Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа
задачи:
на основе изученной литературы по проблеме исследования дать определение понятию «тревожность», рассмотреть формирование тревожности в онтогенезе;
выявить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
разработать диагностическую программу и провести экспериментальное исследование особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
провести интерпретацию и анализ полученных в результате исследования данных.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень тревожности детей старшего дошкольн
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 6
1.1 Формирование тревожности в онтогенезе 6
1.2 Особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 11
Глава 2. Опытно-экспериментальные работы по выявлению особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 17
2.1 Методики организации исследования 17
2.2 Анализ результатов исследования 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 36
Тревожность детей с ЗПР со средним уровнем тревожности, проявляющаяся в ситуациях, моделирующих отношения «ребёнок – ребёнок», также была менее выражена, чем у детей с ЗПР с высоким уровнем тревожности. Например:
Ангелина Д. – «Агрессивное нападение»: «Печальное, потому что машинку дёргает»;
Юля Л. – «Изоляция»: «Печальное, потому что они бегают»;
Гена Ч. – «Объект агрессии»: «Печальное, потому что обижают мальчика».
У детей с ЗПР со средним уровнем тревожности значительно ниже уровень тревожности и в рисунках, моделирующих отношения «ребёнок – взрослый»:
Виоллета А. – «Ребёнок и мать с младенцем»: «Печальное, потому что плачет ребёнок»;
Витя К. – «Выговор»: «Печальное, потому что его учитель ругает»;
Ангел Д. – «Игнорирование»: «Печальное, потому что тоже хочется играть».
Помимо этого, результаты наблюдений во время обследования детей с использованием теста тревожности показали, что дети с ЗПР со средним и высоким уровнями тревожности испытывали беспокойство, напряжение при выполнении заданий экспериментатора, часто делали поправки, теребили какие-либо предметы в руках.
В свою очередь, качественный анализ аналогичного обследования детей с нормой в развитии позволил придти к выводу о том, что детьми данной группы с высоким уровнем тревожности был сделан отрицательный эмоциональный выбор преимущественно в ситуациях, моделирующих отношения «ребёнок – ребёнок» («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). В этой же группе присутствует отрицательный выбор в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок - взрослый» («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»). Также имеет место выбор рисунков, обладающих особым проективным значением.
В процессе выполнения задания у детей с нормой в развитии со средним уровнем тревожности наибольший уровень тревожности проявлялся в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок - ребенок». Значительно ниже уровень тревожности у детей данной группы проявлялся в рисунках, моделирующих отношения «ребенок - взрослый», и в рисунках, обладающих особым проективным значением.
Наконец, у детей с нормой в развитии с низким уровнем тревожности преобладало наибольшее количество положительных эмоциональных выборов, намного превышающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках, однако ими также был сделан отрицательный эмоциональный выбор в рисунках «Объект агрессии» и «Агрессивное нападение».
С учетом сказанного становится очевидным, что у детей обеих групп с высоким уровнем тревожности превалирует отрицательный эмоциональный выбор в рисунках, обладающих особым проективным значением («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Ребенок и мать с младенцем», «Умывание», «Игнорирование»). При этом у детей двух групп доминирует отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок - ребенок», над отрицательным эмоциональным выбором в ситуации «ребенок - взрослый».
В свою очередь, детьми обеих групп со средним уровнем тревожности делался отрицательный эмоциональный выбор преимущественно в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок - ребенок». Выбор в ситуациях «ребенок - взрослый» был менее выражен. Детьми также осуществлялся отрицательный эмоциональный выбор в рисунках, обладающих особым проективным значением, однако он был меньшим по сравнению с количеством отрицательных эмоциональных выборов детей с ЗПР и нормой в развитии, обладающих высоким уровнем тревожности.
В то же время, несмотря на определенное сходство в выборах старших дошкольников обеих групп, уровень тревожности детей с ЗПР в целом по группе существенно выше уровня тревожности детей с нормой в развитии.
Полученные данные были подтверждены в ходе анализа и интерпретации результатов обследования детей с использованием проективного рисуночного теста «Моя семья» (в интерпретации В.К. Лосевой, в изложении Н.Л. Кряжевой).
Так, качественный анализ результатов обследования детей с использованием данной методики позволил сделать выводы о существенных различиях в оценках детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормой в развитии поведения собственных матерей, взаимоотношений в семье и своего места в ней.
Так, большая часть рисунков детей с нормой в развитии переполнена экспрессией и динамизмом, изображением ситуаций из жизни семьи, в которых детям отводится далеко не последнее место, для них характерно использование ярких, теплых, тонов, символизирующих теплые и благополучные семейные отношения.
Несколько иначе выглядят рисунки детей с ЗПР. Несмотря на то, что в них присутствуют яркие тона, в целом, рисунки данной группы детей производят мрачное впечатление (4 рисунка могут быть охарактеризованы как рисунки семьи «без семьи»), свидетельствующее о симптомах повышенной тревожности, психического дискомфорта детей с ЗПР в семье, о конфликтных семейных взаимоотношениях, в которые вовлечены дети.
При этом если дети с нормой в развитии, преимущественно (70% детей группы Э2), изображают себя на рисунках вровень с мамой или папой и даже выше их (20%), то дети с ЗПР изображают себя, скорее, мало приметными, низкорослыми (60% детей группы Э1). Например, на рисунке Гены Ч. из группы детей с ЗПР изображена маленькая фигура мальчика, что говорит о тревоге, эмоциональной зависимости, чувстве дискомфорта и скованности, испытываемых ребенком. Статичная поза человечка также свидетельствует о тревожности ребёнка.
Не
менее тревожным симптомом
Так, если на рисунках детей с нормой в развитии пространство между членами семьи, в частности, между матерью и ребенком, можно охарактеризовать как небольшое (70% детей группы Э2), что свидетельствует об их эмоциональной близости и высокой степени эмоциональной привязанности, то дети с ЗПР в 60% случаев изображают себя на некотором расстоянии от матери, что позволяет сделать вывод об их эмоциональной разобщенности. На одном из рисунков детей с ЗПР ребенок поместил в пространство между матерью и собой кошку, чтобы хоть каким-то образом заполнить образовавшийся вакуум. На другом рисунке ребенок с ЗПР вообще «забыл» нарисовать себя, что свидетельствует о неблагополучии его взаимоотношений с членами семьи, его отверженности.
При этом матери, изображенные детьми с нормой в развитии, в 50% случаев достаточно тщательно прорисованы, их одежда выгодно отличается от других членов семьи, лица «украшены» косметикой, что может быть обусловлено сильной эмоциональной привязанностью детям с нормой в развитии к своим матерям. Мамы данных детей вырисованы буквально до деталей, а на рисунке одной девочки из группы Э2 мама одета в костюм принцессы Фионы.
Мамы же, изображенные на рисунках детей с ЗПР, отличаются в 70% случаев слабой прорисовкой (в 10% случаев - штрихами), их одежды раскрашены в более тусклые цвета по сравнению с рисунками детей с нормой в развитии. Только на одном из рисунков детей с ЗПР нами была отмечена такая деталь, как серьги, оставшиеся же рисунки не отличаются особым вниманием ни к одежде, ни к лицам изображенных на них матерей (лица без макияжа). Подобная тенденция в изображении собственных матерей детьми с ЗПР свидетельствует, на наш взгляд, о наличии конфликтных отношений между ребенком и матерью, низкой степени эмоционального приятии мамы ребенком, способствующих переживанию детьми тревожности, чувства незащищенности и напряжения.
В
целом же, полученные данные позволяют
сделать вывод о большей
Следовательно,
подтвердилась выдвинутая нами первоначально
гипотеза исследования о том, что уровень
тревожности детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР является более высоким
по сравнению с уровнем тревожности детей
с нормой в развитии.
В заключение данной работы могут быть сделаны следующие выводы.
В рамках данного исследования тревога рассматривалась, вслед за А.М. Прихожан, как эмоциональное состояние, а тревожность - как свойство личности, проявляющееся в нескольких аспектах: 1) когнитивном - чувство собственной некомпетентности и малозначимости, негативная самооценка, ожидание неудачи; 2) эмоциональном - эмоциональная возбужденность, беспокойство, нервозность, повышенная чувствительность и недостаточный контроль над своими реакциями; 3) поведенческом - активные или пассивные, но чаще всего нерациональные действия по предупреждению или устранению опасности.
Возникновение
и закрепление тревожности как
устойчивого образования
Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии.
Дети с ЗПР, обладая неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от воздействия неприятных ситуаций, в результате чего появляются страх, боязнь, тревожность.
В практической части данной работы было проведено опытно-экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Были решены следующие задачи опытно-экспериментальной работы: 1) определен уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормой в развитии; 2) проведен сравнительный анализ результатов исследования.
По
результатам проведенного исследования
подтвердилась выдвинутая нами первоначально
гипотеза исследования о том, что
уровень тревожности детей
Информация о работе Тревожность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР