Управленческая роль руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 23:27, реферат

Описание работы

В современных условиях хозяйствования особое внимание стало уделяться вопросам эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Необходимость изучения подходов к роли руководителя и стилю руководства обусловлена тем, что именно за счет «человеческого ресурса» можно достигнуть высоких результатов в бизнесе, не прибегая к дополнительным финансовым издержкам.

Содержание

Содержание 2
Роль и функции руководителя 5
Личность и поведение руководителя 10
Авторитет руководителя и его влияние на коллектив 13
Стиль руководства и качество управления 17
Руководство и лидерство 31
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Управленческая роль руководителя.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

Лидер – выразитель общих  для коллектива позиций его членов. Поэтому люди объединяются вокруг него и идут за ним даже тогда, когда поднимаемые им вопросы не затрагивают прямо их личных интересов. Успех лидера зависит и от того, насколько адекватно он видит связь между возможностями разрешения проблем коллектива с тенденциями развития всего общества в целом.

Лидер способен вовлекать  людей в деятельность без прямых распоряжений и команд. Он умеет убеждать, склонен поощрять; обладает неформальным авторитетом. Лидер умеет планировать совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива. Люди без особых колебаний соглашаются на участие в делах, которые лидер организует, так как знают, что он не станет предлагать им бесполезную работу. Лидер умеет инициировать полезные высказывания сотрудников, способен использовать для принятия коллективных решений мнения и предложения, противоположные собственной позиции, способен увлечь людей на выполнение незапланированных заданий.

Лидер – это человек, за которым идут не в силу формального подчинения по должности из-за «страха перед начальством», а потому, что он способен делать работу интересной и увлекательной. Это, однако, не исключает применения им наказаний. Но если он прибегает к ним, то делает это нечасто и так тонко и продуманно, что не принижает достоинства людей, а повышает их активность и добросовестность в работе.

Творческие ориентации лидера. Успех лидера в управлении любым процессом предполагает его творческие способности; инициативность; умение решать новые нетрадиционные проблемы, оригинально подходить к любым задачам; критический дар; альтернативное мышление; склонность все совершенствовать; умение психологически перестраиваться, когда меняются условия или возникают принципиально новые задачи; способность действовать вопреки мнению людей; установку на решение нетрадиционных проблем вопреки привычным схемам и подходам; склонность к самостоятельности; новаторство; способность воспринимать критические замечания; открытость ко всему новому; способность к риску и т.д.

Человек, которого можно  назвать лидером-творцом, привлекает к себе людей, прежде всего, способностью распознавать новые проблемы и формировать их в такой форме, которая многим представляется интересной и влекущей. Люди ценят в нем могучий интеллект, способность браться за решение таких проблем, которые некоторым кажутся сомнительными, неразрешимыми и даже опасными. Люди идут за лидером потому, что проблемы в его постановке увлекают, а смелость и дерзость его решений притягивают внимание и вдохновляют на инициативу. Он не командует, а приглашает к сотрудничеству. Для многих людей это, однако, воспринимается как приказ, на исполнение которого они идут добровольно и нередко совершенно бескорыстно. Общение с лидером-творцом на равных льстит самолюбию многих людей и еще более усиливает их добровольную зависимость от него, хотя он к этому может не прилагать никаких сколько-нибудь заметных усилий.

Бойцовские качества. Успех лидера в наше время в  большой мере зависит от того, обладает ли он бойцовскими качествами. Лидер-боец – это волевой, уверенный в своих силах человек. Он смел, не теряется в опасных ситуациях. Когда чувствует свою правоту, без колебаний вступает в полемику с любым оппонентом. Самостоятельный, независимый и упорный, всегда готов отстаивать то, во что верит. Лидер-боец склонен принимать на себя ответственность за все происходящее, а не только за то, что находится в пределах его служебных обязанностей.

Доверие к людям. Если человек уважает людей, относится  к ним доброжелательно, склонен оказывать им помощь, добр и способен к сопереживанию, и делает это всякий раз, когда этого от него ждут, люди будут тянуться к нему. Лидер с такой установкой умеет слушать и всегда находит время, чтобы выслушать человека. Он внимателен при обсуждении личных трудностей работников, своим оптимистическим подходом к проблемам вызывает у людей веру в свои силы. С ним легко разговаривать на любую интимную тему, так как он умеет хранить доверяемые ему тайны. Люди идут за ним, так как верят, что в случае необходимости он придет им на помощь. Когда человек доверяет людям, те в большинстве своем платят ему тем же.

Единство различий. Современный  руководитель, бесспорно, должен быть лидером. Но в то же время ему необходимо обладать умением, когда того требуют обстоятельства, применять административные методы управления. Иначе говоря, современный руководитель для того, чтобы управлять людьми, должен научиться управлять собой как лидером и как администратором. Он должен мыслить системно, широко и одновременно профессионально предметно (со знанием деталей и тонкостей управленческого процесса), ему необходимо уметь понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным, и в то же время проводить свою принципиальную линию. Современный руководитель должен уметь не поддаваться неделовому нажиму сверху, уметь не соглашаться, всегда быть склонным принимать новые идеи, но не давать им увести себя от конкретного дела в область беспредметного прожектерства, уметь рисковать (принимать решения и действовать без детального знания последствий этих решений и своих действий) и одновременно не ошибаться так, чтобы существенно навредить делу и соответственно самому себе, быть предельно тактичным и вежливым в общении с людьми и жестко требовательным к любым отклонениям от добросовестной работы, демократичным, чтобы авторитетом своей должности не сковывать мысли и действия людей, и твердым единоначальником в проведении линии на повышение порядка и дисциплины, без которых никакая высокорезультативная работа невозможна.

Данный список «противоречий» можно было бы продолжить. А это значит, что современный руководитель должен быть таким разным, чтобы всякий раз адекватно вписываться в требования обстановки, умело ориентироваться в конкретных ситуациях. Универсальная гибкость в проведении принципиальной линии, рациональное достижение конечных целей – образец одобряемого поведения современного руководителя-лидера.

 

Заключение

В заключение вопроса следует подчеркнуть, что каждый руководитель в процессе своей деятельности предстает в особой профессиональной роли, выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле.

Изучение  этого вопроса ведется психологами  уже более полувека. Исследователи  накопили к настоящему времени немалый  материал по данной проблеме. Поэтому существует ряд концепций управленческих ролей руководителя и стиля руководства.

Существует  множество правил для преуспевающего руководителя, десятки моделей эффективных руководителей. Разработаны каталоги качеств современного руководителя и менеджера, выявлены среди них приоритетные, исследуется значимость управленческих качеств в зависимости от ситуационно обусловленных факторов. Предложены технологии лидерства и концепции деловой активности. И тем не менее наука отстает от потребностей практики управления персоналом. Видение проблемы начинается с видения каждого человека в группе, а поиск решения проблемы обеспечивается всеми членами группы.

Известный специалист в области управления проф. В. И. Терещенко утверждает, что истинный руководитель должен быть «не погонщиком мулов», а именно руководителем, коллектива, «не толкать автомобиль, а вести его, управлять им». Для этого необходимо соблюдать, как минимум, девять заповедей руководителя:

  • Быть уверенным в себе, в деле и зажигать других.
  • Считать своей обязанностью критиковать, но позитивно, т.е. указывать пути преодоления недостатков.
  • Уметь использовать санкции положительные и отрицательные, т.е. поощрять подчиненных за дело, а в случае необходимости — наказывать.
  • Уметь говорить самому, но и уметь слушать подчиненных.
  • Ценить время — свое и других.
  • Быть строгим, требовательным, но справедливым и не грубым.
  • Быть приветливым,  вежливым,  знать великую силу улыбки.
  • Обладать чувством юмора.
  • Замечать, видеть подчиненных, интересоваться ими — для руководителя маленьких людей в коллективе нет.

Руководитель  должен вести себя так, чтобы коллектив  хотел быть руководимым именно им, а не кем-нибудь другим.

Эффективный руководитель формируется в процессе организационного и группового развития, выступая в качестве лидера. Движущая сила его развития — беспощадный самоанализ, непрерывное самообучение, уверенность в себе, энтузиазм.

 

Список использованных источников

 

1. Князев С.Н.  Управление: искусство, наука, практика: Учебное пособие / С.Н. Князев. —   Мн.:  Армита —Маркетинг, Менеджмент, 2002. - 512 с.

2. Психология управления: Курс лекций. Часть I / Кремень М.А. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.–184 с.

3. Психология управления: Курс лекций. Часть II /Кремень М.А. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.–140 с.

4. Беляцкий Н. П. Менеджмент: Деловая карьера. — Мн.: Вышэйшая школа, 2001.

5. Виханский О.С., Наумов А. И.  Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2003. — 528 с.




Информация о работе Управленческая роль руководителя