжению.
Среди многих факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний для учителя наиболее существенными являются: повышенная нервно-эмоциональная напряженность, гипокинезия, излишняя масса тела, курение и другие факторы.
Таким образом, высокий темп жизни, большие скорости, возросшая ответственность в процессе модернизации школы, наличие нервно-эмоционального компонента и конфликтных ситуаций, гипокинезия, монотонность в работе предъявляют повышенные требования к организму учителя.
Эти особенности умственного труда отрицательно влияют на состояние здоровья учителя и обуславливают высокую частоту сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, снижают общую работоспособность, что в свою очередь отражается на процессе общения с учащимися и коллегами.
Проблемы здоровья, в том числе и
гендерно-возрастные, не могут успешно
решаться без знания психофизиологических
механизмов поддержания и регуляции работоспособности
при различной степени нервного напряжения,
условий развития утомления и его перехода
в переутомление, в частности под влиянием
перенапряжения. Как правило, учитель
не владеет этими знаниями. Возникает
новая проблема – риск перенапряжения
интеллектуальных функций.
ГЛАВА
ΙΙ ИЗУЧЕНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕДАГОГА
2.1
Профессиональное выгорание как психологическая
проблема
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на страницах популярных изданий. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения.
«Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. В классических исследованиях Селье, а позднее - Лазаруса, Розепмана и Фридмана было показано, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Появился термин «бессильный помощник» описывающий состояние психической перегрузки в социальных профессиях.
Эмоциональное выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую защитную реакция организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение - его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Согласно современным данным, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
В настоящее время, под психическим выгоранием понимается профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение; цинизм; профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.
Установлено,
что у мужчин более высокие
баллы по деперсонализации, а женщины
в большей степени подвержены
эмоциональному истощению. Это связано
с тем, что у мужчин преобладают
инструментальные ценности, женщины же
более эмоционально отзывчивы и у них
меньше чувство отчуждения от своих клиентов.
Риск подвергнуться выгоранию зависит
от того, насколько выполняемые работниками
функции соответствуют их полоролевой
ориентации. Мужчины оказались более чувствительными
к воздействию стрессоров в тех ситуациях,
которые требовали от них демонстрации
истинно мужских качеств, таких, как физические
данные, мужская отвага, эмоциональная
сдержанность, показ своих достижений
в работе. В то же самое время женщины оказались
более чувствительны к стрессовым факторам
при выполнении тех обязанностей, которые
требовали от них сопереживания, воспитательных
умений, подчинения. В качестве другого
объяснения предлагается тезис о том,
что работающая женщина испытывает более
высокие рабочие перегрузки (по сравнению
с мужчинами) из-за дополнительных домашних
и семейных обязанностей. Феминизированность
профессии учителя имеет целый ряд отрицательных
моментов. Среди них повышенная в сравнении
с мужчинами - в три раза, по данным Т.Н.
Егоровой - заболеваемость психическими
болезнями, высокая «стрессируемость»,
вызываемая бытовыми неурядицами из-за
не меньшей загруженности работой по дому,
недостаточности внимания, уделяемого
домочадцам и т.п.
2.2 Рекомендации по профилактике профессионального выгорания у педагогов
Наиболее распространенным средством для профилактики профессионального выгорания является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе, быстро устаревают. В американской литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности», заимствованный из ядерной физики. В данном случае это означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний, по мере появления новых знаний, по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.
Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя управление как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется нейролингвистическое программирование.
Аутогенная
тренировка используется в таких
видах деятельности, которые вызывают
у человека повышенную эмоциональную
напряженность. Педагогическая работа
связана с интенсивным
Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Так, например Г.Н.Сытин в своей книге «Животворящая сила. Помоги себе сам» предлагает метод словесно - образного эмоционально - волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины.
Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определенным правилам. Применительно к педагогической деятельности охарактеризуем сферу практического применения каждого вида групп.
Т-группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в ней направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность; выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих коллег и родителей; с которыми приходиться вступать в общение по поводу обучения и воспитания детей; обучение правильному поведению в ситуациях межличностного общения.
Группы встреч. Основная цель - осознание и реализация того потенциала личности и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде. Эффективно использовать такой вид работы для начинающих учителей и воспитателей с целью повышения их уровня самосознания и развития личности. Можно включать старшеклассников и родителей для достижения доверия между взрослыми и детьми.
Гештальтгруппы. Работа руководителя группы осуществляется не со всеми участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся на время стать главным действующим лицом. Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента. Ключевыми понятиями в такой работе группы являются «осознание» и «сосредоточенность на настоящем». Опыт работы в таком направлении повышает эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.
Соблюдая
перечисленные ниже рекомендации, можно
предотвратить возникновение
- определение для себя
-
использование «тайм-аутов», что
необходимо для обеспечения
- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);
- профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива; для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
- уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);