Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:03, курсовая работа
Цель работы: выявление уровня концентрации и устойчивости внимания у детей 8-10 лет.
Задачи работы:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме психодиагностики детей младшего школьного возраста;
2. Выявить уровень концентрации и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста;
3. Проанализировать полученные результаты исследования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………3-4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………5-24
1.1 Особенности физического развития……………………………………5-6
1.2 Когнитивное развитие……………………………………………………6-9
1.3 Психосоциальное развитие………………………………………………9-16
1.4 Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста………16-22
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….23-24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………25-29
2.1 Методология исследования…………………………………………….25-26
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………..26-28
2.3 Практические рекомендации по воспитанию внимания у
учащихся младшего школьного возраста…………………………………28-29
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………5-24
1.1 Особенности физического развития……………………………………5-6
1.2 Когнитивное развитие……………………………………………………6-
1.3 Психосоциальное развитие………………………………………………9-16
1.4 Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста………16-22
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………25-
2.1 Методология исследования…………………………………………….
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………..
2.3 Практические рекомендации по воспитанию внимания у
учащихся младшего школьного возраста…………………………………28-29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..33-34
ВВЕДЕНИЕ
Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного психолога о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. Комментировать специфику психологической работы с малышами 3−6 лет излишне. Замечу лишь, что в этой области диагностика и коррекция тесно связаны между собой. Детей принято приводить к психологу или психотерапевту только после обнаружения у них каких-либо видимых проблем или отклонений, то есть в процессе диагностики личности ребенка почти всегда стоит цель последующей коррекции. Проблемы могут быть различными − вызванными физическими отклонениями (например, проблема межличностного взаимодействия ввиду нарушений речи) или внешними социальными факторами (замкнутость, агрессия, фобии ребенка вследствие неблагополучных отношений в семье). Разные направления психологии по-разному оценивают возраст формирования человеческой личности. Известна психоаналитическая точка зрения о том, что вся наша личность и поведение закладываются до 3-х лет. Гуманистические психологи рассматривают человеческую личность в постоянном развитии. Академическая психология считает, что человеческая личность только начинает формироваться с 2,5−3-х лет. То есть психотерапевты, работающие с дошкольниками, имеют дело с личностью, только начавшей развиваться. В этом одновременно и простота, и сложность такой работы. С одной стороны, гибкость и податливость свойств и черт характера помогает конструировать развитие ребенка по заданной линии. С другой, трудность установления контакта, невозможность общения логическими схемами (логика мышления у дошкольников еще в зародыше) мешает этому процессу. Кроме того, целостное восприятие мира ребенком и неразвитые волевые процессы заставляют его переносить свою проблему на все сферы жизни − он еще не умеет абстрагироваться и выполнять какое-либо дело, не думая о ней. Если ему плохо − значит плохо всегда и со всеми.
Объектом исследования являются 15 детей младшего школьного возраста (8-10 лет).
Предметом исследования являются особенности внимания 15 детей младшего школьного возраста (8-10 лет).
Цель работы: выявление уровня концентрации и устойчивости внимания у детей 8-10 лет.
Задачи работы:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме психодиагностики детей младшего школьного возраста;
2. Выявить уровень концентрации и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста;
3. Проанализировать полученные результаты исследования.
Гипотеза исследования: предполагалось, что испытуемые дети в возрасте 8-10 лет имеют низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
ГЛАВА 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности физического развития
Младший школьный возраста совпадает с периодом округления: ежегодная прибавка в росте составляет в среднем 5 см, вес же увеличивается ежегодно на 2-2,5 кг.
Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху, т.е. с более расширенной верхней частью. Таким образом, функция дыхания представляется потенциально улучшенной, но из-за слабости дыхательных мышц остается все еще несовершенной.
Масса сердца приближается к нормам взрослого − 4 г на 1 кг веса всего тела. Пульс по прежнему остается учащенным (до 84-90 уд/мин против 70-72 уд/мин у взрослого). За счет усиленного кругооборота крови снабжение всех тканей организма кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Сердце лучше справляется с работой (по сравнению с предыдущими и последующими возрастами), так как просвет артерий в этом возрасте относительно более широк. Вместе с тем сердце продолжает оставаться легко возбудимым, в его работе нередко наблюдается аритмия под влиянием различных, иногда даже незначительных внешних влияний [22].
Кровь детей младшего школьного возраста содержит меньшее по сравнению со взрослым человеком количество гемоглобина (от 70 до 74% против 80% у взрослого).
Мышцы у детей этого возраста еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении. Вот почему так важно в это время следить за правильной осанкой. Вместе с тем мышечная система детей младшего школьного возраста способна к интенсивному развитию, поэтому при достаточном количестве движений и мышечной работе у них заметно увеличивается как объем мышц, так и мышечная сила.
Кости скелета, особенно позвоночника, также отличаются в этом возрасте слабостью, они легко поддаются внешним воздействиям. Так, у младших школьников в результате длительного неправильного сидения за партами может произойти искривление позвоночника, что, в свою очередь, ведет к задержке развития грудной клетки, к стойким нарушениям работы сердца и легких, к уменьшению жизненной емкости последних.
Таким образом, организм младшего школьника еще мало приспособлен к условиям длительных статических положений, в которых он находится на уроках в школе. Поэтому так важны и необходимы для младших школьников систематические занятия физическими упражнениями, подвижные игры на свежем воздухе, способствующие укреплению их организма.
У детей к 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга. Но в функциональном отношении он все еще остается слабо развитым. Его развитие совершается под влиянием и в связи с учебными занятиями в школе, которые требуют длительного напряжения внимания, сосредоточенной работы, выполнения правил поведения, дисциплины, установленных в школе. Все это приводит к изменению в коре головного мозга взаимосвязей между процессами возбуждения и торможения; развивается способность к длительному сосредоточению, улучшаются процессы дифференцировки; постепенно возрастает роль второй сигнальной системы, хотя первая по-прежнему сохраняет свое основное значение [10].
1.2 Когнитивное развитие
Интеллектуальное развитие детей происходит главным образом в школе. Поступление в школу является важной вехой в жизни каждого ребенка. И, по всей видимости, не случаен тот факт, что в большинстве культур систематическое обучение начинается в возрасте 5-7 лет. Между 5 и 7 годами когнитивные, речевые и перцептивно-моторные навыки становятся более совершенными и взаимосвязанными, что значительно облегчает некоторые виды научения и повышает их эффективность.
Возраст между 5 и 7 годами знаменует собой переход от дооперационного мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Мышление становится менее интуитивным и эгоцентричным, постепенно превращаясь в логическое. К концу дооперациональной стадии такие свойства детской психологии как ригидность, статичность, необратимость начинают «таять». Мышлении детей становится более обратимым, гибким и сложным. Дети начинают обращать внимание на то, как объект меняет свой вид в процессе преобразований, и способны с помощью логических рассуждений согласовать эти различия во внешнем виде объекта. Они способны устанавливать причинно-следственные связи, особенно если конкретный объект находится прямо перед ними и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения. Эта возникающая у детей способность мысленно выходить за пределы ситуации или состояния, имеющих место в настоящий момент, создает фундамент для систематического рассуждения на уровне конкретных операций, а несколько позже – и на уровне формальных операций.
Дети, достигшие уровня конкретных операций, способны теоретически рассуждать о мире, в котором живут. Они размышляют о том, что может произойти в ближайшем будущем и ожидают наиболее вероятных событий; строят догадки по поводу определенных условий и затем проверяют свои предположения. Способность детей теоретизировать распространяется только на конкретные объекты и социальные отношения, они не строят теорий об абстрактных понятиях, намерениях или отношениях до тех пор, пока не достигнут стадии формальных операций (11-12 лет) [18].
Младший школьный возраст – время, когда дети совершенствуют навыки устной речи. По мере того, как продолжает расширяться словарный запас детей, они овладевают все более сложными грамматическими структурами и более тонким словоупотреблением.
Хотя развитие устной речи в течение этого периода буквально бросается в глаза, оно часто отходит на второй план перед развитием грамотности. Наибольшим достижением языкового развития в этом периоде является развитие навыков, связанных с чтением и письмом.
Несмотря на то, что чтение требует освоения фонетики приобретения навыков декодирования графем, а письмо – совершенствования тонких моторных навыков, ошибочно было бы сводить суть этих крупных достижений к таким ограниченным компонентам. Ведь чтение – это еще и восприятие смысла письменного текста, а письмо – еще и передача смысла в письменной форме. И чтение, и письмо – это формы символической коммуникации, предполагающие, помимо прочего, наличие внимания, восприятия, памяти, ассоциаций с имеющимися знаниями и конкретного контекста.
Именно посредством символической коммуникации дети научаются осуществлять связь с внешним миром и воздействовать на внутренний мир собственных мыслей и чувств.
Развитие навыком чтения и письма является сложным, многомерным процессом, возникающим из социокультурного контекста. Дети приобретают основы грамотности, взаимодействуя с родителями, братьями и сестрами, учителями и сверстниками. Характер этих взаимодействий может различаться, равно как и их вклад в развитие грамотности ребенка.
В ходе нормального, полноценного развития ребенка важнейшая роль принадлежит школе. Именно здесь дети проверяют свои интеллектуальные, физические, социальные и эмоциональные данные и получают возможность определить, насколько они соответствуют стандартам, установленным родителями, учителями и обществом в целом. В школе дети приобретают уверенность в своей способности овладевать знаниями о мире и развивать социальные отношения со сверстниками.
С началом школьного обучения дети, возможно впервые в жизни, отделяются от своих родителей и должны приступить к установлению доверительных отношений с незнакомыми взрослыми. В то же время им предоставляется больше независимости [7].
Независимо от того, в какую школу поступает ребенок, всегда существует огромное различие между тем, что считается приемлемым и ожидаемым от него дома, и новыми требованиями, предъявляемыми к нему в школе. Чем сильнее это различие, тем труднее будет ребенку приспособиться к новому набору требований. Успешность этого перехода зависит от общей обстановке в семье и школе, а также от особенностей индивидуального развития ребенка. От того, насколько хорошо справился ребенок с новыми формами зависимости, расширением автономии, с необходимостью соблюдать установленную в школе дисциплину, обуздать свою агрессивность и прислушиваться к голосу совести, будет зависеть его адаптация к школьной жизни.
С первого дня в школе от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения в классе. Отношения с одноклассниками заключаются в установлении верного баланса между сотрудничеством и соперничеством. Подобным же образом, отношения с учителем состоят из компромисса между независимостью и послушанием.
Педагоги и психологи рекомендуют различные стратегии обучения, нацеленные на развитие мышления учащихся. Они сходятся в том, что детям необходимо развивать 6 видов умственной деятельности:
1. Вспоминание: восстановление в памяти фактов, представлений и понятий.
2. Воспроизведение: следование и образцу или алгоритму.
3. Обоснование: подведение частного случая под общий принцип или понятие.
4. Реорганизация: преобразование исходных условий задачи в новую проблемную ситуацию, позволяющую найти оригинальное решение.
5. Соотнесение: связывание вновь приобретенных знаний с усвоенными ранее или с личным опытом.
6. Рефлексия: исследование самой мысли и причин ее появления.
Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать своих учеников необычными задачами и материалами. Цель – усилить любознательность и стремление исследовать неизвестное, раскрывать связи между понятиями, приучить оценивать альтернативы и научить учеников создавать и проверять гипотезы [12].
На успехи учащихся влияют многие факторы. Дети со слабым здоровьем или получающие недостаточное питание, озабоченные проблемами в семье или обладающие заниженной самооценкой, часто недостаточно успешно справляются со школьными заданиями. Восприятие себя как компетентного ученика также может иметь заметное влияние на успешность учения. Исследователи говорят о том, что мотивация достижения – стремление достичь успеха и превосходства – является культурной ценностью. На любом этапе развития общества в одних социальных группах личные достижения ценятся выше, чем в других. Кроме того, различные культуры или субкультуры могут ценить различные виды достижений. В одних группах больше ценят образовательный уровень, в других предпочтение отдают успеху в обществе. Дети, родители которых разделяют ценности, отличные от принятых в школе, часто имеют более слабую мотивацию к учению. Такие дети могут направить свою потребность в достижениях в другие сферы деятельности [3].
Информация о работе Уровень концентрации и устойчивости внимания у детей 8-10 лет