Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:21, курсовая работа
Курсовая работа посвящена теме «Особенности воспитания трудных подростков». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, т. к. с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к уве¬личению числа детей с девиантным поведением. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы воспитания трудных детей. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Основы воспитания трудных подростков.
Трудные дети и причины появления отклонений…………………… 4
Принципы воспитания трудных детей………………………………. 10
Использование различных методов при воспитании трудного подростка………………………………………………………………. 12
Приемы воспитания…………………………………………………… 17
ГЛАВА II.Содержание работы с трудными детьми.
Оказание психолого-педагогической помощи трудным детям……. 21
2.2. Особенности медицинской помощи трудным подросткам………….. 26
ГЛАВА III. Трудный подросток в различных институтах воспитания.
Трудный ребенок в семье…………………………………………….. 30
Школа и трудный подросток…………………………………………. 32
Профессиональное училище и трудный подросток………………... 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………
Правило последовательности во взаимоотношениях. Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете часто менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям.
Правило позитивности взаимодействия. Правило позитивности предполагает: 1)Постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка. Бессмысленно от ребенка с холерическим темпераментом добиваться плавных движений, равномерных усилий и ровного, спокойного поведения в течение всех учебных занятий в школе. 2) Опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. 3) Поощрение положительных изменений. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже минимальную положительную разницу.
Правило привлекательной альтернативы. Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Данное правило в определенной мере продолжает правило позитивности. В соответствии с данным правилом важно, чтобы ребенок не просто осознал негативность возникшей девиации, но и выработал формы альтернативного поведения.
Правило разумного компромисса. Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте из лучших побуждений ребенка в угол, оставьте ему лазейку для сохранения самого себя. Следование данному правилу предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим и что любые изменения должны созидать, а не разрушать ребенка.
Правило гибкости. Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая.
Правило индивидуального подхода. Любая мера помощи будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного девиантного подростка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе детских проблем (вместо гипотетических построений, основанных на теоретических подходах), выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, корректировку выбранной.
Правило системности. При оказании психологической поддержки эффективна не только прямая помощь ребенку, но и работа по созданию воспитывающей среды. Постарайтесь выяснить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей и т. д., выясните и постарайтесь по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье, во время досуга.
Правило превентивности. Помните, что всегда легче предупредить, чем исправить. Если вам удастся сохранить понимающие отношения с ребенком, вы сможете заметить намечающиеся отклонения и предупредить их развитие. Лучшим же способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей ребенка: любви, безопасности, внимания, самоутверждения - именно их утрата приводит к нарушению поведения12.
Социально-педагогическая помощь детям с отклоняющимся от нормы поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это воспитательно-профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Основанием классификации форм могут служить средства, субъект, цели и задачи этой работы.
Совершенствование форм воспитательно-профилактической работы предполагает прежде всего смещение акцентов с общей профилактики на индивидуально-профилактическую работу с детьми и подростками и их родителями. Общая профилактика представляет собой выявление и установление причин, порождающих отклоняющееся от нормы поведение.
Индивидуальная профилактика и
коррекция включает в себя
комплекс мер, направленных на
выявление детей и подростков,
склонных к девиациям, и
и подростками: выявление детей и подростков, склонных к девиациям
______________
12 Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М., 1986.
или имеющих факты девиантного поведения; постоянный и всесторонний контроль (по месту жительства, учебы, работы) за их поведением и образом жизни; глубокое изучение личности и индивидуальности детей и подростков и источников положительного и отрицательного влияния на ребенка; определение путей и выработка мер по созданию обстановки, предотвращающей или исключающей возможность совершения правонарушений; воспитательное воздействие на окружение, отрицательно влияющее на детей и подростков.
Индивидуальная работа ведется по ряду направлений: непосредственная работа с детьми и подростками, выявление лиц и условий, положительно влияющих на подростка, и вовлечение их в профилактическую и коррекционную работу, выявление лиц и условий, отрицательно влияющих на детей и подростков, и нейтрализация их негативного воздействия.
Важным этапом повышения эффективности как общей, так и индивидуальной профилактической работы является разработка и осуществление различных воспитательно-профилактических программ, имеющих общую цель - управление процессом социализации детей и подростков, создание условий для нормального развития ребенка, устранение десоциализирующих влияний, работа с возникшими отклонениями, восстановление ребенка в статусе и дееспособности.
Девиантное поведение детей и подростков городской и сельской местностей сопровождается обычно деформацией социальных связей, отчуждением ребят от основных институтов социализации, прежде всего семьи и школы, которые, в свою очередь, могли послужить причиной девиаций. Поэтому важным направлением совершенствования работы с детьми и подростками в рамках социально-педагогического аспекта является организация работы по преодолению негативных воздействий социальной среды, главнейшим элементом которой, на наш взгляд, является семья ребенка. Организация и совершенствование работы с семьей - важное направление повышения эффективности воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками. Данные, полученные учеными во многих странах мира, свидетельствуют, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений. Значение семьи и семейного климата подтверждает также и изучение детей с нарушениями поведения, нуждающихся в психиатрическом лечении. На их судьбе пагубно сказались семейные конфликты, алкоголизм отца или матери, крупные просчеты в воспитании.
Психологическая работа с девиантными подростками может осуществляться в форме: профилактической индивидуальной беседы; интервью; психологического консультирования; индивидуальной психотерапии; групповой психокоррекции.
Психологическое консультирование - это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться прежде всего необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого.
Вместе с тем можно выделить ряд типичных этапов психологического консультирования. Успешное решение задач предыдущего этапа, как правило, является условием для перехода к следующему этапу. Однако в ряде случаев решение задач последующих этапов требует возвращения к задачам предыдущего этапа. При оказании психологической помощи девиантным подросткам следует помнить, что одни ситуации решаются быстро, а другие требуют времени и терпения. Оказывая помощь в разрешении затруднительного для подростка- вопроса, можно использовать различные способы. Тактичность, чувствительность, гибкость, изобретательность, умение отказаться от неработающих способов или модифицировать их — залог успешности воздействия.
2.1. Особенности медицинской помощи трудным подросткам
Весь комплекс профилактических мероприятий медицинского характера может осуществляться в несколько этапов:
1. Выявление
факторов риска и причин
формирования девиаций и
2. Раннее
выявление лиц,
3. Непосредственно
лечебно-реабилитационная работа
с детьми и подростками,
Если на первых двух этапах помощь может быть оказана в комплексных центрах медико-психологической помощи детям и подросткам, включающих'соответствующие программы работы, то на третьем этапе эта помощь должна осуществляться в специализированных психиатрических диспансерах или стационарных отделениях, а также специализированных учреждениях, где, наряду с медицинской помощью, осуществляются меры социальной реабилитации (в случаях антисоциального поведения). При этом в поле зрения психиатра подросток с девиантным поведением попадает лишь через 5-6 лет после возникновения первых признаков характерологических отклонений, и в течение этого времени, даже при наличии биологических факторов формирования девиации, прослеживается значительное влияние микросредовых факторов социально-психологического характера, в частности особенно большое значение приобретает влияние семьи.
На первом этапе профилактики исключительно важно выявление факторов риска формирования девиаций в семье. Особенно наглядно это проявляется в социопатических семьях, где материальный уровень жизни низкий, родители злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни. У детей из таких ремей выявлены нарушения нервно-психической сферы в виде задержки психического развития, неврозов, энуреза, девиаций поведения. С низким уровнем жизни семьи связаны повышенная заболеваемость, травматизм, высок риск эмоциональных нарушений. Родителей с патохарактерологическими особенностями, душевными заболеваниями или асоциальным поведением, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками, нужно выявлять не тогда, когда возникает необходимость применять к их детям меры медицинского или социального характера, но с первых дней жизни ребенка. Эти сведения должны подаваться детскими поликлиниками, другими учреждениями с целью наблюдения за такими детьми и при необходимости лечения их в соответствующих медицинских учреждениях, а также социально-психологических воздействий на семью через социальные службы. В мерах социальной поддержки нуждаются также семьи безработных, неполные семьи, семьи мигрантов с целью снижения риска проявления девиаций в поведении детей. В наиболее тяжелых случаях показано изъятие ребенка из неблагополучной семьи и помещение его в лесную школу, интернат, социальный приют, где может быть проведена необходимая реабилитационная работа психологом, психотерапевтом, так как повседневное общение с родителями-алкоголиками или психопатическими личностями может быть фактором формирования девиантного цоведения.
Дети и подростки с повышенным риском к той или иной форме девиантного поведения (пьянство и наркомания, правонарушения, суициды, сексуальные девиации) нуждаются в профилактической и реабилитационной работе. Эти группы детей могут быть выявлены школьными психологами, педагогами, а также при обращении за помощью к психотерапевту.
Важным разделом профилактики и реабилитации также является психотерапевтическая и психокоррекционная работа с детьми и подростками в виде индивидуального консультирования по различным проблемам, групповая психотерапевтическая работа.
Необходимо
также раннее выявление детей
с признаками психических нарушений,
частыми соматическими