Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:38, курсовая работа
В работе подробно раскрыта проблема «трудных» детей в современном обществе очень актуальна. Алкоголизм, наркомания, проституция, преступления в раннем возрасте сегодня не являются редкостью.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.
1.1. Девиантное и делинквентное поведение.
1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.
1.3. Основные «семейные» причины появления трудного поведения.
1.4. Влияние семейных отношений на характер ребенка.
1.5. Что такое воспитание трудного ребенка?
ГЛАВА II. Особенности работы с детьми трудного поведения.
2.1. «Трудные дети» в школе и учебной деятельности.
2.2. «Трудные дети» в обществе.
2.3. Какие методы можно применять при воспитании «трудного ребенка»?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
По мнению многих современных психологов и социологов, наше общество само подталкивает детей и подростков к девиантному и делинквентному поведению. Рассмотрим следующие факты.
Одним из средств
массового воспитания, массовой культуры
являются средства массовой информации
– СМИ. Фильмы, газетные статьи, радиопередачи
формируют представление
В качестве примера можно привести теле репертуар только одного дня нашего телевидения: "Любовь со смертью" (о похождениях молодой некрофилки), "Колдовская любовь" (сочетание черной магии и "тяжелой" эротики), "Космическая морская пехота" (о "крутых" американских парнях, наводящих "американский порядок" в космических просторах), "Главная цель" (о повадках, приемах и зверствах американской мафии - учебное пособие для доморощенных российских бандитов), "Бандитский Петербург" (поделка уже отечественных мастеров экрана, фильм, изобилующий перестрелками, поножовщиной, трупами и кровью). А чего стоят блоки телевизионных новостей, где все та же кровь и те же трупы и катастрофы. На современном отечественном телевидении у Запада позаимствовано все: "Поле чудес" и диснеевские мультфильмы, американское шоу с русским названием "Добрый вечер с Игорем Угольниковым" и "Дог-шоу", каналы MTV и СТС.
В августе-декабре 2004 г. Единым научно-методическим центром Комитета по культуре Правительства Москвы совместно с Институтом социально-политических исследований РАН проведено социологическое исследование "Молодежь Москвы о средствах массовой информации". В нем участвовали 754 человека. Среди них - учащиеся школ и колледжей, студенты. На вопрос о том, из каких источников они получают наиболее интересную, полезную информацию о жизни молодежи, ответы распределились следующим образом.
Источники информации о жизни молодежи
(Здесь и далее в % от числа опрошенных)
Из телепрограмм
27,7
Из радиопрограмм
19,1
Из газет
14,3
Из журналов
18,2
Из сети "Интернет"
12,3
Из слухов
8,1
Из других источников
0,3
Как видно из приведенных данных, на первом месте оказалось телевидение.
В ходе исследования был также задан вопрос, сколько времени уделяют подростки тем или иным информационно-культурным источникам. Лидирующие места заняли телевидение и радио, а в "арьергарде" оказались книги.
К лидерам, формирующим мнение, представления и запросы подростков можно отнести популярных артистов и певцов, музыкальные группы, спортивных кумиров и модельеров, газетных, журнальных, телевизионных и ведущих и т. п. На страницах печатных изданий, по молодежному радио и телевидению можно зачастую услышать горделивые признания рок-звезд и кинокумиров о том, какие наркотики они употребляют и как это "круто", как это способствует творческому процессу, обогащает духовный мир, обостряет чувства. А после этого исполняется "хит сезона" - песня о наркотических галлюцинациях и любовном экстазе. Иносказания, недоговоренности, намеки, логические цепочки, кодовые слова, жаргон наркоманов, анекдоты, шутки на эту тему - все это стало обычным явлением на телевидении, радио, в прессе. Все это работает на пропаганду наркотиков, на вовлечение в эту губительную воронку мальчиков и девочек с самого раннего возраста, на интересы и прибыли наркомафии.
Во многих печатных и электронных
средствах массовой информации, ориентированных
на молодежную аудиторию, значительная
часть печатных площадей, эфирного
времени предоставляется откров
Таким образом многие современные СМИ способствуют воспитанию у подрастающего поколения интереса к преступности, алкоголизму, наркомании, т.е. различным формам девиации.
1.4. «Влияние
семейных отношений на
Неблагополучная для ребенка
семья – это не синоним
Семья – сложнейший перекресток национальных традиций, нравов, личных взглядов, интересов и потребностей. Семья не обходится без конфликтов. Поэтому очень важно супругам обладать психологической грамотностью, педагогическим тактом, чтобы помогать друг другу воспитывать детей. Семья, построенная на устойчивой, верной, возвышенной любви обладает высочайшим потенциалом. Супружеская любовь – это психологический базис семейного счастья, главное условие прочности семьи и главная предпосылка положительного влияния родителей на детей. Зло в детях рождается чаще всего потому, что любовь и доброта были дефицитом в жизни ребенка и он оказался обделенным радостью общения с любящими людьми.
Иногда наблюдается другое
явление: в дружной,
Причины вытекают
По мнению социологов, модель типичной современной семьи такова: работающие родители, в доме материальный достаток. Оба супруга любят друг друга и ребенка, четко выполняют свои обязанности в доме, вместе заботятся о ребенке. В семье своеобразный культ ребенка: ему покупают игрушки, книги, все что он захочет. Ребенка с детства не приучают обслуживать себя и заботиться о других. Сначала родители считают, что он еще маленький, что детство – это период поглощения того, что он познает в окружающем мире. И забывают о том, что очень скоро ему придется принимать решения, когда жизнь бросит на одну чашу весов его собственные интересы, а на другую – чужие. И если в семье не воспитывается заботливость, бескорыстие, умение жертвовать своими интересами, то у ребенка формируется искаженное представление о своей роли, своих обязанностях в семье, а потом и в жизни других людей.
Семью, в которой родители
не могут установить
1.5. «Что такое воспитание трудного ребенка?»
Общая социальная функция
воспитания состоит в том,
· Целенаправленность
· Социальная направленность этих воздействий;
· Создание условий для
усвоения ребенком
· Освоение человеком
Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на человека и может лишь способствовать социализации ребенка.
На социальные изменения
в ребенке оказывает и
Воспитание выступает как
регулирование основных
Система воспитательно-профилактической работы с трудными детьми в первую очередь должна включать:
1. создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
2. создание воспитывающей среды,
позволяющей гармонизировать
3. создание групп поддержки
из специалистов различного
4. организацию подготовки
5. организацию детского досуга;
6. информационно-
В основе педагогической цели, реализуемой по отношению к ребенку с девиантным поведением, лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Фактически, необходимо создать условия для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения.
Одной из главных задач воспитания трудного ребенка является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т.е. возникновения у них личностного отношения к действительности. Дети, включенные в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об их отношениях. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я».
Главное – добиваться
ГЛАВА II. Особенности работы с детьми трудного поведения.
Итак, мы уже достаточно определились с вопросами о том, кто такие «трудные» дети и почему они появляются в нашем обществе. Осталось только ответить на вопрос, каким образом организовать жизнь этого общества, чтобы количество таких детей и подростков уменьшилось. Как предотвратить девиантное поведение, как помочь «трудному» ребёнку стать «нормальным»? Обратимся к работам известных педагогов, психологов и социологов.
2.1. «Трудные дети» в школе и учебной деятельности.
Дети осложнённого поведения доставляют любому коллективу много хлопот и неприятностей. И работа педагога с «трудными» учащимися в учебном коллективе – это, прежде всего, педагогическая реабилитация. Она должна включать: возможность отреагирования психической напряженности; обеспечение условий от вредных привычек; переключение интересов подростка на социально положительную норму с поддержкой уверенности в себе.
Восстановлению эмоционально психологических связей с коллективом посвящена вся педагогика перевоспитания А.С.Макаренко. Его педагогический опыт создания спец. школы – интерната для «трудных» подростков, подробно описанный в «Педагогической поэме» стал настоящей сенсацией. В своей деятельности и сопутствующих исследованиях он пытался приобщить каждого воспитанника к жизни коллектива с учётом его индивидуальных особенностей. Результатом его работы стало возвращение десятков бывших «трудных» детей и подростков к нормальной общественной жизни.
А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход – это не «парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником».
Эта точка зрения, высказанная ещё в прошлом столетии, полностью поддерживается большинством наших современников.
Педагогу прежде всего необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.