Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:21, курсовая работа
Курсовая работа посвящена теме «Особенности воспитания трудных подростков». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, т. к. с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к уве¬личению числа детей с девиантным поведением. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы воспитания трудных детей. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Основы воспитания трудных подростков.
Трудные дети и причины появления отклонений…………………… 4
Принципы воспитания трудных детей………………………………. 10
Использование различных методов при воспитании трудного подростка………………………………………………………………. 12
Приемы воспитания…………………………………………………… 17
ГЛАВА II.Содержание работы с трудными детьми.
Оказание психолого-педагогической помощи трудным детям……. 21
2.2. Особенности медицинской помощи трудным подросткам………….. 26
ГЛАВА III. Трудный подросток в различных институтах воспитания.
Трудный ребенок в семье…………………………………………….. 30
Школа и трудный подросток…………………………………………. 32
Профессиональное училище и трудный подросток………………... 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………
9Абульханоеа-Славская КЛ. О субъекте психической деятельности. -М., 1973.
необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус.
В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы. Эта сфера выполняет функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных ориентации.
Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой - «труд души»10. В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше решать так называемые дилеммы Л. Кольберга.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети
________________
10Сухомлинский ВА. Избранные произведения. В 5 т. - Киев, 1979. - Т. 1.
приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. Соответствующий методу дилемм метод самовоспитания является рефлексией, означающей процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.
Таким образом, выделены следующие доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение {волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).
Особой проблемой является выбор методов воспитания. Нет методов хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.
1.4.Приемы воспитания.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально-педагогической ситуации. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.
Приемы воспитания трудных подростков - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.
Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым. Прежде всего мы должны говорить о приемах индивидуального педагогического воздействия.
Первая группа приемов.
Прием - просьба о помощи. Воспитатель, для того чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит воспитанника представить себя на его месте и найти способ их решения.
Прием - оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций подростка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории.
Прием - обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.
Прием - доброго поступка. В процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».
Прием - обнажение противоречий. Он предполагает разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием - стратегия жизни.
Прием - рассказ о себе и других. Воспитатель предлагает каждому написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце). После этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?
Прием - мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.
Прием - сказка для воспитанника. Этот прием в какой-то степени использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочиняется сказка, в которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.
Прием - ролевая маска: учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
Вторая группа приемов связана с организаций групповой деятельности.
Прием - непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соответствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
Прием - самостимулирование: учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
Прием - импровизация на свободную тему: учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
Третья
группа приемов связана с
Прием - инструктирование. На период выполнения того или иного творческого задания, устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием - распределение ролей: четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.
Прием - коррекция позиций: тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка.т. п.).
Прием - самоотстранение учителя. После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
Прием — распределение инициативы предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других.
Прием - обмен ролями: учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.
Прием - мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы11.
_______________
11 Рожков М.И. Воспитание
трудного ребенка: Дети с девиантным поведением:
Учеб.-метод, пособие. —М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2001
ГЛАВА II.Содержание работы с трудными детьми.
2.1.Оказании психолого-педагогической помощи трудным детям.
Оказывая психолого-педагогическую помощь трудным детям, необходимо учитывать ряд требований.
Требование возрастной целесообразности, проявляющееся в том, что в настоящее время вся профилактическая и коррекционная работа начинается главным образом в подростковом возрасте, когда девиантное поведение уже стойко сформировано. Но нельзя отрицать очевидность того факта, что причина этого явления закладывается значительно раньше, в детском возрасте, поэтому целесообразно сдвинуть возрастные границы этой работы в сторону младшего школьного возраста.
Требование дифференцированности и индивидуализации работы, которое заключается в дифференцированном в плане пола и возраста подходе и учете индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка в процессе воспитательно-профилактической работы с ним.
Вариативность работы. В зависимости от складывающейся ситуации, имеющихся условий и вероятных возможных последствий используются те или иные формы, методы и средства работы.
Гуманный подход. Проявление внимательного и доброго отношения ко всем категориям детей, независимо от их национальной принадлежности, мировоззрения, вероисповедания, доверие к ребенку и соблюдение его интересов в любой ситуации.
Требование учета региональных особенностей. Организуя воспитательно-профилактическую работу, необходимо учитывать особенности региона, где она организуется, складывающуюся в нем социально-культурную и экономическую ситуацию.
Реализация перечисленных требований должна базироваться на определенных правилах.
Предлагаемые правила выделены на основе изучения литературы, экспертного собеседования с педагогами, родителями и психологами, а также собственного опыта психологической работы с трудными детьми, их педагогами и родителями.
Правило позитивного настроя. Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Случившееся уже не изменить, поэтому, чтобы ваше воздействие было наиболее эффективным, потратьте время на собственный настрой.
Правило
доверительности
Правило субъектности взаимодействия. Помочь ребенку можно лишь в том случае, когда он будет не объектом воздействия, а субъектом собственной жизни.
Правило причинности. Разберитесь с причинами отклоняющегося от нормы поведения. Конкретное поведение - это всегда следствие чего-то. Даже если оно имело ситуативные предпосылки и не являлось сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, и устранением только следствия мы ничего не добьемся. Путь же от конца к началу может подсказать направление движения.