Валеологические основы труда учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

В связи с поставленной целью выдвигаем гипотезу: здоровье учителя влияет на профессиональную деятельность учителя.

Цель и гипотеза исследования определяют основные задачи данной работы:

провести теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов по вопросу валеологических основ труда учителя;
изучить специфические особенности умственно-эмоционального труда учителя;
составить программу эмпирического исследования профессионального выгорания педагогов городской и сельской школы и преподавателей образовательного учреждения среднего профессионального образования;
проанализировать результаты, полученные в эмпирическом исследовании данной проблемы;
сформулировать выводы и обнаружить практическую значимость исследования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……..3

Глава I Проблемы профессиональных рисков учителя

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья…….5
Здоровье учителя третьего тысячелетия…………………...………..8
Особенности умственно-эмоционального труда учителя………….10
Эмоциональный стресс и проблемы интеллектуального
труда учителя...…..…………………………………………………….12

Глава II Проблема эмоционального выгорания учителя

2.1 Профессиональное выгорание как психологическая проблема…………16

2.2 Рекомендации по профилактике профессионального

выгорания у педагогов……………………………………………………..18

Глава ΙΙI Эмпирическое исследование уровня эмоционального выгорания

учителя

3.1 Организация и ход исследования………………………………………… 23

3.2 Интерпретация полученных данных………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………..28

Библиография…………………………………………………………………..33

Приложение 1

Упражнения для профилактики эмоционального выгорания………………35

Работа содержит 1 файл

Валеологические основы труда учителя.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

   Конкурс «Педагогический Олимп-2011» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ 
 
 
 
 

   Ситдикова Регина Ф., студентка 4 курса

   отделения «Изобразительное искусство 

   и черчение »

   ГАОУ  СПО «Лениногорское музыкально-

   художественное  педагогическое училище» 
 
 
 

   Научный руководитель

   Ячменёва  Е.Ю.

   преподаватель психологии

   высшей  квалификационной категории

   ГАОУ  СПО «Лениногорское музыкально-

   художественное  педагогическое училище» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   г. Казань 2011.

 

   

   Содержание 

   Введение  ………………………………………………………………….……..3

   Глава I Проблемы профессиональных рисков учителя

    1. Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья…….5
    2. Здоровье учителя третьего тысячелетия…………………...………..8
    3. Особенности умственно-эмоционального труда учителя………….10
    4. Эмоциональный стресс и проблемы интеллектуального

                 труда учителя...…..…………………………………………………….12

   Глава II Проблема эмоционального выгорания учителя

   2.1 Профессиональное выгорание как психологическая проблема…………16

   2.2 Рекомендации по профилактике профессионального

         выгорания у педагогов……………………………………………………..18

   Глава ΙΙI Эмпирическое исследование уровня эмоционального выгорания

                   учителя

   3.1 Организация  и ход исследования………………………………………… 23

   3.2 Интерпретация  полученных данных………………………………………24

    Заключение……………………………………………………………………..28

    Библиография…………………………………………………………………..33

      Приложение 1

      Упражнения для профилактики  эмоционального выгорания………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ

       Почему так важно здоровье учителя? В современных условиях гуманизации образования особенно остро стоит задача развития личности учащихся, изучения их индивидуальных особенностей. Необходимо создание условий, обеспечивающих наиболее полную реализацию потенциала личности и развитие ее способностей, становление индивидуальности каждого конкретного школьника. В связи с этим возрастает роль личности педагога в процессе формирования индивидуальности учащихся. Выражением этой интеграционной тенденции стал принцип, сформулированный в отечественной психологии: «обучение должно быть подчинено процессу развития личности». До этого школа слишком долго работала в иной парадигме, отвлекаясь от того очевидного факта, что ее «продукция» - человек, личность, индивидуальность, и имея в качестве главной задачи усвоение учащимися суммы знаний. Поэтому сегодня тезис о подчинении обучения процессу развития личности звучит отнюдь не тривиально. Этот тезис не только декларируется учеными. Проведены исследования, характеризующие влияние учителя на личность его воспитанников. В этой связи возрастает интерес к изучению деятельности педагогов. Основные вопросы, посвященные деятельности педагогов, освещены в работах Е.А. Климова, В.С. Мерлина, Е.П. Ильина, В.А. Толочека, М.Р. Щукина и других исследователей. В работах данных авторов освещен достаточно широкий круг проблем, имеющих отношение к педагогической деятельности: психологическая структура деятельности, стиль деятельности педагога, процесс формирования личности учителя и др. Вместе с тем недостаточно полно представлены исследования, освещающие связь деятельности педагога с эмоциональными состояниями, с его здоровьем.

   Изначально  профессия педагога содержит в себе риски, влияющие на здоровье биологической системы, которой является человек. Эмоциональное напряжение, возникающее в процессе оценочной мотивационной деятельности, связанной с выбором альтернатив (а такова учительская), направлений организации новых видов работы в соответствии с доминирующей потребностью учебного процесса, гораздо выше, чем в любой другой эмоционально-интеллектуальной профессии, например актерской, режиссерской и т.д.

   Таким образом, нельзя отрицать тот факт, что педагогу приходится противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. Другими словами, ему необходимо выполнить все требования, предъявляемые профессией, при этом оптимально реализовать себя в ней и получить удовлетворение от своего труда.

   Изучение  теоретического материала по данному  вопросу позволило обнаружить     следующую    проблему: какие факторы лежат в основе здоровья учителя и как от этого зависит его профессиональная деятельность. Исследование этой проблемы и составляет цель данной работы: изучить факторы, влияющие на здоровье учителя.

   Объектом  исследования является педагогическая деятельность.

   Предметом  исследования являются факторы, влияющие на профессиональную деятельность учителя.

   В связи с поставленной целью  выдвигаем  гипотезу: здоровье учителя влияет на профессиональную деятельность учителя.

   Цель  и гипотеза   исследования определяют основные задачи данной работы:

  1. провести теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов по вопросу валеологических основ труда учителя;
  2. изучить специфические особенности умственно-эмоционального труда учителя;
  3. составить программу эмпирического исследования профессионального выгорания педагогов городской и сельской школы и преподавателей образовательного учреждения среднего профессионального образования;
  4. проанализировать результаты, полученные в эмпирическом исследовании данной проблемы;
  5. сформулировать выводы и обнаружить практическую значимость исследования.

   Всё вышеизложенное обусловило применение в данном исследовании следующих  взаимодополняющих методов:

    • метод наблюдения;
    • метод беседы;
    • метод тестирования;
    • экспериментальный метод.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА Ι  ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕСССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ УЧИТЕЛЯ 

   1.1 Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья 

   Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос «это когда ничего не болит» кажущаяся, и до сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует.                                                                                                                               

       Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Если вдуматься в это определение, можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией.          

   Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации.

        Н.М.Амосов (1987) полагает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. И.И.Брехман (1987) определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

        В настоящее время принято  выделять несколько компонентов  (видов) здоровья:

   1.Соматическое здоровье - текущее состояние  органов и систем организма человека,- основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.                                                                                                                        2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

   3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

     4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сфере жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

         Образ жизни - биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

        Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

         Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ); это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

         Как уже было сказано выше, здоровье в обществе, в первую  очередь в силу низкой культуры, еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности. Решение этой задачи  возможно при сочетанной работе по следующим направлениям:

     - валеологическое образование каждого человека,  начиная с самого раннего возраста;

     - самовоспитание личности - креативная валеология (creation – сотвори) – сотвори сам себя.                                                                                                         

         Исследования специалистов констатируют, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями здоровья. Оно ухудшается по мере увеличения стажа работы в школе.

     Утрата здоровья учителем - показатель степени социальной адаптации - нередко ниже, чем у больных неврозами. Проработав 15 лет на «педагогической ниве»  учитель сам ощущает постоянно нарастающую невротичность, психическое изнеможение. Данный фактор имеет глубокие генетические корни. В конце ХIX века педагог и философ В.Розанов [1, стр. 12] отметил, что в России есть различные общества покровительства, в том числе животным, но нет никого и ничего, кто заботился бы об учителе.

Информация о работе Валеологические основы труда учителя