Управленческая роль руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 23:27, реферат

Описание работы

В современных условиях хозяйствования особое внимание стало уделяться вопросам эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Необходимость изучения подходов к роли руководителя и стилю руководства обусловлена тем, что именно за счет «человеческого ресурса» можно достигнуть высоких результатов в бизнесе, не прибегая к дополнительным финансовым издержкам.

Содержание

Содержание 2
Роль и функции руководителя 5
Личность и поведение руководителя 10
Авторитет руководителя и его влияние на коллектив 13
Стиль руководства и качество управления 17
Руководство и лидерство 31
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Управленческая роль руководителя.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Управленческая роль руководителя

 

Содержание

 

Введение

В современных условиях хозяйствования особое внимание стало  уделяться вопросам эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Необходимость изучения подходов к роли руководителя и стилю руководства обусловлена тем, что именно за счет «человеческого ресурса» можно достигнуть высоких результатов в бизнесе, не прибегая к дополнительным финансовым издержкам.

Руководитель  является главным звеном в системе  управления. Труд руководителя многофункционален и носит комплексный характер. Единство воли и действий руководителя обеспечивает ритмичность и слаженность работы больших групп различных по подготовке, опыту и личным качествам людей.

Руководство — это направляющая, организующая и регулирующая управленческая деятельность руководителя. Это вид управления подразделениями (органами), при котором руководитель обеспечивает взаимодействие с подчиненными в стремлении к достижению единой цели.

Иными словами, руководство — это личное, персональное воздействие одного работника на другого, закрепленное административно-правовыми средствами. Оно всегда имеет нормативно обозначенные пределы воздействия на людей и предполагает сознательность и активность руководимых во взаимодействии с руководителями.

Руководство — это, с одной стороны, искусство управления, проявление природных качеств, организаторского таланта человека, его способностей предвидеть развитие ситуации и своевременно принимать правильные решения, налаживать совместный труд подчиненных ему людей, мобилизовывать их на решение стоящих перед коллективом подразделения.

С другой стороны, руководство — это наука управления, поскольку здесь существуют вполне определенные закономерности, общие формы и методы, правила и приемы, знание которых «огранивает» талант руководителя, во многом предопределяя успех его деятельности и уровень его профессионализма.

Вместе с  тем руководство — это еще и огромное поле предметно-практической деятельности. Другими словами, и наука управления, и управленческое искусство руководителя сами по себе ничего не стоят, если они не реализуются в практической деятельности. Все это приводит к пониманию руководства как искусства использования руководителем научных знаний об управлении этой деятельностью для достижения возглавляемым подразделением (органом) поставленных целей и задач на порученном участке.

Следовательно, цель руководства  сводится к тому, чтобы вызвать заинтересованную и продуктивную деятельность подчиненного в соответствии с замыслами руководителя.

 

Роль и функции руководителя

Эффективность руководства  во многом определяется соответствием  индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации. В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием. В литературе по руководству персоналом выделяется разное количество таких ролей. Например, американский ученый В. Ансофф указывает четыре основные роли руководителя:

1) роль лидера. В данном случае имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей. От использования лидерских качеств во многом зависит эффективность организации. Как отмечают Г. Кунц и С. О'Доннел, «если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство». От лидерства на 30-35% зависит отдача персонала;

2) роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;

3) роль планировщика. Главные задачи этой роли - оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее;

4) роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его.

Более детальная классификация ролей руководителя может выглядеть и так:

1) «мыслитель» - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;

2) «штабной работник» - обработка управленческой информации и составление документации;

3) «организатор» - координация работы сотрудников;

4) «кадровик» - отбор, расстановка, оценка персонала;

5) «воспитатель» - обучение и мотивация персонала;

6) «снабженец» - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;

7) «общественник» - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;

8) «инноватор» - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;

9) «контролер» - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;

10) «дипломат» - налаживание связей с другими учреждения-ми и их представителями.

Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в  его функциях. В литературе существуют достаточно разнообразные классификации  функций руководителя. Основными функциями руководителя являются:

- оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько  реальны, понятны и контролируемы  цели) и постановка целей;

- определение и подготовка  мероприятий по достижению целей;

- координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;

- контроль за персоналом  и соответствием результатов  его деятельности поставленным  задачам;

- организация деятельности  сотрудников, т. е. использование  существующих и создание новых  организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью;

- информирование сотрудников;

- интерактивное, контактное  взаимодействие (коммуникация) - деловое  общение с целью получения  информации, консультирования, оказания  помощи и т.п.;

- формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация;

- делегирование задач,  компетенции и ответственности;

- предотвращение и  разрешение конфликтов;

- распространение специфических  для организации ценностей и  норм;

- забота о подчиненных  и обеспечение их лояльности;

- формирование сплоченного  коллектива и поддержание его  дееспособности;

- ослабление чувства  неуверенности в действиях персонала  и обеспечение организационной  стабильности.

Как видно из приведенного перечня функций руководителя, они  значительно различаются по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Некоторые авторы объединяют названные и некоторые другие функции в две основных функции:

1) достижение групповой цели;

2) сплочение группы  и забота о ее сохранении.

Рассмотрим эти функции несколько подробнее.

1) Достижение групповой цели. Сюда входят все функции, связанные с определением групповых целей и задач, а также мобилизацией сотрудников на их реализацию:

- постановка целей  и определение ролей отдельных  членов команды;

- выявление проблем, возникающих при реализации заданий;

- координация действий  группы;

- планирование и организационная  подготовка групповых собраний, включая определение их состава;

- формирование «нормальных» групповых коммуникаций (например, беседы со специалистами, получение разносторонней информации о состоянии дел у каждого члена группы и т.п.);

- выявление и прояснение  неясных вопросов;

- контроль за соблюдением временных  планов и обобщение промежуточных  результатов;

- проверка правильности восприятия и интерпретации информации, получаемой членами группы;

- методическая помощь сотрудникам  и содействие развитию у них  инициативы и творческого подхода  при решении задач;

- обеспечение сотрудников будущей  работой с учетом их возможностей  и желаний;

- развитие взаимопомощи при выполнении трудных заданий и в непредвиденных ситуациях;

- регулярное подведение индивидуальных  трудовых итогов;

- забота о повышении квалификации  и овладении смежными профессиями;

- развитие внешних связей группы  и подготовка соответствующей информации;

- приобретение финансовых и  всех других необходимых для работы ресурсов.

2) Сплочение группы и забота о ее сохранении. В содержание этой общей функции входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:

- обнаружение и устранение эмоциональной  напряженности в групповых отношениях;

- оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;

- защита и ободрение «тихих» членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;

- разрешение конфликтов;

- защита отдельных сотрудников  от тех, кто ущемляет их личное  достоинство;

- развитие здорового коллективизма,  взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления  к поиску компромиссов;

- всяческая поддержка  групповых собраний;

- внимательное и терпимое  отношение к сотрудникам при  решении вопросов, возникающих при  совместной работе в команде  (правильного понимания общих  целей, возможностей, проблем и  т.д.);

- мотивация сотрудников;

- инициирование конструктивной  критики.

Функции руководителя выступают мерой оценки его индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности.

 

Личность и поведение руководителя

Исследователями психологических особенностей процесса управления многократно предпринимались попытки выделить специфические личные качества руководителя, т.е. такие особенности поведения, которые присущи только ему, а другим работникам не свойственны. Однако все выделяемые ими качества попадали в перечень полезных и для не руководителей. Тем не менее эти исследования оказались не бесполезными. Они позволили показать, какие именно общечеловеческие личностные характеристики, качества являются для руководителя наиболее значимыми. Правда, у разных авторов эти перечни не совпадают, но тем не менее и не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Это объясняется тем, что руководителю в идеале должны быть присущи все лучшие человеческие качества, а перечень их неисчерпаем. Именно поэтому исследования разных авторов представляют в данном случае интерес.

Так, Дж. Блэк называет следующие качества, которые позволят руководителю достойно занимать свое место в структуре управления: организационное и административное упорство, стойкость, честолюбие, здравый смысл, способность планировать, умение общаться с людьми и понимать людей, знание дела, смелость.

Р. Бейси отмечает такие  качества, как жизнеспособность и опять же стойкость, решимость (желание и умение решать), умение убеждать, не бояться ответственности, незаурядное умственное развитие.

В. Баменьский наряду с интеллектуальными качествами, способностью разбираться в людях и принимать решения, подчеркивает важность быстроты реакции, опыта, внимательности, общей теоретической подготовки, высокого морального уровня, энергичности, инициативы, гражданского мужества, умения поддерживать у окружающих хорошее настроение, неподверженности внушению, такта и некоторых других.

Информация о работе Управленческая роль руководителя