Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:47, курсовая работа
Как уже отмечалось, существенная роль в эффективном и надежном функционировании системы корпоративной безопасности принадлежит человеческому фактору. Именно о нем и пойдет речь в дальнейшем материале. Человеческий фактор будет рассмотрен через призму нового направления практической психологии — психологии корпоративной безопасности.
Факультет переподготовки
Кафедра «Психологии управления»
Специальность «Управление персоналом»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Прикладные психотехнологии»
на тему
«Управление безопасностью организации
и ее персонала»
Слушатель
Инженер УП «Гостиничный комплекс «Юбилейный» |
(подпись) |
Т.А.Стракович (инициалы, фамилия) |
Руководитель
_________________ (ученая степень, звание) |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Как
уже отмечалось, существенная роль
в эффективном и надежном функционировании
системы корпоративной
1 ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ПЕРСОНАЛА.
Понятие
«управление безопасностью
Опрос руководителей служб безопасности крупных банков, страховых компаний и холдингов свидетельствует о высокой потребности в подобных технологиях для решения насущных задач практики. В то же время немногочисленные публикации на эти темы не могут удовлетворить информационный голод и появляются часто в изданиях, имеющих ограниченный тираж и регионы распространения.
Психологические механизмы влияния человеческого фактора на процесс управления корпоративной безопасностью изучены еще недостаточно глубоко. Специфика проявления и динамики развития психических процессов, состояний и явлений в системе мер по обеспечению корпоративной безопасности такова, что в полном объеме она не попадает в предметно-объектное поле ни одного из ныне представленных фундаментальных и прикладных направлений психологии.
Психология корпоративной безопасности тесно связана с другими отраслями психологических знаний (схема 1).
Для решения ограниченного круга проблем на эмпирическом уровне могут и успешно используются отдельные методы и методики общей, социальной, инженерной, военной, экономической психологии, психологии труда в особых условиях, а также некоторых других направлений психологической науки. Но, как показала практика, попытки механического переноса существующих методик надлежащего эффекта не дают, так как требуется их серьезная доработка и адаптация к потребностям конкретного заказчика. Особенно ярко это проявляется в ситуациях использования методов научной психологии для решения проблем безопасности. При всей схожести проблем каждая фирма имеет свои специфические особенности, которые определяют ее потребности в использовании тех или иных методов.
Конечно, академическая психологическая наука может игнорировать этот факт, но тогда имеющаяся информационная ниша будет заполнена суррогатами, дискредитирующими идею использования психологических знаний для решения вопросов обеспечения безопасности отдельных фирм и коммерческих структур. Точно так же случилось со многими методами психодиагностики, которые стали издаваться массовыми тиражами в популярных изданиях.
Сам по себе рассматриваемый нами объект представляет собой сложное системное образование, состоящее из двух взаимосвязанных подсистем, имеющих в свою очередь весьма разветвленную структуру.
Схематично это будет выглядеть приблизительно так (схема 2):
Разделение системы психологической безопасности на две подсистемы продиктовано прежде всего тем, что на объект одновременно воздействуют два вида деструктивных сил: внешние и внутренние.
К категории внешних относится:
• конкуренты;
• криминальные структуры;
• коррумпированные элементы государственных институтов;
• природные катаклизмы и техногенные катастрофы. Каждый из этих факторов также содержит человеческий фактор.
А защита от них требует разработки специфических, в том числе и психологических мер и методов противодействия. Однако реальный уровень и степень угрозы по субъективным причинам воспринимаются руководством каждой фирмы и ее службой безопасности не всегда адекватно.
К внутренним относится:
• напряжения, возникающие внутри команды из-за неправильных взаимоотношений по вертикали, горизонтали, неудовлетворенности результатами своего труда и его оценкой со стороны руководства;
• нездоровую конкуренцию между отдельными сотрудниками или подразделениями;
• внутриролевые и межролевые конфликты;
• недостаточную управленческую компетентность менеджеров различного уровня;
• низкую профессиональную и личностную надежность персонала.
Если к наличию внешних факторов угрозы отношение в общем-то адекватное, то внутренние факторы учитываются далеко не полностью, хотя они обладают не меньшим, а в ряде случаев даже большим деструктивным воздействием.
В процессе социального и психологического аудита фирм нам неоднократно приходилось сталкиваться с ситуациями, когда противоречия между сотрудниками или даже учредителями компании, возникающие на почве психологической несовместимости, приводили к расколу фирмы, а иногда и к ее полной ликвидации.
Выделенные подсистемы, выполняя самостоятельные функции, сосуществуют, взаимопроникая и дополняя друг друга.
Одной из основных характеристик любой системы является ее надежность. Как было отмечено, практически во всех элементах системы комплексной безопасности любой фирмы присутствует человеческий фактор. Именно он является наиболее уязвимым, наименее предсказуемым и, следовательно, он в конечном итоге определяет степень надежности всей системы.
С позиции психологии корпоративной безопасности критериями устойчивости и выживаемости фирмы являются:
• профессиональная компетентность персонала в основной области деятельности;
• управленческая компетентность руководящего состава;
• исполнительская дисциплина;
• оптимальный психологический климат.
Довольно часто низкая или недостаточная профессиональная компетентность персонала становится причиной затяжных кризисов и трудно разрешимых ситуаций.
Низкая управленческая компетентность определяется тем, что большинство коммерческих фирм возглавляют их учредители, люди энергичные, активные, но часто не имеющие надлежащих знаний и опыта, как в областях непосредственной деятельности, так и в управлении персоналом. Это приводит к снижению эффективности работы фирмы, компании, организации, а иногда ставит под угрозу и ее существование.
Когда численность персонала невелика, то вполне можно обойтись житейским опытом и здравым смыслом, но когда фирма разрастается до нескольких десятков или сотен человек, неминуемо возникает кризис управления, так как контроль исполнения управленческих решений каждым сотрудником становится невозможным, а управление по конечному результату требует специальной подготовки и хорошо обученного персонала.
Именно поэтому исполнительская дисциплина является одним из наиболее важных критериев устойчивости фирмы, особенно в переходный период, так как управленческие решения менеджеров верхнего уровня из-за дефицита информации становятся не всегда понятными рядовым исполнителям. В то же время, если каждый исполнитель начнет, даже из благих побуждений, проявлять бесконтрольную инициативу и действовать на свой страх и риск, то вся система станет неуправляемой.
Оптимальный психологический климат, как известно, складывается из трех компонентов и включает в себя:
• удовлетворенность каждого сотрудника результатами своего труда;
• удовлетворенность характером отношений с коллегами;
• удовлетворенность характером взаимоотношений с руководством.
Обеспечение психологической надежности персонала фирмы, а, следовательно, и корпоративная безопасность во многом зависят от качества подбора сотрудников и контроля за проходящими в фирме социально-психологическими процессами.
Существенно ослабляет систему корпоративной безопасности фирмы и отсутствие координации действий между руководством и службой персонала.
2 ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ КОРПОРАТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Несмотря на пестроту и специфику направлений деятельности коммерческих и государственных структур, можно выделить общий для всех фирм круг задач обеспечения каждой из них собственной безопасности, имеющих психологическую составляющую:
• профессиональный и психологический отбор персонала;
• профилактика, выявление и разрешение конфликтов различного происхождения;
• аттестация персонала;
• психологическое изучение партнеров, конкурентов, представителей криминальных структур;
• расследование чрезвычайных происшествий;
• подготовка и проведение ответственных переговоров различного уровня;
• психологическая защита информации;
• обучение персонала навыкам эффективной коммуникации;
• психотерапия и психокоррекция сотрудников, переживших сложные или стрессовые ситуации.
В системе методов исследования в психологии корпоративной безопасности можно выделить методы организации исследований, методы сбора данных, методы обработки данных, методы интерпретации и оценки данных.
Принципиально они мало отличаются от методов, применяемых в других отраслях психологических исследований. И в то же время тактика их применения имеет свою специфику.
К основным методам сбора информации можно отнести: наблюдение; эксперимент; тестирование; анкетирование; опрос; анализ материальных следов деятельности; биографический; метод обобщения независимых характеристик; психофизиологические.
Для обработки первичных данных применяются методы математической статистики, и, прежде всего, корреляционный, факторный и кластерный анализы.
Интерпретация первичных данных осуществляется по специально разработанным алгоритмам, в соответствии с целями исследования и спецификой используемых методов.
3. ОБЪЕКТЫ ЗАЩИТЫ И СУБЪЕКТЫ ВНЕШНЕЙ УГРОЗЫ
Информация о работе Управление безопасностью организации и ее персонала