Уровень концентрации и устойчивости внимания у детей 8-10 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление уровня концентрации и устойчивости внимания у детей 8-10 лет.
Задачи работы:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме психодиагностики детей младшего школьного возраста;
2. Выявить уровень концентрации и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста;
3. Проанализировать полученные результаты исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………3-4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………5-24
1.1 Особенности физического развития……………………………………5-6
1.2 Когнитивное развитие……………………………………………………6-9
1.3 Психосоциальное развитие………………………………………………9-16
1.4 Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста………16-22
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….23-24

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………25-29
2.1 Методология исследования…………………………………………….25-26
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………..26-28
2.3 Практические рекомендации по воспитанию внимания у
учащихся младшего школьного возраста…………………………………28-29
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30-32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

При наличии внимания психическая деятельность становится более организованной. Так, восприятие со вниманием всегда отличается упорядоченным характером: мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаясь на побочные раздражения. При внимательном слуховом восприятии мы подмечаем малейшие звуки и именно те, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звучаний. Организующее значение внимание имеет и при процессах мышления. Когда мышление сопровождается сосредоточенным вниманием, оно протекает упорядоченней, приобретает стройный характер; мысли идут в определенной последовательности, связываясь друг с другом по существенным признакам. При ослаблении внимания мышление становится неорганизованным: течение мыслительных процессов отличается отсутствием стройности, наблюдаются частые отвлечения мысли, между отдельными из них устанавливаются случайные связи по несущественным признакам и т. п. При отсутствии внимания, например в состоянии дремоты, течение мыслей приобретает хаотический характер, они связываются друг с другом случайным образом, сменяют друг друга путем чисто механических ассоциативных связей, непланомерно, неупорядоченно.

Экспериментальное исследование внимания проводилось в группе, состоящей из пятнадцати детей младшего школьного возраста. Четыре испытуемых имеет восемь лет, девять испытуемых − девять лет, два − десять лет.

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 − Выборка испытуемых

Фамилия, имя

Пол

Возраст, лет

1

Дарвоед Никита

М

9

2

Будницкий Николай

М

10

3

Ярошенко Евгений

М

9

4

Терентьев Дмитрий

М

9

5

Сацевич Екатерина

Ж

10

6

Певец Олег

М

8

7

Шаршун Сергей

М

9

8

Наумов Михаил

М

8

9

Дедюля Александр

М

9

10

Ивашкевич Мария

Ж

9

11

Батуро Анатолий

М

9

12

Стефаненко Вячеслав

М

8

13

Абрамович Петр

М

9

14

Приемко Никита

М

8

15

Татур Виктор

М

9

 

Исследовалась только две стороны внимания испытуемых − его концентрация и устойчивость − при помощи теста «Перепутанные линии». Исследование проводилось на индивидуальных бланках. Испытуемые на своих бланках записывали номера начала линий по порядку и за ними − номера их окончания. На выполнение задания было отведено 7 минут.

Перед выполнением теста испытуемым была дана инструкция: «На бланке вы видите 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она кончается. Начинаются линии слева, кончаются обязательно справа. Начинайте с линии, обозначенной слева, № 1, найдите, где она закончиться, там стоит соответствующий номер, затем переходите к линии № 2. и т.д. Ответы записывайте по порядку, например: 1-17, 2-14, 3-22 и т.д. Выполнять задание следует только путем зрительного контакта, не вести линии карандашом или пальцем».

 

2.2 Анализ результатов исследования

Оценка по тесту «Перепутанные линии» выставлялась согласно таблице 2.2.

Таблица 2.2 − Оценка по тесту «Перепутанные линии»

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во правильных ответов

25

24

22-23

20-21

17-19

14-16

12-13

8-11

7

 

Результаты, показанные испытуемыми по тесту «Перепутанные линии», а также полученные ими оценки представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 − Результаты по тесту «Перепутанные линии»

Фамилия, имя

Кол-во правильных ответов

Оценка в баллах

1

Дарвоед Никита

10

2

2

Будницкий Николай

8

2

3

Ярошенко Евгений

14

4

4

Терентьев Дмитрий

11

2

5

Сацевич Екатерина

6

0

6

Певец Олег

8

2

7

Шаршун Сергей

11

2

8

Наумов Михаил

12

3

9

Дедюля Александр

10

2

10

Ивашкевич Мария

8

2

11

Батуро Анатолий

9

2

12

Стефаненко Вячеслав

15

4

13

Абрамович Петр

8

2

14

Приемко Никита

7

1

15

Татур Виктор

10

2

В среднем по выборке

9,8

2,2

 

Из таблицы 2.3 видно, что самая хорошая концентрация внимания среди испытуемых отмечена у Вячеслава Стефаненко, который дал 15 правильных ответов и набрал 4 балла. Евгений Ярошенко дал 14 правильных ответов и также набрал 4 балла. Михаил Наумов дал 12 правильных ответов и набрал 3 балла. По 11 правильных ответов и 2 балла дали Дмитрий Терентьев и Сергей Шаршун. Никита Дарвоед, Александр Дедюля и Виктор Татур которые дали по 10 правильных ответов и набрали по 2 балла. Батуро Анатолий дал 9 правильных ответов и набрал 2 балла. Николай Будницкий, Олег Певец, Мария Ивашкевич и Петр Абрамович дали по 8 правильных ответов и набрали по 2 балла. Никита Приемко дал 7 правильных ответов и набрал 1 балл. Сацевич Екатерина дала всего 6 правильных ответов и набрала 0 баллов.

Таким образом, 66,68% испытуемых набрали 2 балла, 13,4% испытуемых набрали 4 балла, 6,67% испытуемых набрали 3 балла, 6,67% испытуемых набрали 1 балл и 6,67% испытуемых набрали 6,67 балла.

В среднем по всей выборке испытуемые дали 9,8 правильных ответа и набрали 2,2 балла.

Таким образом, анализ полученных результатов экспериментального исследования внимания детей младшего школьного возраста показал, что испытуемые обладают довольно низким уровнем концентрации и устойчивости внимания.

 

2.3 Практические рекомендации по воспитанию внимания у учащихся младшего школьного возраста

У учащихся младших классов преобладает непроизвольное внимание: их привлекает все яркое, необычное, новое и интересное. Эту особенность следует учитывать учителю физической культуры в первую очередь на занятиях с 6-летними учащимися, широко используя игру как форму учебной деятельности, вызывающую непосредственный интерес. Вместе с тем одна из главных задач обучения − это развитие произвольного или преднамеренного внимания.

Произвольное внимание характеризуется многими свойствами. Наиболее важное из них − концентрация, позволяющая ребенку глубже проникнуть в суть изучаемого предмета, лучше понять его внутренние связи.

Концентрация внимания учащихся I−II классов своеобразна. Например, получив задание следить во время ходьбы за высоким подниманием бедра, они бывают так поглощены выполнением этого движения, что порой не слышат замечаний учителя, изменения команды. Но, с другой стороны, внимание младших школьников настолько подвижно, что они не могут порой полностью сконцентрировать его на нужном упражнении. Основным средством воспитания концентрированного внимания является формирование сознательного отношения к уроку, а также ограничение на какое-то время поля деятельности одним упражнением.

Bнимание ребят начальной школы отличается быстрой отвлекаемостью. Поэтому не следует рассеивать его развлекательными примерами, заранее вывешенными яркими плакатами. Кроме того, оно еще недостаточно устойчиво и интенсивно. Дети 6−10 лет не могут долго заниматься напряженной работой. Они или быстро прекращают ее, или выполняют некачественно. Устойчивость и интенсивность внимания колеблется даже на протяжении небольшого отрезка времени. Это влияет и на продуктивность, и на качество выполняемой работы. Для сохранения устойчивости внимания учитель должен следить за тем, чтобы на протяжении урока ученики постоянно получали что-то новое, нужное, важное. Кроме этого, учитывая быструю утомляемость их нервной системы, следует раза два за урок давать отдых − в течение 1-2 мин проводить упражнения на расслабление. Это верное средство предупреждения утомления − причины малой устойчивости и частой отвлекаемости внимания учащихся.

Недостаточно развиты в младшем школьном возрасте распределение и переключение внимания, что затрудняет усвоение учебного материала. Своевременному переключению внимания способствуют стройность и системность материала урока. Подытоживание результатов одной части урока и постановка задачи следующего раздела, проверка готовности выполнить новое задание также помогают быстрее переключиться от уже пройденного к новому материалу.

 

ВЫВОДЫ

В экспериментальном исследовании концентрации и устойчивости внимания приняли участие пятнадцать детей младшего школьного возраста (от 8 до 10 лет). Исследование проводилось при помощи теста «Перепутанные линии». Выборка испытуемых была однородной, методика соответствовала цели и задачам исследования.

Анализ результатов исследования позволил сделать вывод, что уровень концентрации и устойчивости внимания у испытуемых находится на довольно низком уровне.

Основным средством воспитания концентрированного внимания является формирование сознательного отношения к уроку, а также ограничение на какое-то время поля деятельности одним упражнением. Для сохранения устойчивости внимания учитель должен следить за тем, чтобы на протяжении урока ученики постоянно получали что-то новое, нужное, важное. Кроме этого, учитывая быструю утомляемость их нервной системы, следует раза два за урок давать отдых − в течение 1-2 мин проводить упражнения на расслабление.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В период младшего школьного возраста продолжается устойчивое, равномерное физическое развитие. Дети не только становятся выше и прибавляют в весе, но эти внешние перемены сопровождаются внутренними органическими изменениями. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость Мышцы становятся крупнее и сильнее – соответственно увеличиваются физическая сила и выносливость. Начинают более эффективно функционировать лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и сознания. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность. Моторная деятельность детей в этом возрасте приближается к моторной деятельности взрослых.

Информация о работе Уровень концентрации и устойчивости внимания у детей 8-10 лет