Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 23:27, реферат
В современных условиях хозяйствования особое внимание стало уделяться вопросам эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Необходимость изучения подходов к роли руководителя и стилю руководства обусловлена тем, что именно за счет «человеческого ресурса» можно достигнуть высоких результатов в бизнесе, не прибегая к дополнительным финансовым издержкам.
Содержание 2
Роль и функции руководителя 5
Личность и поведение руководителя 10
Авторитет руководителя и его влияние на коллектив 13
Стиль руководства и качество управления 17
Руководство и лидерство 31
Заключение 37
Список использованных источников 39
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В современных условиях хозяйствования особое внимание стало уделяться вопросам эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Необходимость изучения подходов к роли руководителя и стилю руководства обусловлена тем, что именно за счет «человеческого ресурса» можно достигнуть высоких результатов в бизнесе, не прибегая к дополнительным финансовым издержкам.
Руководитель является главным звеном в системе управления. Труд руководителя многофункционален и носит комплексный характер. Единство воли и действий руководителя обеспечивает ритмичность и слаженность работы больших групп различных по подготовке, опыту и личным качествам людей.
Руководство — это направляющая, организующая и регулирующая управленческая деятельность руководителя. Это вид управления подразделениями (органами), при котором руководитель обеспечивает взаимодействие с подчиненными в стремлении к достижению единой цели.
Иными словами, руководство — это личное, персональное воздействие одного работника на другого, закрепленное административно-правовыми средствами. Оно всегда имеет нормативно обозначенные пределы воздействия на людей и предполагает сознательность и активность руководимых во взаимодействии с руководителями.
Руководство — это, с одной стороны, искусство управления, проявление природных качеств, организаторского таланта человека, его способностей предвидеть развитие ситуации и своевременно принимать правильные решения, налаживать совместный труд подчиненных ему людей, мобилизовывать их на решение стоящих перед коллективом подразделения.
С другой стороны, руководство — это наука управления, поскольку здесь существуют вполне определенные закономерности, общие формы и методы, правила и приемы, знание которых «огранивает» талант руководителя, во многом предопределяя успех его деятельности и уровень его профессионализма.
Вместе с тем руководство — это еще и огромное поле предметно-практической деятельности. Другими словами, и наука управления, и управленческое искусство руководителя сами по себе ничего не стоят, если они не реализуются в практической деятельности. Все это приводит к пониманию руководства как искусства использования руководителем научных знаний об управлении этой деятельностью для достижения возглавляемым подразделением (органом) поставленных целей и задач на порученном участке.
Следовательно, цель руководства сводится к тому, чтобы вызвать заинтересованную и продуктивную деятельность подчиненного в соответствии с замыслами руководителя.
Эффективность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации. В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием. В литературе по руководству персоналом выделяется разное количество таких ролей. Например, американский ученый В. Ансофф указывает четыре основные роли руководителя:
1) роль лидера. В данном случае имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей. От использования лидерских качеств во многом зависит эффективность организации. Как отмечают Г. Кунц и С. О'Доннел, «если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство». От лидерства на 30-35% зависит отдача персонала;
2) роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;
3) роль планировщика. Главные задачи этой роли - оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее;
4) роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его.
Более детальная классификация ролей руководителя может выглядеть и так:
1) «мыслитель» - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
2) «штабной работник» - обработка управленческой информации и составление документации;
3) «организатор» - координация работы сотрудников;
4) «кадровик» - отбор, расстановка, оценка персонала;
5) «воспитатель» - обучение и мотивация персонала;
6) «снабженец» - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
7) «общественник» - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;
8) «инноватор» - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
9) «контролер» - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
10) «дипломат» - налаживание связей с другими учреждения-ми и их представителями.
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. В литературе существуют достаточно разнообразные классификации функций руководителя. Основными функциями руководителя являются:
- оценка ситуации, разработка,
обоснование (т.е. выяснение,
- определение и подготовка
мероприятий по достижению
- координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;
- контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам;
- организация деятельности
сотрудников, т. е.
- информирование сотрудников;
- интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) - деловое общение с целью получения информации, консультирования, оказания помощи и т.п.;
- формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация;
- делегирование задач, компетенции и ответственности;
- предотвращение и разрешение конфликтов;
- распространение специфических для организации ценностей и норм;
- забота о подчиненных и обеспечение их лояльности;
- формирование сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности;
- ослабление чувства
неуверенности в действиях
Как видно из приведенного перечня функций руководителя, они значительно различаются по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Некоторые авторы объединяют названные и некоторые другие функции в две основных функции:
1) достижение групповой цели;
2) сплочение группы и забота о ее сохранении.
Рассмотрим эти функции несколько подробнее.
1) Достижение групповой цели. Сюда входят все функции, связанные с определением групповых целей и задач, а также мобилизацией сотрудников на их реализацию:
- постановка целей и определение ролей отдельных членов команды;
- выявление проблем, возникающих при реализации заданий;
- координация действий группы;
- планирование и
- формирование «нормальных» групповых коммуникаций (например, беседы со специалистами, получение разносторонней информации о состоянии дел у каждого члена группы и т.п.);
- выявление и прояснение неясных вопросов;
- контроль за соблюдением
- проверка правильности
- методическая помощь
- обеспечение сотрудников
- развитие взаимопомощи при выполнении трудных заданий и в непредвиденных ситуациях;
- регулярное подведение
- забота о повышении
- развитие внешних связей
- приобретение финансовых и всех других необходимых для работы ресурсов.
2) Сплочение группы и забота о ее сохранении. В содержание этой общей функции входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:
- обнаружение и устранение
- оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;
- защита и ободрение «тихих» членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;
- разрешение конфликтов;
- защита отдельных сотрудников
от тех, кто ущемляет их
- развитие здорового
- всяческая поддержка групповых собраний;
- внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильного понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.);
- мотивация сотрудников;
- инициирование конструктивной критики.
Функции руководителя выступают мерой оценки его индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности.
Исследователями психологических особенностей процесса управления многократно предпринимались попытки выделить специфические личные качества руководителя, т.е. такие особенности поведения, которые присущи только ему, а другим работникам не свойственны. Однако все выделяемые ими качества попадали в перечень полезных и для не руководителей. Тем не менее эти исследования оказались не бесполезными. Они позволили показать, какие именно общечеловеческие личностные характеристики, качества являются для руководителя наиболее значимыми. Правда, у разных авторов эти перечни не совпадают, но тем не менее и не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Это объясняется тем, что руководителю в идеале должны быть присущи все лучшие человеческие качества, а перечень их неисчерпаем. Именно поэтому исследования разных авторов представляют в данном случае интерес.
Так, Дж. Блэк называет следующие качества, которые позволят руководителю достойно занимать свое место в структуре управления: организационное и административное упорство, стойкость, честолюбие, здравый смысл, способность планировать, умение общаться с людьми и понимать людей, знание дела, смелость.
Р. Бейси отмечает такие качества, как жизнеспособность и опять же стойкость, решимость (желание и умение решать), умение убеждать, не бояться ответственности, незаурядное умственное развитие.
В. Баменьский
наряду с интеллектуальными