Управление безопасностью организации и ее персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Как уже отмечалось, существенная роль в эффективном и надежном функционировании системы корпоративной безопасности принадлежит человеческому фактору. Именно о нем и пойдет речь в дальнейшем материале. Человеческий фактор будет рассмотрен через призму нового направления практической психологии — психологии корпоративной безопасности.

Работа содержит 1 файл

моя работа.doc

— 397.50 Кб (Скачать)
 
 

         Система управления безопасностью организации и ее персонала строится исходя из того, что предлагается защищать. Абсолютно все защитить не удастся никогда, следовательно, необходимо определиться с «болевыми точками», поражение которых может привести к параличу деятельности или к полной гибели системы. Практика свидетельствует: можно выделить четыре такие точки:

       1) экономика;

       2) финансы и материальные ресурсы;

       3) информация;

       4)  персонал.

        Любая фирма, занимаясь какой-либо деятельностью, функционирует в

неком пространстве (внешней среде), и на ее развитие влияет множество факторов — как позитивных, так и негативных. Негативные факторы условно назовем факторами угрозы. К реально существующим факторам угрозы следует отнести:

        • конкурентов;

        •  криминальные структуры;

        • коррумпированные элементы контролирующих и проверяющих государственных структур;

         • техногенные катастрофы и природные катаклизмы.

         Каждый из этих факторов либо содержит в себе человеческий фактор, либо тесно связан с ним, что дает нам право говорить о субъектах внешней угрозы. В свою очередь, субъекты могут характеризоваться в том числе и по психологическим параметрам.

        3.1 Конкуренты

        Трудно предположить, что на рынке данный вид услуг или продукции будет представлять только одна фирма. Фирмы, претендующие на один сегмент рынка, заинтересованные в одном покупателе, одном оборудовании или одном помещении становятся конкурентами. Одним из основных признаков конкуренции является желание, стремление одной стороны решить свои задачи или удовлетворить свои потребности за счет ограничения возможностей другой стороны.

    Конкуренция может быть честной и недобросовестной, явной и скрытой, истинной и мнимой (псевдо). Добросовестная, честная конкуренция подразумевает цивилизованную борьбу за покупателя путем совершенствования продукта или технологий, повышения качества услуг, снижения себестоимости и т. д. Примерами псевдоконкуренции могут быть ситуации, когда две фирмы производят один и тот же продукт, но потребности рынка в этом виде продукции выше, чем суммарная мощность обоих производителей, или когда две фирмы предлагают одну и ту же услугу, но работают в разных ценовых группах.

        В тех случаях, когда конкурент использует приемы и методы недобросовестной конкуренции, конкурирующая фирма представляет реальную угрозу для безопасности фирмы, компании, организации. Реализация системы превентивных мер защиты от этой угрозы требует хорошей информационной поддержки.

        Даже для самых квалифицированных служб безопасности использование технических средств для получения информации о конкуренте будет являться сложной и трудно выполнимой задачей. Ее решение сопряжено с риском расшифровки.

         Наиболее приемлемым в этой ситуации может стать использование методов наблюдения, опроса и выведывания. Объектами психологического воздействия в этом случае могут стать те сотрудники конкурирующей фирмы, которые по своим психологическим качествам и личностным особенностям легко подвержены чужому влиянию. К этой категории относятся:

           • недовольные своим статусом или уровнем материального обеспечения;

        • склонные к злоупотреблению спиртными напитками или употреблению наркотиков;

         •  имеющие дорогостоящие хобби;

         •  любящие посплетничать;

        • имеющие натянутые отношения с руководством или коллегами;

         •  обладающие повышенным самомнением, честолюбием и т. п.

         Опрос проводится, открыто либо под легендой. Легендой может стать мнимая потребность поступить на работу в фирму конкурента или предложение партнерства.

        В ходе общения с сотрудниками или менеджерами лучше задавать открытые вопросы, побуждая собеседника к речевой активности. Тема разговора зависит от ситуации и статуса собеседника.

       Информация о конкуренте должна сосредотачиваться в информационно-аналитическом подразделении под грифом «строго конфиденциально». Особое внимание следует уделять информации о методах конкурентной борьбы, которые он предпочитает. Это необходимо для того, чтобы выявить индивидуальный почерк конкурента. Практика свидетельствует, что, достигнув успеха с использованием какого-то приема, победитель в новой ситуации начинает с использования этого приема и продолжает его эксплуатировать даже тогда, когда не удается сразу достичь успеха. Такая склонность к стереотипам поведения позволяет службе безопасности действовать с опережением.

        Повышенный интерес со стороны конкурентов к информации, составляющей коммерческую тайну, активизирует их деятельность в области промышленного шпионажа. Для проведения акций с использованием технических средств они, как правило, пользуются услугами специализированных агентств. Что же касается внедрения в команду конкурента своих людей или вербовки в его команде источников информации, то эту работу выполняют оперативные подразделения служб безопасности.

        Психологической основой для вербовки конкурентами источника информации среди сотрудников фирмы могут стать:

       • материальная зависимость — вербуемый идет на контакт, для тогб чтобы получить деньги. Такая основа используется, если известно, что сотрудник имеет большие долги или пристрастие к азартным играм или наркотикам;

        • чувство мести — наличие конфликта с менеджерами или коллегами, мешающего самореализации или занятию статусной позиции;

        • зависимость (шантаж) — используется в тех случаях, когда имеются сведения, компрометирующие сотрудника в глазах руководства;

        • страх (за себя или родственников) — когда представители криминальных структур добиваются согласия на сотрудничество, угрожая физической расправой.

        В тех случаях, когда вербовка по каким-то обстоятельствам невозможна или нецелесообразна, используются методы скрытого получения информации. Для этого присылаются персональные приглашения ведущим сотрудникам фирмы для участия в конференциях, круглых столах, симпозиумах, для обучения на курсах повышения квалификации и т. д., где с ними работают специалисты по выведыванию.

        В отдельных случаях конкуренты, вступая в сговор с представителями криминальных структур, становятся заказчиками террористических актов, разбойных нападений, поджогов и погромов.

        3.2 Криминальные структуры

        В современных условиях любая фирма в той или иной мере сталкивается с представителями криминальных структур. В одних случаях это рэкет, в других — фирмы-партнеры и конкуренты, владельцами которых являются криминальные сообщества, в третьих — мошенничество, грабежи, разбойные нападения, шантаж со стороны организованных преступных групп и преступников-одиночек.

        Наиболее опасной для фирм, компаний, организаций и одновременно наиболее доступной для изучения является организованная преступность. Наименее доступны для изучения преступники-одиночки и случайные преступные группы.

       Основными объектами преступных посягательств криминальных элементов являются:

       •  материальные ценности;

       •  денежные средства;

      • персонал.

        В отличие от ранее рассмотренных участников процесса обеспечения корпоративной безопасности изучать их гораздо труднее, да и небезопасно. И тем не менее некоторую важную для обеспечения безопасности фирмы информацию получить можно. К такой информации, в частности, можно отнести:

       •  регион, контролируемый данной группировкой;

       •   типичные методы, используемые для достижения своих целей;

       •  характер взаимодействия с другими конкурирующими криминальными структурами и правоохранительными органами.

        Наибольшую ценность будут представлять сведения о характерологических особенностях лидеров криминальных структур. Источниками информации по этим вопросам для службы безопасности могут стать правоохранительные органы, различные информационные системы.

    Особое  место в информационном обеспечении  имеют данные, полученные оперативным путем. Для их получения, наряду с другими методами, используются и психологические, такие как наблюдение, обобщение независимых характеристик, эксперимент, бесконтактное тестирование.

    Следует отметить, что устойчивые криминальные образования имеют хорошо налаженную систему собственной безопасности, что не только усложняет задачу добывания информации о них, но может и спровоцировать ответную агрессивную реакцию.

       3.3 Коррумпированные элементы контролирующих и проверяющих государственных структур

        Особое положение среди факторов внешней угрозы занимают проверяющие и контролирующие государственные структуры. Сами по себе они созданы для контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов на предмет нарушения ими действующего законодательства. Опрос большого числа предпринимателей свидетельствует о том, что они рассматривают контролирующие органы как один из самых страшных факторов угрозы по причине их непредсказуемости. Будучи государственными служащими, сотрудники контролирующих систем привыкли выступать с позиции силы, что дает им возможность, угрожая применить санкции и штрафы, вынуждать бизнесмена искать «компромиссные» варианты. С другой стороны, отдельные из них проявляют благосклонность к взяткам или «подаркам».

       3.4 Техногенные катастрофы и природные катаклизмы

        Что касается этого фактора угрозы, то в первой своей части он в скрытой, а иногда и в явной форме нередко содержит человеческий фактор. Действительно, анализ причин катастроф свидетельствует о том, что среди них существенную роль играют ошибочные действия операторов, неправильная эксплуатация технических средств и просто халатность. В ряде случаев человек сам произвольно инициирует техногенные катастрофы. Подобные действия могут быть квалифицированы как вредительство и даже как террористические акты.

        Каждый из субъектов внешней угрозы ориентирован преимущественно на интересную именно для него группу объектов защиты (см. схему 3).

 

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ  ВНУТРЕННЕЙ УГРОЗЫ  И СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЕ ПЕРСОНАЛА

 
 

        Реальную угрозу для существования фирмы представляют не только факторы внешней угрозы, но и различного рода негативные процессы внутри нее. Эти процессы имеют различную природу. В одних случаях их можно отнести к категории непроизвольных, в других — к умышленным, произвольным. Но как бы то ни было, все они без преувеличения могут быть названы субъективным фактором угрозы.

       

4.1. Учредители и высшее руководство фирмы как фактор угрозы безопасности предприятия и ее персонала

        Самым главным субъектом угрозы корпоративной безопасности фирмы являются учредители и первые лица в ее руководстве. Действительно, только учредители знают, для решения каких задач и на какой срок они создают фирму. Именно они закладывают в тело фирмы «ген смерти». Кроме того, они в любой момент могут отказаться от дальнейшей деятельности и принять решение о ликвидации своего бизнеса, а следовательно, и самой фирмы. Что же касается первых лиц, то их возможности по ликвидации фирмы весьма ограничены, но в силу субъективных причин ущерб от их не направленных на сознательное нанесение ущерба действий может, тем не менее, привести к непоправимым последствиям. При отсутствии или недостаточной сформированности управленческих и лидерских качеств, слабой осведомленности в вопросах обеспечения корпоративной безопасности, игнорировании советов и рекомендаций специалистов по вопросам безопасности, при неадекватных реакциях на требования личной охраны руководители сами становятся фактором угрозы для безопасности фирмы, компании, организации.

Информация о работе Управление безопасностью организации и ее персонала