Управленческая роль руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 23:27, реферат

Описание работы

В современных условиях хозяйствования особое внимание стало уделяться вопросам эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Необходимость изучения подходов к роли руководителя и стилю руководства обусловлена тем, что именно за счет «человеческого ресурса» можно достигнуть высоких результатов в бизнесе, не прибегая к дополнительным финансовым издержкам.

Содержание

Содержание 2
Роль и функции руководителя 5
Личность и поведение руководителя 10
Авторитет руководителя и его влияние на коллектив 13
Стиль руководства и качество управления 17
Руководство и лидерство 31
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Управленческая роль руководителя.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

В данном контексте  интересен следующий вопрос, отмеченный в отечественной психологии. Если выделить лучших руководителей, выявить наиболее характерные для них качества, то какие из этих качеств окажутся общими, присущими для всех или для многих? Это позволит провести определенную корреляцию между понятиями «хороший руководитель» и «обладатель определенного набора (скажем, минимума) личных качеств». Проведенные психодиагностические обследования сотен лучших современных руководителей показали, что для них характерны следующие качества:

  • волевой, способный преодолевать препятствия;
  • настойчив,  умеет разумно рисковать, терпелив,  может выполнять и скучную работу;
  • инициативен, предпочитает работать без мелочной опеки, независим;
  • психологически устойчив, не дает увлечь себя нереальными идеями;
  • хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям;
  • самокритичен, трезво оценивает свои успехи и неудачи;
  • требователен к себе и к другим, умеет спросить за порученную работу;
  • критичен, умеет видеть в заманчивых предложениях подчиненных слабые места;
  • надежен, держит слово, на него можно положиться;
  • вынослив, может работать в условиях перегрузок;
  • восприимчив к новому, умеет решать нетрадиционные задачи оригинальными методами и путями;
  • стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособен в экстремальных условиях;
  • оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным, но преодолимым помехам;
  • решителен,  способен самостоятельно и своевременно принимать решения в критической ситуации,  брать ответственность на себя;
  • способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может строго спросить с подчиненного, может и ободрить в трудную минуту.

3. Мошна и С. Черны выделяют, кроме того, и такие качества, значение которых, по их мнению, возрастает по мере продвижения руководителя по служебной лестнице: понимание людей, готовность к сотрудничеству; рассудительность, объективность, умение принимать решения; способность к управлению, коммуникабельность; энергичность и самодисциплина; общественные связи; уравновешенность характера.

Вместе с  тем для успешного руководства  коллективом (подразделением) руководитель должен владеть четкой индивидуальной управленческой концепцией, т.е. знанием того, что и как он должен делать в качестве руководителя. Теория управления основными составляющими этой концепции называет:

- наличие определенной цели в развитии дела и коллектива, которую руководитель выдвигает на тот или иной временной рубеж. Руководитель должен видеть перспективу и не быть «бабочкой-однодневкой». Как утверждал Сенека, «для корабля, не знающего, куда плыть, нет попутного ветра», или, как говорится, без мишени нет попаданий; проблемное наполнение того пути, который намечается для достижения цели, т.е. выдвижение, постановка перечня конкретных проблем, решение которых должно привести к ее достижению;

- наличие управленческих замыслов о путях решения выдвинутых проблем.

Степень целенаправленности, организованности, упорядоченности деятельности коллектива всецело зависит от четкости этой концепции у руководителя и от степени ее действенности, т.е. меры проявления в реальных конкретных делах, на которые мобилизуется коллектив. Без такой концепции руководитель, равно как и ведомый им коллектив, обречен на решение лишь сиюминутных, повседневных задач, а потому не может быть и речи о развитии дела и профессиональном росте членов коллектива.

 

Авторитет руководителя и его влияние на коллектив

Авторитет руководителя двойствен и слагается из авторитета должности и авторитета личности. Понятно, что они выступают в органическом единстве, но, тем не менее, не могут подменить друг друга. Авторитет должности, естественно, подкрепляет авторитет личности, однако сам по себе не формирует его. Авторитет личности всегда достаточно автономен в своем формировании и при одном и том же уровне авторитета должности может быть высоким или низким. Реальная, подлинная власть — в руках того руководителя, который пользуется достаточно высоким личностным авторитетом.

Например, если руководитель опирается лишь на формальный авторитет власти, то потенциал подчиненных используется лишь на 55–60%.

Сегодня настоящим руководителем может быть такой человек, который опирается не столько на власть, сколько на силу профессиональных знаний и личного авторитета. Чем авторитетнее руководитель, тем значительнее его влияние на массы. И это понятно: чем авторитетнее человек, тем больше к нему доверия, уважения, внушающего и убеждающего воздействия его слова. Сила руководителя – в умении слить воедино должностной авторитет и авторитет личности.

Решающее влияние на руководителя оказывают его качества. Следовательно, сам руководитель формирует свой авторитет своим поведением и деятельностью.

Авторитет руководителя – это система взаимосвязанных свойств личности, обеспечивающая успех во взаимоотношениях с людьми и в организации труда целого коллектива. Можно привести и другое определение.

Авторитет руководителя – это мера принятия коллективом его личностных и деловых качеств.

При опоре на неформальный авторитет, обусловленный высоким уровнем развития личностных качеств, наблюдается значительное увеличение использования потенциальных возможностей подчиненных.

Люди придают большое  значение характеру руководителя, они  предпочитают иметь руководителя с  положительным характером, чем с большими способностями.

В жизни нередки случаи, когда руководитель, очень знающий и способный, не пользуется уважением коллектива, а потому не имеет успеха в работе. И это понятно: вследствие неавторитетности его намерения не поддерживаются, а воздействия имеют небольшой эффект.

Природа авторитета такова, что его невозможно утвердить  приказом: его завоевывает руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, знаниями, волей и принципиальностью, как человек требовательный к себе и другим, справедливый, нравственно чистоплотный.

Руководитель, обладающий истинным авторитетом, понимает, в чем состоят интересы людей, с которыми он связан по работе; такой руководитель способен понять и проблемы отдельного человека, ощутить, кто в чем нуждается. Он готов отстаивать интересы людей, обладает развитой способностью понимать и ясно выражать интересы всего коллектива. Способен понимать то, о чем люди предпочитают умалчивать, уловить и выразить общее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопросам, готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива, настойчив в отстаивании интересов своих коллег, умеет вовлекать людей в обсуждение общих проблем, стремится организовать производственный процесс так, чтобы члены коллектива получали удовольствие от работы.

Руководитель, пользующийся реальным авторитетом, – это человек, за которым идут не в силу формального подчинения по должности из-за «страха перед начальством», а потому, что он обладает способностями и умениями делать организуемые им дела интересными и увлекательными для других людей, ведет их, а не являет собой угрозу наказания за фактические или мнимые промахи в работе. Это, однако, не исключает применения им наказаний. Но если он прибегает к ним, то делает это нечасто, а когда делает, то делает так тонко и продуманно, что не принижает достоинства людей, а повышает их активность и добросовестность в работе.

Ошибочно утверждение, будто люди считаются с тем  руководителем, которого боятся. Здесь допускается явное смешение подлинного авторитета с категорией совершенно другого порядка. В этом убеждают многочисленные факты. Часто мы являемся свидетелями того, как подчиненные резко изменяют свои оценки, как только человек перестал быть их руководителем. Подобная метаморфоза – лишь свидетельство того, что авторитета у руководителя не было и в помине.

Была лишь потребность  у подчиненных удержаться на работе, поступаясь ради этого, как ни печально, в чем-то и человеческим достоинством.

Авторитет руководителя предстает как общая характеристика его личности, как величина, производная от его профессиональных качеств, политической и нравственной зрелости, реализуемых в его повседневной деятельности, во взаимоотношениях с подчиненными коллегами, а также с вышестоящими руководителями.

Служебное положение, разумеется, является источником авторитета, но авторитет должности не может сколько-нибудь долго компенсировать недостаточность авторитета личности: проходит некоторое время, и чары, навеянные служебным положением, рассеиваются.

Подлинный, уважающий  себя руководитель нуждается только в истинном, реальном авторитете, который  не выдается вместе с должностью.

Далеко не всегда руководитель понимает то, что объективный подход к оценке как самого себя, так и подчиненных составляет непременное условие его авторитета.

«Эффект должностного авторитета»  носит временный характер, когда человека распознают, все становится на свои места, а руководитель скоро начинает сознавать иллюзорность представлений о мере своего авторитета.

Необоснованно высокая  оценка руководителя, подогреваемая болезненным самолюбием, оказывает на коллектив весьма неблагоприятное влияние, тогда как при адекватной самооценке и остальные работники проявляют понятную скромность в понимании своих успехов, что благоприятно сказывается на контактах между ними, на всем социально-психологическом климате в коллективе.

Когда руководитель не оправдывает  ожидания подчиненных, в коллективе, как правило, появляется неформальный лидер. С этого момента авторитет руководителя, а значит, и результаты деятельности становятся зависимыми от его сотрудничества с ним. Если руководитель не сумеет добиться этого, то может сложиться ситуация, при которой неформальный лидер приобретает растущую власть и станет, если захочет, управлять самим руководителем. Уже по этой причине последнему приходится неустанно работать над тем, чтобы оправдывать ожидания подчиненных и поддерживать свой авторитет, памятуя о том, что он легко может быть потерян.

На этапах формирования и поддержания своего авторитета руководителю полезно усвоить и  некоторые постулаты эффективного управления. Приведем некоторые из них.

  • Руководитель, прежде всего, является специалистом в области организации совместного труда.
  • Управление – это не сама по себе команда, а достижение цели.
  • Честность – одно из главных слагаемых авторитета руководителя.
  • Для успешного руководства другими надо, прежде всего, уметь управлять собой.
  • Единство слова и дела – необходимое условие неформального авторитета руководителя.
  • Люди проникаются уважением к руководителю, быстро признающему свои ошибки.
  • Искусство общения с другими требует умения временно отодвинуть свое «я» на второй план.

Авторитет руководителя способствует и формированию доверия в коллективе. В организации доверие проявляется и формируется через позитивное и последовательное поведение руководителя. Доверие – это чувство безопасности и комфорта в межличностных отношениях, которое необходимо для создания здорового, открытого климата в организации. Доверие в организации сформировано тогда, когда у подчиненных есть свобода думать, расти и даже совершать ошибки без страха наказания.

Сохранение авторитета требует от руководителя постоянного самоконтроля за каждым своим действием, полной самоотдачи.

Руководитель всегда обязан быть на гребне растущих требований времени. Сегодня нельзя оставаться авторитетным, опираясь лишь на ранее накопленный опыт.

Замечено, что  некоторые руководители порой испытывают «комплекс недостаточности» личного авторитета и пытаются поднять его (менее или более осознанно, иногда и вовсе не осознанно) отнюдь не лучшими средствами и формами поведения. Тогда складываются так называемые псевдоавторитеты типа «авторитет доброты», «авторитет подкупа», далее — панибратства, обещаний (крайне недопустимый вариант, когда они не выполняются), защиты от вышестоящего начальства, педантизма (мелочной требовательности), поучительства, превосходства и подавления.

Увеличению авторитета руководителей и использованию потенциальных возможностей подчиненных способствуют знания по психологии управления, навыки и умения их практического использования.

 

Стиль руководства и качество управления

Еще некий  древний мудрец говорил, что искусство  управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств. Истина эта актуальна во все времена.

Определяющая  роль руководителя – в полномочиях  принимать решения, что делать, как делать, и нести за это ответственность. Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него – на характер и результаты функционирования самого объекта. Умелый руководитель четко формулирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупреждать неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.

Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему, стиле.

Стиль (от лат. stylus — стержень для письма) — представляет собой совокупность приемов, форм и методов осуществления какой-либо работы, деятельности, поведения. В теории организации управления этот термин используется для обозначения стиля руководства, стиля организаторской деятельности руководителя, культуры управления и т.п.

Информация о работе Управленческая роль руководителя