Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:03, курсовая работа
Цель работы: выявление уровня концентрации и устойчивости внимания у детей 8-10 лет.
Задачи работы:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме психодиагностики детей младшего школьного возраста;
2. Выявить уровень концентрации и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста;
3. Проанализировать полученные результаты исследования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………3-4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………5-24
1.1 Особенности физического развития……………………………………5-6
1.2 Когнитивное развитие……………………………………………………6-9
1.3 Психосоциальное развитие………………………………………………9-16
1.4 Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста………16-22
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….23-24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………25-29
2.1 Методология исследования…………………………………………….25-26
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………..26-28
2.3 Практические рекомендации по воспитанию внимания у
учащихся младшего школьного возраста…………………………………28-29
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
Сложная фигура. Этот тест разработан А. Реем. Он оценивает развитие восприятия, пространственных представлений, координации глаз − рука, зрительной памяти, организации и планирования действий. Для проведения теста требуются фигура-образец, нелинованная бумага и цветные карандаши. Ребенку предлагают перерисовать фигуру-образец на отдельном листе. Ему дают один из цветных карандашей, которым проверяющий предварительно написал в протоколе цифру «1».Примерно через 30 секунд этот карандаш забирают и дают ребенку следующий, предварительно написав им в протоколе цифру «2». Смену карандашей продолжают и далее, до завершения работы. Цвета позволяют определить последовательность изображения разных частей фигуры.
По окончании работы образец и рисунок, сделанный ребенком, убирают. Через 15-20 минут ему дают новый лист бумаги и говорят: «Попробуй вспомнить ту фигуру, которую ты перерисовывал. Все, что сможешь вспомнить, нарисуй на этом листе». Затем повторяется процедура, описанная выше (со сменой карандашей), но теперь образец отсутствует и рисунок делается по памяти. Если ребенок утверждает, что он ничего не помнит, то надо сказать: «Никто не может запомнить такую сложную фигуру целиком. Но что-нибудь из нее ты наверняка запомнил. Это и нарисуй». В промежутке между копированием образца и его воспроизведением по памяти ребенку дают задания, не требующие рисования [20].
Десять слов. Эта методика направлена на изучение словесной слуховой памяти. Ее желательно проводить в первой половине обследования, чтобы ребенок не был усталым (утомление сильно сказывается на продуктивности запоминания). Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе слова. Ты их выслушаешь и постараешься запомнить. Когда я закончу читать, ты повторишь все слова, которые запомнил. Слова можно называть в любом порядке». После сообщения инструкции зачитывают слова. Их читают четко, достаточно громко и не очень быстро (приблизительно одно слово в секунду). Если ребенок начинает воспроизведение до завершения чтения, то его останавливают (желательно, жестом) и продолжают чтение. Во время проведения этого теста недопустимы отвлекающие факторы (нельзя позволять, чтобы кто-либо вставал, заходил в экспериментальную комнату и т. п.).
Сразу же по окончании чтения говорят: «Теперь повтори слова, которые ты запомнил». Называемые слова отмечают в первом пустом столбце протокола. Когда ребенок закончит воспроизводить слова, надо похвалить его за то, что он хорошо поработал (даже если в действительности результаты воспроизведения низки) и сказать: «А теперь мы будем учить оставшиеся слова. Я снова прочитаю их, а когда я закончу читать, ты повторишь все слова, которые вспомнишь, − и те, которые ты в первый раз уже называл, и те, которые тогда забыл ». Затем процедура повторяется (снова зачитываются все 10 слов). Результаты воспроизведения фиксируются во втором столбце протокола. Если при воспроизведении ребенок, вопреки инструкции, называет только вновь запомненные слова, не называя тех, которые он воспроизвел в первый раз, то ему говорят: «Те слова, которые ты вспоминал в прошлый раз, тоже надо назвать». Затем, если выучены не все слова, та же процедура повторяется в третий раз. Если теперь воспроизведено 9 или все 10 слов, то процедура заканчивается, в противном случае она повторяется четвёртый раз. Далее повторять заучивание нецелесообразно, даже если ребенок запомнил не все слова.
Спустя 30-40 минут, в течение которых либо проводятся другие методики, либо начинается завершающая беседа с клиентом, ребенка снова просят вспомнить слова, которые он выучил (на этот раз слова предварительно не зачитываются). Результаты заносятся в пятый столбец протокола.
Для этой методики имеется несколько стандартных набор слов. Приведем один из них: дом, лес, кот, ночь, окно, сено, мёд, игла, конь, мост [8].
Кодирование. Этот тест направлен на исследование внимания и темпа деятельности. Принцип его построения восходит к «Корректурной пробе» Бурдона. Предлагаемая модификация в основных чер-1л воспроизводит вариант, используемый в тесте Векслера. Однако у Векслера используются разные задания для детей до 8 лет и после 8 лет. Вариант, описанный ниже, пригоден для использования на протяжении всего школьного возраста.
Материалом служат карандаш и лист с фигурками, в каждой из которых ребенок должен будет нарисовать определенный символ. Тест проводится с фиксацией времени, поэтому для него необходим секундомер или (что менее удобно) часы с секундной стрелкой. В верхней части рабочего листа показано, какой символ должен быть нарисован внутри каждой из фигур. Следующая укороченная строка − тренировочная. Далее идут тестовые строки. Инструкция: «Здесь нарисованы разные фигуры. В каждой из них надо поставить свой значок. Наверху показано, в какой фигуре какой значок нужно рисовать (проверяющий указывает на верхнюю часть листа). Нарисуй нужные значки в фигурах внутри рамки (проверяющий указывает на тренировочную строку)». Если во время тренировки ребенок допускает ошибки, то проверяющий указывает на них и предлагает их исправить. После того как тренировочные фигуры заполнены, проверяющий говорит: «Теперь поставь нужные значки в остальных фигурах. Начинай с первой фигуры и иди дальше, не пропуская ни одной. Постарайся сделать это побыстрее». Когда ребенок приступает к заполнению тестовых фигур, проверяющий засекает время. Через минуту он отмечает в протоколе номер фигуры, заполняемой ребенком в данный момент. По истечении второй минуты выполнение задания прекращается [1].
Для более детального изучения особенностей мышления могут быть рекомендованы такие тесты как «Классификация », «Прогрессивные матрицы» Равена, тест Векслера. Все они требуют стандартных материалов и могут использоваться только при наличии специальной подготовки. Здесь мы хотим лишь отметить тот дополнительный вклад, который эти тесты могут внести в построение общей картины психологических особенностей ребенка.
Методика «Классификация» позволяет подробно охарактеризовать уровень обобщения и абстрагирования, развитие понятийной структуры мышления, критичность и обдуманность действий, логическую память, наличие качественных нарушений мышления (разноплановость суждений, ассоциации по слабым признакам и т. п.). Наряду с этим она позволяет выявлять и некоторые личностные особенности, такие как повышенный уровень тревожности, ригидность (вязкость).
Прогрессивные матрицы Равена позволяют оценить способность ребенка к выявлению скрытых закономерностей, уровень развития мышления по аналогии, сформированность логических операций классификации и сериации. Наличие нескольких серий дает возможность оценить возможности ребенка в организации и систематизации материала на различных уровнях: перцептивном (зрительном), конкретном (образно-интуитивном), абстрактном (логическом).
Большим достоинством методики является наличие объективного количественного показателя, который может быть однозначно соотнесен с возрастными нормами. Тест Равена хорошо стандартизован на разных возрастных группах, в отличие от большинства его последующих модификаций (например, матриц Айзенка).
Тест Векслера − это самая распространенная в настоящее время методика изучения умственного развития. Он включает 12 субтестов, которые дают характеристику различных аспектов вербального (словесного) и невербального (действенного) мышления. Итоговый результат выражается в трех показателях: общий IQ (коэффициент умственного развития); вербальный IQ (показатель развития словесного мышления); невербальный IQ (показатель развития действенного мышления). Каждый из этих показателей вычисляется по специальным таблицам. Значение 100 соответствует среднему возрастному уровню. Значения в диапазоне 85-115 рассматриваются как соответствующие норме, 70-85 − пограничные, ниже 70 − свидетельствующие о снижении интеллекта. Значения в диапазоне 115-130 − показатель высокого уровня умственного развития, выше 130 − одаренности. Эти границы в значительной мере условны и могут рассматриваться лишь как ориентировочные. Соотношение трех показателей позволяет охарактеризовать разные аспекты умственного развития. Более детальную характеристику дает анализ данных по каждому из 12 субтестов.
Тест Векслера может быть весьма полезен, когда проблема связана с умственным развитием. Он хорошо дифференцирует такие нарушения как умственная отсталость, нарушения обучаемости, педагогическая запущенность. Этот тест полезен также для определения конкретного направления коррекционных занятий с ребенком [27].
ВЫВОДЫ
В период младшего школьного возраста продолжается устойчивое, равномерное физическое развитие. Дети не только становятся выше и прибавляют в весе, но эти внешние перемены сопровождаются внутренними органическими изменениями. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость Мышцы становятся крупнее и сильнее – соответственно увеличиваются физическая сила и выносливость. Начинают более эффективно функционировать лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и сознания. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность. Моторная деятельность детей в этом возрасте приближается к моторной деятельности взрослых.
На протяжении младшего школьного возраста дети в своем когнитивном развитии достигают стадии конкретных операций. Они обретают способность делать логические выводы, размышлять о физических преобразованиях, выполнять обратимые умственные операции и в общем строить гипотеза о физическом мире. Они способны теоретически рассуждать о людях, предметах и событиях, составляющих содержание их опыта. Помимо того, что поступившие в школу дети улучшают навыки устной речи, они учатся читать и писать. Овладение грамотой расширяет сферу символической коммуникации детей. В соответствии с подходом к языку как целостности, развитие навыков чтения и письма связано с развитием устной речи, и оба этих процесса постепенно прогрессируют. Отношения детей с родителями, братьями и сестрами, учителями и сверстниками особым образом влияют на развитие грамотности.
Хотя на протяжении младшего школьного возраста центральное место в жизни детей занимает учебная деятельность, поступление в школу ставит перед детьми множество сложных задач. Ребенок должен установить доверительные отношения с другими взрослым – учителем – и начать продвигаться к независимости. Для повышения компетентности и развития критического мышления учеников учителя должны помогать им учиться управлять своими психическими процессами и мыслительными навыками, а не просто требовать заучивания множества фактов и событий. Успех обучения зависит также от уровня мотивации достижения у ребенка и от ценностей той культуры, в которой он воспитывался. Если семья ребенка ценит успех в сферах деятельности, не связанных с хорошим образованием, то школа может и не стать важной ареной для его достижений.
На протяжении младшего школьного возраста у большинства детей развивается чувство собственного достоинства и самоуважения, при условии, что их родители или сверстники относятся к ним доброжелательно. Часто бывает так, что ребенок, не хватающий звезд с неба в каком-либо виде деятельности, может проявить себя в другой области. Это также способствует повышение его самоуважения.
Помимо изменений в характере семейных отношений, младший школьный возраст несет с собой прогресс в социальном познании. Социальное познание – это мысли, знания и предположения о социальном мире, в котором ребенок живет. Социальное познание включает в себя социальный вывод – предположение о чувствах и мыслях других людей, понимание социальных отношений и усвоение социальных предписаний.
Отношения со сверстниками являются мощным фактором, влияющим на социальное познание в младшем школьном возрасте. Моральное суждение – еще один аспект социального познания. Развитие морального мышления носит стадиальный характер.
В период младшего школьного возраста дружба выполняет несколько важных функций. Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия и навыки, а также развивают чувства собственного достоинства и самоуважения. Друзья могут дополнять друг друга. С каждым годом младшего школьного возраста в жизни детей все большее значение приобретают группы сверстников, которые формируются из детей, имеющих общие интересы и цели и следующих общим нормам поведения. Поэтому групповая конформность приобретает все большую важность.
Положение детей в группе сверстников зависит от их общей приспособляемости. Особой популярностью среди сверстников пользуются общительные, жизнерадостные, отзывчивые и склонные к участию в общих делах дети. Высокий интеллект, хорошая успеваемость в школе и успехи в спорте также могут способствовать популярности ребенка в группе, в зависимости от характера приоритетов и ценностей группы. Если ребенок обладает какими-либо особенностями, отличающими его от сверстников, он очень часто не пользуется популярностью в группе, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на его самоуважении.
Оценка индивидуальных различий в уровне интеллекта – давняя проблема психологии. В ХІХ веке Альфред Бине разработал первые интеллектуальные тесты. Первые психометристы считали интеллект постоянным, наследуемым свойством. Современные пользователи тестов интеллекта (IQ) не столь категоричны. Они более склонны считать, что интеллект детей определяется смешанным воздействием средовых и генетических факторов.
Мнения исследователей относительно природы интеллекта также расходятся. Одни, подобно разработчикам теста Стэфорд – Бине, считают интеллект унитарным свойством, тогда как другие, например, сторонники теста Векслера, при определении IQ измеряют способности в различных областях. Вообще, современные теоретики предполагают, что интеелектне унитарен и, возможно, состоит по меньшей мере из 7 отдельных компонентов. Они полагают также, что с помощью стандартных тестов интеллекта невозможно оценить все аспекты человеческого мышления и решения проблем. Тесты интеллекта часто оказываются под огнем критики из-за присущей им зависимости от культуры.
ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методология исследования
Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте.
Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. При наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.
Информация о работе Уровень концентрации и устойчивости внимания у детей 8-10 лет