Трудные дети

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

В работе подробно раскрыта проблема «трудных» детей в современном обществе очень актуальна. Алкоголизм, наркомания, проституция, преступления в раннем возрасте сегодня не являются редкостью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ



ГЛАВА I. Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.



1.1. Девиантное и делинквентное поведение.



1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.



1.3. Основные «семейные» причины появления трудного поведения.



1.4. Влияние семейных отношений на характер ребенка.



1.5. Что такое воспитание трудного ребенка?



ГЛАВА II. Особенности работы с детьми трудного поведения.



2.1. «Трудные дети» в школе и учебной деятельности.



2.2. «Трудные дети» в обществе.



2.3. Какие методы можно применять при воспитании «трудного ребенка»?



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курс возраст псих.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

 

Педагогическая позиция по отношению  к «трудному» учащемуся должна сочетаться в разумном сочетании мер, поддерживающих положительные стремления личности и пресекающих развитие отрицательных. Педагог обязан уметь находить положительные  начала в характере своего воспитанника, уметь правильно и вовремя поощрить или наказать его.

 

Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его  веру в свои силы; по отношению к  другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.

 

Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя).

 

На вопрос как же учитель должен организовать свою работу с педагогически запущенными детьми В.А. Сухомлинский ответил так: «Главное - не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства». Эта цель достигалась комплексом приёмов.

 

Во-первых, «учить и воспитывать  таких детей надо в массовой общеобразовательной  школе: создавать для них какие-то специальные учебные заведения  нет нужды». Это необходимо не только для того, чтобы недостаточно способный ребёнок никогда не чувствовал своей «неполноценности», тут важно, чтобы он находился в атмосфере полноценной духовной жизни школы» .

 

Во-вторых, на уроке дети с пониженной способностью к обучению должны получать задания, которые гарантировали  бы им успех в работе. Для этого учителю следует выявить наиболее сильную сторону в умственных способностях ученика и, опираясь на неё, предлагать соответствующие задания. Успех в выполнении даже одного дела укрепляет веру ребёнка в свои силы. В результате к очередному заданию он приступает уже с «предчувствием успеха». Переживание радости успеха – необходимое условие нормальной, продуктивной учебной деятельности.

 

Известный педагог Н.Е.Щуркова предлагает несколько вариантов работы с  такими детьми:

 

· Подавление их действий и поступков, способных нанести вред

 

· Игнорирование его умышленно резкого, провоцирующего поведения

 

· Вовлечение ребёнка в какую-нибудь активную деятельность (занятия спортом, играми, творчеством)

 

Подводя итог всем упомянутым способам и методам, следует сказать, что «трудный» ребёнок всегда будет и должен занимать больше внимания педагога, чем «нормальный».  Если вспомнить, что «трудный» ребёнок – это чаще всего заброшенный родителями, запущенный близкими, нелюбимый в большинстве коллективов, то такое отношение к нему будет оправданным.

 

 

 

 

 

 

2.2. «Трудные  дети» в обществе.

 

 

Одна из особенностей поведения  трудных детей - конфликтные длительные отношения с окружающими. Вначале  конфликтные отношения возникают, как правило, помимо воли подростка  с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников. Зачастую «трудные» дети и подростки противопоставляют себя обществу, в котором живут и стараются нанести ему, по возможности, вред. Таким образом, их поведение становится асоциальным, опасным для многих других членов этого общества.

 

Сложная социально-экономическая  ситуация последних лет в России вызвала увеличение количества безнадзорных детей. По данным МВД ещё в 1997 году сотрудниками органов внутренних дел выявлено 67,6 тысяч безнадзорных несовершеннолетних, число лиц, лишенных родительских прав, уже тогда его рост считался возросшим за последние 5 лет в три раза. К сожалению, в наши дни рост безнадзорных и беспризорных детей ещё продолжается.

 

Растущий человек оказывается  в асоциальной, подчас криминальной среде, где действуют чуждые обществу требования, правила, традиции, ценности, асоциальные групповые нормы (клички, “общий котел”, клятвы, ритуалы, “прописка”, татуировки, уголовный жаргон и пр.).

 

Для спасения детей от поднимающейся  волны бродяжничества, безнадзорности, девиантного поведения стало  создание Центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям  на всей территории Российской Федерации от Архангельска до Таганрога, от Калининграда и Пскова до Хабаровска.

 

Основное назначение Центров - оказание конкретной помощи ребенку в обретении  им смысла жизни через обращение  педагогов к его внутреннему  миру, его природной активности, через изучение, понимание и реализацию его внутренних возможностей и потребностей к самореабилитации, саморазвитию, самоопределению.

 

В условиях Центров воспитываются  несовершеннолетние с устойчивым противоправным поведением, совершившие деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ, получившие отсрочку исполнения приговора или осужденные условно (В большинстве случаев только благодаря вмешательству Центра в судьбу ребенка. В случае вынесения приговора с лишением свободы Центр содействует обжалованию приговора в более высокой судебной инстанции, и из следственного изолятора ребенок помещается в приют Центра). Существующая система “борьбы” с подростковой преступностью определяет помещение таких детей только в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа или в воспитательно-трудовые колонии системы МВД.

 

В последние годы отмечается высокий  уровень девиантного поведения  принимаемых в подобные Центры детей. Так при анализе базы данных одного из регионов России в 2002 году зафиксировано  следующее:

 

Состояли на учете в ОПППН или имели судимость 88%

 

Употребляли алкоголь 98%

 

Употребляли наркотические или  токсические вещества 78%

 

Сексуально-девиантное поведение  с половой распущенностью 38%

 

Участвовали в грабежах и вымогательствах 26%

 

Участвовали в кражах 75%

 

Склонность к бродяжничеству, уходам из дома 64%

 

Практически каждый второй подросток - второгодник, либо не обучался в школе  в течение 2-3 лет и более. В Центрах  воспитываются дети от 10 до 18 лет, по возрастному составу свыше 50% - подростки  старше 15 лет.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что «трудные дети» являются большой  проблемой нашего общества, и могут  быть опасны для него. В то же самое  время они нуждаются в постоянной заботе и поддержке этого общества, требуют к себе внимания и огромных затрат – как моральных, так и материальных. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. «Какие методы  можно применять при воспитании  трудного ребенка?»

 

 Метод воспитания – способ  реализации целей воспитания.

 Все методы оказывают совокупное  воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

 

В интеллектуальной сфере необходимо формировать у ребенка с девиантным поведением объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения.

 

 Метод воздействия на интеллектуальную  сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются  методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждения как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Убеждению соответствует самооубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов.

 

В мотивационной сфере целесообразно  формировать правомерность и  обоснованность отношения к моральным  нормам: бережное отношение к человеку, стремление к идеалу, правдивость, нравственные установки, смысл жизни и др.

 

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. Стимулирование включает два компонента:

 

 · Поощрение – это выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.

 

· Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки детей, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Выделяют следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ребенка.

 

 Методы стимулирования помогают  человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей.

 

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, ввязанных с нормами  или отклонениями от нормы и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, стыд и др.. Метод воспитания на эмоциональную сферу предполагает формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

 

В волевой сфере нужно формировать  нравственно-волевые устремления  в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Методы воздействия на волевую сферу  предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой. На формирование волевой сферы могут оказать влияние методы требования и упражнения.

 

Для требования характерны определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне. Приучение – это разновидность педагогического требования. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство.

 

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности: навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. 

 Реализация каждого метода  предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально педагогической ситуации.

 

 Приемы воспитания трудных  подростков – это действия, посредством  которых на поведение и позиции  воспитываемого оказывают побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы, поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.

 Различают следующие приемы:

 · Просьба о помощи – для того чтобы расположить к себе ребенка и установить доверительный контакт, нужно обращаться к нему за советом, рассказывая о своих проблемах;

 · Добрый поступок – в процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».

 · Мой идеал – в процессе беседы выясняются идеалы воспитанника, и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.

 · Распределение ролей – четкое распределение функций и ролей воспитанников в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения определенного задания

 · Обмен ролями – учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

 

Среди множества педагогических приемов  большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки и т.п.

 

Приемов может быть бесконечное  множество. Каждая ситуация рождает  новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

Подводя итог работе, можно заключить, что проблема «трудных» детей в современном обществе очень актуальна. Алкоголизм, наркомания, проституция, преступления в раннем возрасте сегодня не являются редкостью. Общественность с одной стороны, борется с девиацией: организуют центры психологической поддержки и реабилитации «трудных» детей и подростков, стараются обеспечить их занятость в общественно-полезных делах, проводят акции в поддержку здорового образа жизни и отказа от наркомании и курения. С другой стороны, это же общество провоцирует такое поведение, показывая в СМИ «героев» девиации и уделяя этой теме много внимания.

 

Возникает девиантное и делинквентное  поведение у детей не случайно, а в силу ряда причин – психологических, физических и социальных. К ним  относятся и врождённые генетические заболевания, и проблемы психики, но чаще всего – проблемы воспитания семьёй и обществом.

Информация о работе Трудные дети