Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:03, курсовая работа
Цель работы: выявление уровня концентрации и устойчивости внимания у детей 8-10 лет.
Задачи работы:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме психодиагностики детей младшего школьного возраста;
2. Выявить уровень концентрации и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста;
3. Проанализировать полученные результаты исследования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………3-4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………5-24
1.1 Особенности физического развития……………………………………5-6
1.2 Когнитивное развитие……………………………………………………6-9
1.3 Психосоциальное развитие………………………………………………9-16
1.4 Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста………16-22
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….23-24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………25-29
2.1 Методология исследования…………………………………………….25-26
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………..26-28
2.3 Практические рекомендации по воспитанию внимания у
учащихся младшего школьного возраста…………………………………28-29
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
На протяжении младшего школьного возраста дети в своем когнитивном развитии достигают стадии конкретных операций. Они обретают способность делать логические выводы, размышлять о физических преобразованиях, выполнять обратимые умственные операции и в общем строить гипотеза о физическом мире. Они способны теоретически рассуждать о людях, предметах и событиях, составляющих содержание их опыта. Помимо того, что поступившие в школу дети улучшают навыки устной речи, они учатся читать и писать. Овладение грамотой расширяет сферу символической коммуникации детей. В соответствии с подходом к языку как целостности, развитие навыков чтения и письма связано с развитием устной речи, и оба этих процесса постепенно прогрессируют. Отношения детей с родителями, братьями и сестрами, учителями и сверстниками особым образом влияют на развитие грамотности.
Хотя на протяжении младшего школьного возраста центральное место в жизни детей занимает учебная деятельность, поступление в школу ставит перед детьми множество сложных задач. Ребенок должен установить доверительные отношения с другими взрослым – учителем – и начать продвигаться к независимости. Для повышения компетентности и развития критического мышления учеников учителя должны помогать им учиться управлять своими психическими процессами и мыслительными навыками, а не просто требовать заучивания множества фактов и событий. Успех обучения зависит также от уровня мотивации достижения у ребенка и от ценностей той культуры, в которой он воспитывался. Если семья ребенка ценит успех в сферах деятельности, не связанных с хорошим образованием, то школа может и не стать важной ареной для его достижений.
На протяжении младшего школьного возраста у большинства детей развивается чувство собственного достоинства и самоуважения, при условии, что их родители или сверстники относятся к ним доброжелательно. Часто бывает так, что ребенок, не хватающий звезд с неба в каком-либо виде деятельности, может проявить себя в другой области. Это также способствует повышение его самоуважения.
Помимо изменений в характере семейных отношений, младший школьный возраст несет с собой прогресс в социальном познании. Социальное познание – это мысли, знания и предположения о социальном мире, в котором ребенок живет. Социальное познание включает в себя социальный вывод – предположение о чувствах и мыслях других людей, понимание социальных отношений и усвоение социальных предписаний.
Отношения со сверстниками являются мощным фактором, влияющим на социальное познание в младшем школьном возрасте. Моральное суждение – еще один аспект социального познания. Развитие морального мышления носит стадиальный характер.
В период младшего школьного возраста дружба выполняет несколько важных функций. Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия и навыки, а также развивают чувства собственного достоинства и самоуважения. Друзья могут дополнять друг друга. С каждым годом младшего школьного возраста в жизни детей все большее значение приобретают группы сверстников, которые формируются из детей, имеющих общие интересы и цели и следующих общим нормам поведения. Поэтому групповая конформность приобретает все большую важность.
Положение детей в группе сверстников зависит от их общей приспособляемости. Особой популярностью среди сверстников пользуются общительные, жизнерадостные, отзывчивые и склонные к участию в общих делах дети. Высокий интеллект, хорошая успеваемость в школе и успехи в спорте также могут способствовать популярности ребенка в группе, в зависимости от характера приоритетов и ценностей группы. Если ребенок обладает какими-либо особенностями, отличающими его от сверстников, он очень часто не пользуется популярностью в группе, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на его самоуважении.
Оценка индивидуальных различий в уровне интеллекта – давняя проблема психологии. В ХІХ веке Альфред Бине разработал первые интеллектуальные тесты. Первые психометристы считали интеллект постоянным, наследуемым свойством. Современные пользователи тестов интеллекта (IQ) не столь категоричны. Они более склонны считать, что интеллект детей определяется смешанным воздействием средовых и генетических факторов.
Мнения исследователей относительно природы интеллекта также расходятся. Одни, подобно разработчикам теста Стэфорд – Бине, считают интеллект унитарным свойством, тогда как другие, например, сторонники теста Векслера, при определении IQ измеряют способности в различных областях. Вообще, современные теоретики предполагают, что интеелектне унитарен и, возможно, состоит по меньшей мере из 7 отдельных компонентов. Они полагают также, что с помощью стандартных тестов интеллекта невозможно оценить все аспекты человеческого мышления и решения проблем. Тесты интеллекта часто оказываются под огнем критики из-за присущей им зависимости от культуры.
В экспериментальном исследовании концентрации и устойчивости внимания приняли участие пятнадцать детей младшего школьного возраста (от 8 до 10 лет). Исследование проводилось при помощи теста «Перепутанные линии». Выборка испытуемых была однородной, методика соответствовала цели и задачам исследования.
Анализ результатов исследования позволил сделать вывод, что уровень концентрации и устойчивости внимания у испытуемых находится на довольно низком уровне.
Основным средством воспитания концентрированного внимания является формирование сознательного отношения к уроку, а также ограничение на какое-то время поля деятельности одним упражнением. Для сохранения устойчивости внимания учитель должен следить за тем, чтобы на протяжении урока ученики постоянно получали что-то новое, нужное, важное. Кроме этого, учитывая быструю утомляемость их нервной системы, следует раза два за урок давать отдых − в течение 1-2 мин проводить упражнения на расслабление.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Бесова, М.А. Теория, методика, технология воспитания и обучения младших школьников: пособие / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – Минск: Жасскан, 2005. – 138 с.
2) Беспанская-Павленко, Е.Д. Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте: развитие ведущих психических функций / Е.Д. Беспанская-Павленко. – Минск: Изд-во БГУ, 2009. – 223 с.
3) Блонский, П.П. Психология младшего школьника: сборник / П.П. Блонский. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. – 574 с.
4) Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2007. – 159 с.
5) Венгер, А.Л. Схема индивидуального обследования младших школьников / А.Л. Венгер. – Томск: Пеленг, 1993. – 69 с.
6) Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / под ред. А.В. Петровского. − М.: Просвещение, 1973. − 288 с.
7) Волков, Б.С. Возрастная психология: учеб. пособие: в 2 ч. – Ч. 1. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Владос, 2005. – 343 с.
8) Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 216 с.
9) Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. − М.: Педагогическое общество России, 2004. − 512 с.
10) Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: метод. разработка / Е.А. Бутрименко, К.Н. Поливанова, А.Л. Венгер, Е.Ю. Сушкова; под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992. – 90 с.
11) Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: учебно-метод. пособие / А.З. Зак. – М.: Новая школа, 1996. – 286 с.
12) Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога: от 3 до 10 лет / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эскакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 568 с.
13) Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эскакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 442 с.
14) Круглова, Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника: учебно-метод. пособие / Н.Ф. Круглова. – М.: МПСИ, 2004. – 247 с.
15) Кушнир, Н.Я. Диагностика интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го лет жизни / Н.Я. Кушнир. – Мозырь: Белый ветер, 2002. – 82 с.
16) Общая психология: учебное пособие / под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. − М.: Просвещение, 1981. − 383 с.
17) Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2004. – 237 с.
18) Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1996. – 351 с.
19) Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н. Овчинникова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 203 с.
20) Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые занятия / сост. Е.А. Чаус, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 90 с.
21) Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. − М.: Педагогика, 1988. − 306 с.
22) Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / под ред. В.В. Давыдова. − М.: Педагогика, 1990. − 192 с.
23) Психологическая диагностика детей и подростков: учеб. пособие / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Междунар. пед. академия, 1995. – 359 с.
24) Сироткин, Л.Ю. Младший школьник: его развитие и воспитание: учеб. пособие / Л.Ю. Сироткин. – Казань: КГПУ, 1997. – 226 с.
25) Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития: учеб. пособие / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1998. – 251 с.
26) Туник, Е.Е. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников / Е.Е. Туник, В.П. Опутникова. – Спб: Речь, 2005. – 102 с.
27) Ускова, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. – М.: Академический проект, 2004. – 142 с.
28) Чернышева, Н.С. Характер младшего школьника: учеб. пособие / Н.С. Чернышева. – М.: Наука, 2006. – 306 с.
33
Информация о работе Уровень концентрации и устойчивости внимания у детей 8-10 лет