Трудные дети

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

В работе подробно раскрыта проблема «трудных» детей в современном обществе очень актуальна. Алкоголизм, наркомания, проституция, преступления в раннем возрасте сегодня не являются редкостью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ



ГЛАВА I. Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.



1.1. Девиантное и делинквентное поведение.



1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.



1.3. Основные «семейные» причины появления трудного поведения.



1.4. Влияние семейных отношений на характер ребенка.



1.5. Что такое воспитание трудного ребенка?



ГЛАВА II. Особенности работы с детьми трудного поведения.



2.1. «Трудные дети» в школе и учебной деятельности.



2.2. «Трудные дети» в обществе.



2.3. Какие методы можно применять при воспитании «трудного ребенка»?



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курс возраст псих.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Национальный  Открытый институт России г. Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Возрастная психология»

на тему «Трудные дети».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

Студент(ка) Третьякова Н.А.

Факультет: «Психологии  и социальной работы»

Специальность: «Психология» 030301

Группа: П-94

 

Проверил(а) преподаватель:

Демьянович  О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012 г.

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

ГЛАВА I. Кто такие «трудные дети»  и как они такими становятся.

 

1.1. Девиантное и делинквентное  поведение. 

 

1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.

 

1.3. Основные «семейные» причины  появления трудного поведения. 

 

1.4. Влияние семейных отношений  на характер ребенка.

 

1.5. Что такое воспитание трудного  ребенка?

 

ГЛАВА II. Особенности работы с детьми трудного поведения.

 

2.1. «Трудные дети» в школе  и учебной деятельности.

 

2.2. «Трудные дети» в обществе.

 

2.3. Какие методы можно применять  при воспитании «трудного ребенка»?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

Выражение «трудные дети » очень  часто встречается в современном  научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение  этому понятию.

 

Для того чтобы рассмотреть его  содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить его понимание. «Трудные дети» или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества. Существуют также и другие отдельные группы в обществе. Например, так называемый тип «нормативная личность» - это люди, черты характера и поведения которых лучше всего выражают данную культуру общества, являются идеалом человеческой личности культуры общества. Или «модальная личность» - люди, поведение которых не противоречит ценностям общества. В этом списке «трудные дети» занимают наименее почётное место, являясь самой неблагополучной для общества группой.

 

Впервые понятие «трудные дети»  появилось в довоенное время  и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин существует с научном словаре педагогики и психологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями. Поэтому современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», а то и вовсе запрещает.

 

Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.

 

Такой термин можно встретить и в зарубежной психологии, только там он заменяется названием «учащиеся с проблемами».

 

Однако, как бы ни называли учёные такую категорию детей, она продолжает существовать в нашем обществе, более  того, приносить нашему обществу проблемы, и, к сожалению, не становится малочисленнее из года в год. Тот факт, что «трудные дети» существуют, признают без исключения все, но кроме его признания нужно также отдавать себе отчёт в том, что мы должны жить с такими детьми рядом, воспитывать их, готовить для будущей жизни в обществе.

 

К вопросам воспитания «трудных детей» сейчас приковано особенно пристальное  внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками  и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь», «Особенности молодежных субкультур и их влияние на нынешнее поколение подростков», «Внимание: беспризорные дети» и т. д. Активно обсуждаются проблемы детской проституции, наркомании, снижение возраста преступников. Но это в печати, в интернете, на телевидении, в свете специально организованных дискуссионных «круглых столов». А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен заниматься воспитанием «трудных детей» и как это делать?

 

Самое красноречивое отношение  общества к этим проблемам просматривается, если оценить результаты социологических опросов прохожих на улице. Большинство «первых встречных» недоуменно пожимают плечами. Что тут спрашивать? С их точки зрения в обществе давно существует четко отлаженная система воспитания «трудных детей» в специализированных школах, ПТУ, трудовых лагерях и других учреждениях подобного типа. Все это вроде как год от года совершенствуется, обновляется. Зачем ломать голову? Какие еще могут быть проблемы? И скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания, подростках-правонарушителях, о так как называемых «лицах девиантного поведения» знает только понаслышке. Да, они читали или где-то слышали о рокерах, панках, скинхедах, металлистах. Да, встречали в подъезде неприятную компанию во главе с соседским Петькой. Но им вполне ясно, кто и как должен заниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения проблемы воспитания этих подростков предлагается один: «для таких есть только одно место - тюрьма».

 

Объектом исследования в данной работе станет современное общество, а именно дети и подростки современного общества.

 

Предметом рассмотрения являются проблемы общества, связанные с «трудными» детьми.

 

Целью данной работы является рассмотрение проблемы «трудных» детей, выяснение причин их появления, а также поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:

 

1.Определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети».

 

2.Рассмотреть основные виды «трудного» поведения детей и подростков.

 

3.Проанализировать причины возникновения такого поведения.

 

4.Выявить наиболее эффективные, по мнению современных педагогов и психологов, способы работы с детьми «трудного» поведения.

 

Для выполнения этих задач и основной цели в работе будут рассмотрены  исследовательские работы разных авторов  по данной теме, данные из газет и  журналов, данные социологических опросов, опубликованных в СМИ и в Интернете.

 

Работа строится по проблемному принципу: 1-я глава рассматривает различные определения понятия «трудные дети», классификацию отклонений от норм в поведении детей. Параграфы посвящены подробному рассмотрению понятий «девиантное» и «делинквентное» поведение, как формы поведения трудных детей. Глава также раскрывает причины появления «трудных» детей и подростков в нашем обществе. Параграфы посвящены причинам, возникающим в семье, в различных коллективах, в обществе в целом. 2-я глава посвящена особенностям работы с детьми «трудного» поведения, содержит некоторые практические данные. Заключение подводит общий итог работы и дает вывод о её результатах.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Кто  такие «трудные дети» и как  они такими становятся.

 

 

1.1. Девиантное и делинквентное  поведение.

 

 

На основании  анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «Трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

 

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины – «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.

 

Под девиантностью  разумеют отклонение от принятых в  обществе норм. В объём этого понятия  включается как делинквентное, так  и другие нарушения поведения. К  основным девиантного поведения  в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

 

Под трудными школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия  «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Последние не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.

 

Трудные дети. В-третьих, особенно нуждаются в  индивидуальном подходе со стороны  воспитателей и внимании коллектива сверстников.

 

Детство – подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся  нелёгкой судьбой. Тяжелое детство  – не всегда самое плохое. Плохое детство – беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь.

 

Вначале ребёнок становится трудным. Трудный ребёнок – это тот. Кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит. Трудный  он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок  – страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.

 

Трудно самому ребёнку. Это его  неудовлетворённая потребность  быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, ещё больше отдаляет их среди других детей. Традиционно главным критерием причисления ребёнка к трудным является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребёнка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учёбы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе.

 

Ребёнок становится трудным, справедливо  отмечает профессор А.И Кочетов, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний.

 

К трудным обычно относят тех  детей, которые характеризуются  определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных  форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Поведение детей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой формой девиации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Типизация «трудных»  детей и подростков.

 

 

Психологи и педагоги предложили несколько  систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей:

 

1.дети с нарушениями в сфере общения

 

2.дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)

 

3.дети с недостатками умственного развития

 

4.дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).

 

Из трудных детей формируются  асоциальные подростки, которых  профессор психологии М.С. Неймарк  характеризует так:

 

1.циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу.

 

2.неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять.

 

3.подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко – табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом.

 

4.аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.

 

5.Основными признаками ненормальности поведения трудных детей Д.Футер (1929) считает склонность к праздношатанию – бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, агрессивность.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие  «трудные дети» очень ёмкое, и  дать ему точное определение достаточно сложно.

 

 

 

 

 

 

1.3. Основные  причины возникновения трудного  поведения.

 

 

В конце 19- начале 20 вв. учёными было проведено множество исследований, с целью установить причины отклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различные теории. Которые можно условно разделить на две группы:

Информация о работе Трудные дети