Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:03, курсовая работа
Цель работы: выявление уровня концентрации и устойчивости внимания у детей 8-10 лет.
Задачи работы:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме психодиагностики детей младшего школьного возраста;
2. Выявить уровень концентрации и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста;
3. Проанализировать полученные результаты исследования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………3-4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………5-24
1.1 Особенности физического развития……………………………………5-6
1.2 Когнитивное развитие……………………………………………………6-9
1.3 Психосоциальное развитие………………………………………………9-16
1.4 Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста………16-22
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….23-24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………25-29
2.1 Методология исследования…………………………………………….25-26
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………..26-28
2.3 Практические рекомендации по воспитанию внимания у
учащихся младшего школьного возраста…………………………………28-29
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
При наличии внимания психическая деятельность становится более организованной. Так, восприятие со вниманием всегда отличается упорядоченным характером: мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаясь на побочные раздражения. При внимательном слуховом восприятии мы подмечаем малейшие звуки и именно те, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звучаний. Организующее значение внимание имеет и при процессах мышления. Когда мышление сопровождается сосредоточенным вниманием, оно протекает упорядоченней, приобретает стройный характер; мысли идут в определенной последовательности, связываясь друг с другом по существенным признакам. При ослаблении внимания мышление становится неорганизованным: течение мыслительных процессов отличается отсутствием стройности, наблюдаются частые отвлечения мысли, между отдельными из них устанавливаются случайные связи по несущественным признакам и т. п. При отсутствии внимания, например в состоянии дремоты, течение мыслей приобретает хаотический характер, они связываются друг с другом случайным образом, сменяют друг друга путем чисто механических ассоциативных связей, непланомерно, неупорядоченно.
Экспериментальное исследование внимания проводилось в группе, состоящей из пятнадцати детей младшего школьного возраста. Четыре испытуемых имеет восемь лет, девять испытуемых − девять лет, два − десять лет.
Таблица 2.1 − Выборка испытуемых
№ | Фамилия, имя | Пол | Возраст, лет |
1 | Дарвоед Никита | М | 9 |
2 | Будницкий Николай | М | 10 |
3 | Ярошенко Евгений | М | 9 |
4 | Терентьев Дмитрий | М | 9 |
5 | Сацевич Екатерина | Ж | 10 |
6 | Певец Олег | М | 8 |
7 | Шаршун Сергей | М | 9 |
8 | Наумов Михаил | М | 8 |
9 | Дедюля Александр | М | 9 |
10 | Ивашкевич Мария | Ж | 9 |
11 | Батуро Анатолий | М | 9 |
12 | Стефаненко Вячеслав | М | 8 |
13 | Абрамович Петр | М | 9 |
14 | Приемко Никита | М | 8 |
15 | Татур Виктор | М | 9 |
Исследовалась только две стороны внимания испытуемых − его концентрация и устойчивость − при помощи теста «Перепутанные линии». Исследование проводилось на индивидуальных бланках. Испытуемые на своих бланках записывали номера начала линий по порядку и за ними − номера их окончания. На выполнение задания было отведено 7 минут.
Перед выполнением теста испытуемым была дана инструкция: «На бланке вы видите 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она кончается. Начинаются линии слева, кончаются обязательно справа. Начинайте с линии, обозначенной слева, № 1, найдите, где она закончиться, там стоит соответствующий номер, затем переходите к линии № 2. и т.д. Ответы записывайте по порядку, например: 1-17, 2-14, 3-22 и т.д. Выполнять задание следует только путем зрительного контакта, не вести линии карандашом или пальцем».
2.2 Анализ результатов исследования
Оценка по тесту «Перепутанные линии» выставлялась согласно таблице 2.2.
Таблица 2.2 − Оценка по тесту «Перепутанные линии»
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Кол-во правильных ответов | 25 | 24 | 22-23 | 20-21 | 17-19 | 14-16 | 12-13 | 8-11 | 7 |
Результаты, показанные испытуемыми по тесту «Перепутанные линии», а также полученные ими оценки представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 − Результаты по тесту «Перепутанные линии»
№ | Фамилия, имя | Кол-во правильных ответов | Оценка в баллах |
1 | Дарвоед Никита | 10 | 2 |
2 | Будницкий Николай | 8 | 2 |
3 | Ярошенко Евгений | 14 | 4 |
4 | Терентьев Дмитрий | 11 | 2 |
5 | Сацевич Екатерина | 6 | 0 |
6 | Певец Олег | 8 | 2 |
7 | Шаршун Сергей | 11 | 2 |
8 | Наумов Михаил | 12 | 3 |
9 | Дедюля Александр | 10 | 2 |
10 | Ивашкевич Мария | 8 | 2 |
11 | Батуро Анатолий | 9 | 2 |
12 | Стефаненко Вячеслав | 15 | 4 |
13 | Абрамович Петр | 8 | 2 |
14 | Приемко Никита | 7 | 1 |
15 | Татур Виктор | 10 | 2 |
В среднем по выборке | 9,8 | 2,2 |
Из таблицы 2.3 видно, что самая хорошая концентрация внимания среди испытуемых отмечена у Вячеслава Стефаненко, который дал 15 правильных ответов и набрал 4 балла. Евгений Ярошенко дал 14 правильных ответов и также набрал 4 балла. Михаил Наумов дал 12 правильных ответов и набрал 3 балла. По 11 правильных ответов и 2 балла дали Дмитрий Терентьев и Сергей Шаршун. Никита Дарвоед, Александр Дедюля и Виктор Татур которые дали по 10 правильных ответов и набрали по 2 балла. Батуро Анатолий дал 9 правильных ответов и набрал 2 балла. Николай Будницкий, Олег Певец, Мария Ивашкевич и Петр Абрамович дали по 8 правильных ответов и набрали по 2 балла. Никита Приемко дал 7 правильных ответов и набрал 1 балл. Сацевич Екатерина дала всего 6 правильных ответов и набрала 0 баллов.
Таким образом, 66,68% испытуемых набрали 2 балла, 13,4% испытуемых набрали 4 балла, 6,67% испытуемых набрали 3 балла, 6,67% испытуемых набрали 1 балл и 6,67% испытуемых набрали 6,67 балла.
В среднем по всей выборке испытуемые дали 9,8 правильных ответа и набрали 2,2 балла.
Таким образом, анализ полученных результатов экспериментального исследования внимания детей младшего школьного возраста показал, что испытуемые обладают довольно низким уровнем концентрации и устойчивости внимания.
2.3 Практические рекомендации по воспитанию внимания у учащихся младшего школьного возраста
У учащихся младших классов преобладает непроизвольное внимание: их привлекает все яркое, необычное, новое и интересное. Эту особенность следует учитывать учителю физической культуры в первую очередь на занятиях с 6-летними учащимися, широко используя игру как форму учебной деятельности, вызывающую непосредственный интерес. Вместе с тем одна из главных задач обучения − это развитие произвольного или преднамеренного внимания.
Произвольное внимание характеризуется многими свойствами. Наиболее важное из них − концентрация, позволяющая ребенку глубже проникнуть в суть изучаемого предмета, лучше понять его внутренние связи.
Концентрация внимания учащихся I−II классов своеобразна. Например, получив задание следить во время ходьбы за высоким подниманием бедра, они бывают так поглощены выполнением этого движения, что порой не слышат замечаний учителя, изменения команды. Но, с другой стороны, внимание младших школьников настолько подвижно, что они не могут порой полностью сконцентрировать его на нужном упражнении. Основным средством воспитания концентрированного внимания является формирование сознательного отношения к уроку, а также ограничение на какое-то время поля деятельности одним упражнением.
Bнимание ребят начальной школы отличается быстрой отвлекаемостью. Поэтому не следует рассеивать его развлекательными примерами, заранее вывешенными яркими плакатами. Кроме того, оно еще недостаточно устойчиво и интенсивно. Дети 6−10 лет не могут долго заниматься напряженной работой. Они или быстро прекращают ее, или выполняют некачественно. Устойчивость и интенсивность внимания колеблется даже на протяжении небольшого отрезка времени. Это влияет и на продуктивность, и на качество выполняемой работы. Для сохранения устойчивости внимания учитель должен следить за тем, чтобы на протяжении урока ученики постоянно получали что-то новое, нужное, важное. Кроме этого, учитывая быструю утомляемость их нервной системы, следует раза два за урок давать отдых − в течение 1-2 мин проводить упражнения на расслабление. Это верное средство предупреждения утомления − причины малой устойчивости и частой отвлекаемости внимания учащихся.
Недостаточно развиты в младшем школьном возрасте распределение и переключение внимания, что затрудняет усвоение учебного материала. Своевременному переключению внимания способствуют стройность и системность материала урока. Подытоживание результатов одной части урока и постановка задачи следующего раздела, проверка готовности выполнить новое задание также помогают быстрее переключиться от уже пройденного к новому материалу.
ВЫВОДЫ
В экспериментальном исследовании концентрации и устойчивости внимания приняли участие пятнадцать детей младшего школьного возраста (от 8 до 10 лет). Исследование проводилось при помощи теста «Перепутанные линии». Выборка испытуемых была однородной, методика соответствовала цели и задачам исследования.
Анализ результатов исследования позволил сделать вывод, что уровень концентрации и устойчивости внимания у испытуемых находится на довольно низком уровне.
Основным средством воспитания концентрированного внимания является формирование сознательного отношения к уроку, а также ограничение на какое-то время поля деятельности одним упражнением. Для сохранения устойчивости внимания учитель должен следить за тем, чтобы на протяжении урока ученики постоянно получали что-то новое, нужное, важное. Кроме этого, учитывая быструю утомляемость их нервной системы, следует раза два за урок давать отдых − в течение 1-2 мин проводить упражнения на расслабление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период младшего школьного возраста продолжается устойчивое, равномерное физическое развитие. Дети не только становятся выше и прибавляют в весе, но эти внешние перемены сопровождаются внутренними органическими изменениями. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость Мышцы становятся крупнее и сильнее – соответственно увеличиваются физическая сила и выносливость. Начинают более эффективно функционировать лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и сознания. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность. Моторная деятельность детей в этом возрасте приближается к моторной деятельности взрослых.
Информация о работе Уровень концентрации и устойчивости внимания у детей 8-10 лет