Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:21, курсовая работа
Курсовая работа посвящена теме «Особенности воспитания трудных подростков». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, т. к. с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к уве¬личению числа детей с девиантным поведением. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы воспитания трудных детей. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Основы воспитания трудных подростков.
Трудные дети и причины появления отклонений…………………… 4
Принципы воспитания трудных детей………………………………. 10
Использование различных методов при воспитании трудного подростка………………………………………………………………. 12
Приемы воспитания…………………………………………………… 17
ГЛАВА II.Содержание работы с трудными детьми.
Оказание психолого-педагогической помощи трудным детям……. 21
2.2. Особенности медицинской помощи трудным подросткам………….. 26
ГЛАВА III. Трудный подросток в различных институтах воспитания.
Трудный ребенок в семье…………………………………………….. 30
Школа и трудный подросток…………………………………………. 32
Профессиональное училище и трудный подросток………………... 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………
ГЛАВА III. Трудный подросток в различных институтах
воспитания.
3.1.Трудный ребенок в семье
Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Последняя имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Каковы особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении школьника? Они отражаются в имеющихся классификациях семей, где часто появляются трудные дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга.
Г.Г. Бочкарева выделяет:
1) семью
с неблагоприятной
2) семью,
в которой нет эмоциональных
контактов между ее членами,
существует безразличие к
потребностям ребенка при
3) семью
с нездоровой нравственной
А.Е. Личко выделяет четыре типа неблагополучных ситуаций в семье:
1) гиперопека различной степени: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни ребенка до семейной тирании;
2) гиперопека,
нередко переходящая в
3) ситуация, создающая «кумира» семьи.
4) ситуация, создающая «золушек» в семье14.
Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей,
_______________
13 Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972.
14 ЛичкоА.Е. Психопатологии и акцентуации характера у подростков. -М., 1983.
способствующих появлению трудных детей:
1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи;
2) конфликтные
семьи, где родители не
3) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;
4) педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития15.
В последние годы в научной литературе и массовых изданиях широко обсуждается тема жестокости и насилия по отношению к детям в семье. Насилие может принимать физическую и психологическую формы. Физическое насилие в семье проявляется в избиении ребенка, нанесении ему ожогов, испытании голодом и т. п. Имеются случаи развратных действий по отношению к детям и сексуального насилия. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку, резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями.
Надо отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Жестокость создает основу для хронической психогенной травматизации, нередко вызывая повторные аффективные криминальные действия. Известны даже случаи убийства подростками своих жестоких родителей. В целом, следствием жестокого обращения с детьми бывает их асоциальное поведение в самостоятельной жизни.
Для
родителей трудных детей
_______________
15 Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск, 1986.
неправильно и непоследовательно реагируют на плохое поведение. Важны и многие другие факторы: время реакции (лучше быстрая); последовательность и принципиальность дисциплинарных требований, их осознанность детьми; характер отношений родителей с ребенком (более эффективны воспитательные воздействия любимых и уважаемых родителей); баланс поощрений и наказаний (первые желательно применять чаще, чем вторые). Необходимо отметить, что достаточно тяжелые и легкие наказания нецелесообразны. Очень важна частота наказаний. Постоянно наказываемые отвечают агрессией или даже асоциальным поведением. Ребенку лучше привить немного согласованных правил поведения, чем много несогласованных. Важно не только поощрять хорошее поведение ребенка и тормозить плохое, но и сформировать у него внутренний механизм контроля своего поведения. Для этого требуется создать у ребенка и подростка собственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет вести себя правильно независимо от одобрений и поощрений со стороны родителей и других людей. Работа с родителями, семьей представляет собой очень важный, сложный и необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося от нормы поведения детей вид деятельности педагога, психолога, социального педагога, а также специальных психолого-педагогических служб и институтов. Как отмечалось выше, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков, поэтому работа по профилактике и коррекции этих отклонений должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей.
3.2. Школа и трудный подросток.
Традиционно официальной задачей средней школы в нашей стране признается обучение ребенка, т.е. формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков, и развитие личности школьника, становление его жизненной позиции и системы ценностей.
Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребенка, «дефектами» процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Чем старше ребенок, тем больше причин, способствующих проявлению девиаций в поведении. Это и зависимость подростков от требований групп и принятых в ней ценностных ориентации, и стойкая школьная неуспеваемость, которая проявляется отсутствием запаса школьных знаний и познавательных интересов. Систематическая школьная неуспеваемость - серьезная причина появления девиантного поведения. Нарастание неуспеваемости ведет к полному отсутствию желания учиться. В результате у подростка появляется много свободного времени, которое нечем заполнить, так как нет ни познавательных устремлений, ни интересующих ребенка дел.
Важная группа факторов усиления и роста девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологий - таких, как рост психических заболеваний, ухудшение генетического фонда населения, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. Не имея жизненного опыта и не умея предвидеть социальные, физиологические последствия проституции, алкоголизма, наркомании, большинство подростков, как показывают данные проведенного исследования, не считают эти явления отклонением от нормы. Их массовое распространение создает у подростков иллюзию нормального поведения, по крайне мере отсутствие чего-то чрезвычайного. Возникает подростковая субкультура со своими «нормами», разрешающими делать все что хочется. В итоге отрицаются нормы, установленные взрослым обществом, и насаждаются свои представления о нормальном поведении. Складывается подростковая, молодежная система ценностных ориентиров со своими авторитетами и приоритетами. Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков необходим комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов. На уровне школы это, в первую очередь, взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и врача. Профилактическое направление работы должно быть приоритетным в работе с детьми и подростками. Профилактическая и коррекционная работа может осуществляться в следующих формах: работа с семьей, работа с группами детей и подростков, проявляющих групповые девиации, индивидуальная работа. Организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения целесообразно осуществлять с учетом половых различий. В целях приоритетного определения профилактического направления работы с детьми и подростками с девиантным поведением необходимо осуществлять прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения учащихся.
3.3. Профессиональное училище и трудный подросток.
Для профессиональных училищ (ПУ) традиционна большая концентрация учащихся с девиантным поведением. Это связано с тем, что приход их в ПУ часто обусловлен нежеланием продолжать обучение в школе в силу негативного отношения к ним членов педагогических коллективов.
В силу этого в ПУ накоплен большой опыт воспитательно-профилактической работы с детьми, имеющими склонность к девиантному поведению. В нем сочетаются различные стороны этой работы. В то же время его изучение показывает, что работа часто проводится формально, по стандартной схеме: постановка на учет, формальный контроль, встречи с родителями, включение в работу различных кружков и т.п. Такая схема, к сожалению, малоэффективна и рассчитана на усредненный подход ко всем учащимся.
В связи с необходимостью изменения целевых установок, определяющих основу профилактической работы с учащимися ПУ. Учащиеся ПУ являются особой социальной группой учащейся молодежи. С одной стороны, главным видом их деятельности является учение, а с другой, основная задача профессиональной школы - включение учащегося в профессиональную производственную деятельность. В связи с этим возникает сложность и противоречивость той социальной роли, которую должен принять учащийся ПУ. Мы также можем говорить об учащихся ПУ как особой социальной группе потому, что они не только имеют особый вид деятельности - учение, но и особое социальное положение в обществе (зависимость от семьи, слабое материальное положение, зависимость от учебного заведения).
Поэтому
целесообразно вести речь об особом
направлении социально-
Создаваемые
сегодня в ПУ социально-педагогические
службы призваны реализовывать как целевые
функции профилактики и коррекции девиантного
поведения учащихся. Вместе с тем такая
служба должна стать школой выживания,
разрушающей установку на иждивенчество,
научить подростка защитить себя от негативных
влияний, найти свое место в обществе,
правильно построить отношения с другими
людьми, улучшить свое благосостояние.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности. В ходе организации воспитательной работы с трудным ребенком на сегодняшний день педагоги должны сделать акцент на подавлении в молодом человеке стремления к негативному поведению и модифицировании условий среды, вызывающих девиантное поведение. Воспитательно-профилактическая работа педагога может быть построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения ребенка и сведении к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения подростков. Лечебная терапия применяется в ответ на патологические формы отклоняющегося от норм поведения. Социальную терапию необходимо использовать в случаях непатологических форм отклоняющегося от норм поведения детей и подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ