Трудные дети

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

В работе подробно раскрыта проблема «трудных» детей в современном обществе очень актуальна. Алкоголизм, наркомания, проституция, преступления в раннем возрасте сегодня не являются редкостью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ



ГЛАВА I. Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.



1.1. Девиантное и делинквентное поведение.



1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.



1.3. Основные «семейные» причины появления трудного поведения.



1.4. Влияние семейных отношений на характер ребенка.



1.5. Что такое воспитание трудного ребенка?



ГЛАВА II. Особенности работы с детьми трудного поведения.



2.1. «Трудные дети» в школе и учебной деятельности.



2.2. «Трудные дети» в обществе.



2.3. Какие методы можно применять при воспитании «трудного ребенка»?



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курс возраст псих.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

 

1.биологические причины

 

2.психологические  причины

 

Так, например, авторы биологических  теорий, такие как итальянский  врач Цезаре Ломброзо или американец Уильям Шелдон считали, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Даже конституция тела человека определяет черты характера. Учёные выделили три типа человеческой фигуры:

 

1. Эндоморф – человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом – такому человеку свойственны общительность, умение ладить с людьми.

 

2. Мезоморф – тело человека отличается силой и стройностью – он отличается склонностью к беспокойству, активен и не слишком чувствителен.

 

3. Эктоморф – отличается тонкостью и хрупкостью тела – склонен к самоанализу, наделён повышенной чувствительностью и нервозностью.

 

По мнению авторов биологических теорий, наиболее склонны к отклонениям в поведении мезоморфы.

 

Хотя подобные биологические теории были популярны в начале 20 века, другие концепции их постепенно вытесняли. Сторонники психологической трактовки  связывали девиантное и делинквентное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т.п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за низкий рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с психологическими.

 

К середине 20 века стали появляться теории, дающие социологическое объяснение девиантному поведению детей. Впервые  развёрнутую социологическую теорию разработал Э.Дюркгейм. Он ввёл понятие аномия, т.е. дезорганизация общества, отсутствие ценностей, нарушение порядка в отношениях между людьми.

 

Впоследствии социологическую  теорию развивали Р.Мертон, Р.Линтон, У.Миллер, Г.Беккер. В настоящее время  эта теория является наиболее популярной в объяснении причин девиантного и делинквентного поведения детей.

 

На самом деле, по мнению современных  социологов, психологов и педагогов, никаких специальных причин возникновения  у детей асоциального поведения  искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в примерах поведения взрослых. Причины неудовлетворённости детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

 

Дети копировали, и всегда будут  копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая всё без разбору. Отличать плохое от хорошего они ещё не умеют.

 

Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимися с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей.

 

Причин, по которым ребёнок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно. Например, А.И.Кочетов выделял следующие  причины:

 

· Возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится всё менее цивилизованным.

 

· Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий, повышении темпов.

 

· Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.

 

· Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания - от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.

 

· Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей

 

· Неблагоприятная наследственность

 

· Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться

 

· Неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения

 

· Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность)

 

· Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.)

 

· Полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых

 

· Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения

 

· Неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничения самостоятельности

 

· Замедленные темпы умственного, социального и морального развития

 

· Педагогическая запущенность

 

Педагогическая запущенность –  это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.

 

Существуют и смешанные классификации, в которых перечисляются и  психофизиологические, и социальные причины. Так, В.Клайн (1991) выделяет шесть типов юных правонарушителей с точки зрения психотерапевта:

1. Он просто «валяет дурака».  К этой категории относятся  подростки, поведение которых  изобилует шалостями и неблаговидными  поступками. Они поздно приходят домой, обманывают, прогуливают уроки, обижают братьев и сестер и т.д.

2. Враг родителей. Причиной плохого  поведения таких подростков может  быть их месть одному или  обоим родителям. С течением  времени их враждебность по  отношению к родителям может перерасти в настоящую войну.

3. Испорченный ребенок. Ни в  интеллектуальном, ни в эмоциональном  развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть  явное отклонение – контакты  с правонарушителями. Как правило,  это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье.

4. Органик.  Это ребенок с мозговой  травмой или задержкой умственного  развития. У него нарушения дисциплины  объясняются ослабленным интеллектом  и отсутствием способностей оценивать  свои поступки.

5. Психотики. Это умственно неполноценные, больные дети. Для них характерны галлюцинации, мания преследования, всевозможные навязчивые мысли.

6. Дурное семя. Этот тип подростков  еще называют первичными психопатами.  Для них характерны хронические  правонарушения в течение всей жизни, здесь уже ничего не поможет. Это отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто еще в дошкольные годы.

 

Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных  мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

 

К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая  энергия порой не находят разумного  выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.

 

Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.

 

С.Невская и И.Невский объясняют отклонения в поведении детей и подростков  следующими группами факторов:

 

· Педагогической запущенностью, когда ребёнок ведёт себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия необходимых знаний, умений, навыков.

 

· Социальной запущенностью, т.е. испорченностью неправильным воспитанием.

 

· Глубоким психологическим дискомфортом, вызванным негативным психологическим микроклиматом в семье, неуспехами в учёбе, несложившимися взаимоотношениями в классе, грубым или жестоким отношением к нему со стороны родителей, старших.

 

· Отклонениями в состоянии психического и физического здоровья, возрастными кризами.

 

· Незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием лично значимых жизненных планов и целей, безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды.

 

Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

 

Во всех этих случаях наносится  вред не только обществу, но и личности, её формированию. Очень часто человек остаётся ущербным всю жизнь.

 

Таким образом, самый общий и краткий анализ характера отклонений в поведении детей и подростов позволяет выделить следующие этапы развития:

 

1.неодобряемое поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством и т.д.

 

2.порицаемое поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей.

 

3. девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные проявления и проступки (нечестность, лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, кражи и др.)

 

4.делинквентное, или предпреступное, поведение, которое несёт в себе зачатки криминального и деструктивного поведения – эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения.

 

5.противоправное, или преступное, поведение, основу которого составляют различные правонарушения и преступления

 

6.деструктивное, или экстремальное, поведение, основу которого составляют действия и поступки, наносящие непоправимый ущерб личности – систематическое употребление спиртных напитков, токсических и наркотических средств и др..

 

 

Из вышеприведённых фактов можно  сделать вывод, что помимо биологических  и психологических теорий существуют и социальные теории, которые достаточно правдиво разъясняют причины появления  «трудных» детей. Прежде всего, указывают социологи, семья воспитывает ребёнка: уделяет ему достаточно внимания, или попустительски относится к нему.

 

Пребывая в семье с раннего  детства, подросток подвержен многостороннему  влиянию со стороны родителей, а  также других членов семьи. Неблагоприятные условия семейного воспитания накладывают отпечаток на формирование личностных качеств, соответствующим образом сказываются на характере подростка.

 

Исследования неблагополучных  семей позволяют определить основные причины педагогической запущенности подростков:

 

1) грубое, неуважительное, пренебрежительное отношение к детям со стороны родителей и взрослых членов семьи;

 

2) отсутствие требований к детям со стороны родителей;

 

3) несоблюдение единства требований к подростку со стороны отца и матери;

 

4) нарушение меры в поощрении;

 

5) нарушение меры в наказании;

 

6) нездоровая нравственная атмосфера семьи;

 

7) пребывание подростка в позиции иждивенца, в атмосфере ничегонеделанья;

 

8) злоупотребление родителей прямыми назойливыми назиданиями;

 

9) безнадзорность (объективная и субъективная);

 

10) избалованность, изнеженность детей,

 

11) нездоровый образ жизни родителей;

 

12) дурной пример родителей.

 

 

Исходя  из типичных ошибок семейного воспитания, возможно выделение четырех условных групп трудных детей:

 

1.Дети, выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости.

 

2 Безнадзорные  дети (дети, предоставленные сами  себе, родители не имеют возможности  контролировать поведение и учебу  учащихся в силу общественной  и трудовой занятости или не  хотят отвечать за воспитание сыновей и дочерей).

 

3. Избалованные, изнеженные дети (дети, получившие  чрезмерную дозу любви матери, отца, превратившиеся в семье  в объект любования и всепрощения,  чаще всего они пребывают в  условиях ничегонеделанья).

 

4. Дети развращенные  дурным примером взрослых (родители ведут нечестный, аморальный образ жизни, что соответствующим образом сказывается на формировании личностных качеств подростка).

 

Неблагоприятные условия семейного воспитания являются первоочередной причиной девиантного  и делинквентного поведения детей. Если взять во внимание и тот факт, что в современном обществе очень велико количество неблагополучных семей, то можно сделать вывод и об огромной численности «трудных» детей. Причём отношение к ним в нашем обществе не всегда является критическим, а среди сверстников «трудные» дети практически никогда не встречают открытого осуждения. Почему это происходит?

Информация о работе Трудные дети