Тревожность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

задачи:
на основе изученной литературы по проблеме исследования дать определение понятию «тревожность», рассмотреть формирование тревожности в онтогенезе;
выявить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
разработать диагностическую программу и провести экспериментальное исследование особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
провести интерпретацию и анализ полученных в результате исследования данных.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень тревожности детей старшего дошкольн

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 6
1.1 Формирование тревожности в онтогенезе 6
1.2 Особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 11
Глава 2. Опытно-экспериментальные работы по выявлению особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 17
2.1 Методики организации исследования 17
2.2 Анализ результатов исследования 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

курсовая_тревожность детей с ЗПР.doc

— 631.50 Кб (Скачать)
n="justify">     Витя  К. – «Укладывание спать в одиночестве»: «Печальное, потому что ему не охота ложиться спать, хочет поиграть». 

     Тревожность детей с ЗПР со средним уровнем тревожности, проявляющаяся в ситуациях, моделирующих отношения «ребёнок – ребёнок», также была менее выражена, чем у детей с ЗПР с высоким уровнем тревожности. Например:

     Ангелина Д. – «Агрессивное нападение»: «Печальное, потому что машинку дёргает»;

     Юля Л. – «Изоляция»: «Печальное, потому что они бегают»;

     Гена  Ч. – «Объект агрессии»: «Печальное, потому что обижают мальчика».

     У детей с ЗПР со средним уровнем тревожности значительно ниже уровень тревожности и в рисунках, моделирующих отношения «ребёнок – взрослый»:

     Виоллета  А. – «Ребёнок и мать с младенцем»: «Печальное, потому что плачет ребёнок»;

     Витя  К. – «Выговор»: «Печальное, потому что его учитель ругает»;

     Ангел Д. – «Игнорирование»: «Печальное, потому что тоже хочется играть».

     Помимо  этого, результаты наблюдений во время обследования детей с использованием теста тревожности показали, что дети с ЗПР со средним и  высоким уровнями тревожности испытывали беспокойство, напряжение при выполнении заданий экспериментатора, часто делали поправки, теребили какие-либо предметы в руках.

     В свою очередь, качественный анализ аналогичного обследования детей с нормой в  развитии позволил придти к выводу о том, что детьми данной группы с высоким уровнем тревожности был сделан отрицательный эмоциональный выбор преимущественно в ситуациях, моделирующих отношения «ребёнок – ребёнок» («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). В этой же группе присутствует отрицательный выбор в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок - взрослый» («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»). Также имеет место выбор рисунков, обладающих особым проективным значением.

     В процессе выполнения задания у детей  с нормой в развитии со средним уровнем тревожности наибольший уровень тревожности проявлялся в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок - ребенок». Значительно ниже уровень тревожности у детей данной группы проявлялся в рисунках, моделирующих отношения «ребенок - взрослый», и в рисунках, обладающих особым проективным значением.

     Наконец, у детей с нормой в развитии с низким уровнем тревожности преобладало наибольшее количество  положительных эмоциональных выборов, намного превышающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках, однако ими также был сделан отрицательный эмоциональный выбор в рисунках «Объект агрессии» и «Агрессивное нападение».

     С учетом сказанного становится очевидным, что у детей обеих групп с высоким уровнем тревожности превалирует отрицательный эмоциональный выбор в рисунках, обладающих особым проективным значением («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Ребенок и мать с младенцем», «Умывание», «Игнорирование»). При этом у детей двух групп доминирует отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок - ребенок», над отрицательным эмоциональным выбором в ситуации «ребенок - взрослый».

     В свою очередь, детьми обеих групп со средним уровнем тревожности делался отрицательный эмоциональный выбор преимущественно в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок - ребенок». Выбор в ситуациях «ребенок - взрослый» был менее выражен. Детьми также осуществлялся отрицательный эмоциональный выбор в рисунках, обладающих особым проективным значением, однако он был меньшим по сравнению с количеством отрицательных эмоциональных выборов детей с ЗПР и нормой в развитии, обладающих высоким уровнем тревожности.

     В то же время, несмотря на определенное сходство в выборах старших дошкольников обеих групп, уровень тревожности детей с ЗПР в целом по группе существенно выше уровня тревожности детей с нормой в развитии.

     Полученные  данные были подтверждены в ходе анализа и интерпретации результатов обследования детей с использованием проективного рисуночного теста «Моя семья» (в интерпретации В.К. Лосевой, в изложении Н.Л. Кряжевой).

    Так, качественный анализ результатов обследования детей с использованием данной методики позволил сделать выводы о существенных различиях в оценках детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормой в развитии поведения собственных матерей, взаимоотношений в семье и своего места в ней.

    Так, большая часть рисунков детей  с нормой в развитии переполнена экспрессией и динамизмом, изображением ситуаций из жизни семьи, в которых детям отводится далеко не последнее место, для них характерно использование ярких, теплых, тонов, символизирующих теплые и благополучные семейные отношения.

    Несколько иначе выглядят рисунки детей  с ЗПР. Несмотря на то, что в них  присутствуют яркие тона, в целом, рисунки данной группы детей производят мрачное впечатление (4 рисунка могут  быть охарактеризованы как рисунки  семьи «без семьи»), свидетельствующее о симптомах повышенной тревожности, психического дискомфорта детей с ЗПР в семье, о конфликтных семейных взаимоотношениях, в которые вовлечены дети.

    При этом если дети с нормой в развитии, преимущественно (70% детей группы Э2), изображают себя на рисунках вровень с мамой или папой и даже выше их (20%), то дети с ЗПР изображают себя, скорее, мало приметными, низкорослыми (60% детей группы Э1). Например, на рисунке Гены Ч. из группы детей с ЗПР изображена маленькая фигура мальчика, что говорит о тревоге, эмоциональной зависимости, чувстве дискомфорта и скованности, испытываемых ребенком. Статичная поза человечка также свидетельствует о тревожности ребёнка.

    Не  менее тревожным симптомом являются и размеры между изображением отдельных членов семьи на рисунках детей обеих групп.

    Так, если на рисунках детей с нормой в развитии пространство между членами  семьи, в частности, между матерью  и ребенком, можно охарактеризовать как небольшое (70% детей группы Э2), что свидетельствует об их эмоциональной близости и высокой степени эмоциональной привязанности, то дети с ЗПР в 60% случаев изображают себя на некотором расстоянии от матери, что позволяет сделать вывод об их эмоциональной разобщенности. На одном из рисунков детей с ЗПР ребенок поместил в пространство между матерью и собой кошку, чтобы хоть каким-то образом заполнить образовавшийся вакуум. На другом рисунке ребенок с ЗПР вообще «забыл» нарисовать себя, что свидетельствует о неблагополучии его взаимоотношений с членами семьи, его отверженности.

    При этом матери, изображенные детьми с нормой в развитии, в 50% случаев достаточно тщательно прорисованы, их одежда выгодно отличается от других членов семьи, лица «украшены» косметикой, что может быть обусловлено сильной эмоциональной привязанностью детям с нормой в развитии к своим матерям. Мамы данных детей вырисованы буквально до деталей, а на рисунке одной девочки из группы Э2 мама одета в костюм принцессы Фионы.

    Мамы  же, изображенные на рисунках детей  с ЗПР, отличаются в 70% случаев слабой прорисовкой (в 10% случаев - штрихами), их одежды раскрашены в более тусклые цвета по сравнению с рисунками детей с нормой в развитии. Только на одном из рисунков детей с ЗПР нами была отмечена такая деталь, как серьги, оставшиеся же рисунки не отличаются особым вниманием ни к одежде, ни к лицам изображенных на них матерей (лица без макияжа). Подобная тенденция в изображении собственных матерей детьми с ЗПР свидетельствует, на наш взгляд, о наличии конфликтных отношений между ребенком и матерью, низкой степени эмоционального приятии мамы ребенком, способствующих переживанию детьми тревожности, чувства незащищенности и напряжения.

     В целом же, полученные данные позволяют  сделать вывод о большей степени  выраженности тревожности, связанной с семейными отношениями, у старших дошкольников с ЗПР по сравнению с их сверстниками с нормой в развитии.

     Следовательно, подтвердилась выдвинутая нами первоначально  гипотеза исследования о том, что уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является более высоким по сравнению с уровнем тревожности детей с нормой в развитии. 
 
 

 

     Заключение

 

     В заключение данной работы могут быть сделаны следующие выводы.

     В рамках данного исследования тревога  рассматривалась, вслед за А.М. Прихожан, как эмоциональное состояние, а  тревожность - как свойство личности, проявляющееся в нескольких аспектах: 1) когнитивном - чувство собственной некомпетентности и малозначимости, негативная самооценка, ожидание неудачи; 2) эмоциональном - эмоциональная возбужденность, беспокойство, нервозность, повышенная чувствительность и недостаточный контроль над своими реакциями; 3) поведенческом - активные или пассивные, но чаще всего нерациональные действия по предупреждению или устранению опасности.

     Возникновение и закрепление тревожности как  устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста, приобретающих не насыщаемый характер по гипертрофированному типу. Тревожность, возникающая вследствие травматического стресса, закрепляется в качестве личностного образования при наличии указанных характеристик потребностей и внутренних конфликтов.

     Задержка  психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии.

     Дети  с ЗПР, обладая неустойчивой эмоциональной  сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от воздействия неприятных ситуаций, в результате чего появляются страх, боязнь, тревожность.

     В практической части данной работы было проведено опытно-экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Были решены следующие задачи опытно-экспериментальной работы: 1) определен уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормой в развитии; 2) проведен сравнительный анализ результатов исследования.

     По  результатам проведенного исследования подтвердилась выдвинутая нами первоначально  гипотеза исследования о том, что  уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является более высоким по сравнению с уровнем тревожности детей с нормой в развитии. 
 

 

     Список использованной литературы

 
      
  1. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] / В.М. Астапов // Психологический журнал. – 1992. - №5. – С. 111-117.
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  3. Борякова,  Н.Ю.  Коррекционно-педагогическая  работа  в детском саду для детей с ЗПР [Текст] / Н.Ю. Бондарь. - М.: Сфера, 2007. – 78 с.
  4. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1976. – 142 с.
  5. Винникова, Е.Л. и др. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.Л. Винникова, Е.С. Слепович // Дефектология. 1999. №1. - С.18-24.
  6. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2001. – 1008 с.
  7. Дети с временными задержками психического развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1971. – 119 с.
  8. Дети с  задержками психического развития [Текст] / Под ред. Т.А.  Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина. - М.: Педагогика, 1984. – 246 с.
  9. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. Учебное пособие. 4-е исправленное и дополненное издание [Текст] / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 479 с.
  10. Изард, К.Е. Эмоции человека [Текст] / К.Е. Изард. – М.: Высшая школа, 1980. – 312 с.
  11. Имедадзе, Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте [Текст] / Н.В. Имедадзе // Психологические исследования / Ред. А.С. Прангишвили. – Тбилиси: Изд-во: Мецнисреба, 1996. - С. 49-58.
  12. Исаев, Д.Н. и др. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с задержкой психического развития [Текст] / Д.Н. Исаев, П.Г. Елисеев // Дефектология. 1999. №4. - С. 27-31.
  13. Козлова, Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка  в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997. – С. 16-20.
  14. Кочубей, Б. Лики и маски тревоги [Текст] / Б. Кочубей, Е. Новикова // Воспитание школьника. – 1990. - №6. – С. 34-41.
  15. Кулагина, И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой психического развития в оценочной ситуации [Текст] / И.Ю. Кулагина // Дефектология. - 1987. - №3. - С.9-15.
  16. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие [Текст] / В.В. Лебединский. - М.: Московский ун-т, 1985. – 160 с.
  17. Левитов, Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1969. - №1. – С. 131-137.
  18. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Владос, 2001. – 516 с.
  19. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей [Текст] / Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. – 1988. - №2. – С. 15-18.
  20. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф Марковская. - М.: Компенс-центр, 1993. - 198 с.
  21. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды [Текст] / В.С. Мерлин. – М.: МПСИ, 2009. – 544 с.
  22. Морган, У.П. Ситуативная тревога и результативность деятельности [Текст] / У.П. Морган, К.А. Эликсон // Вопросы психологии. – 1990. - №3. – С. 155-161.
  23. Нарушения   психического   развития   у   детей:   основы   специальной психологии и педагогики: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. Е.Л. Инденбаум. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2006. – 148 с.
  24. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 1998. – 303 с.
  25. Попова, С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Попова С.С. // Молодой ученый. - 2011. - №1. - С. 221-224.
  26. Прихожан, А.М. Предвосхищающая эмоция [Текст] / А.М. Прихожан // Первое сентября. – 2004. - №8. – С. 17-19.
  27. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1989. - №2. – С. 11-18.
  28. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности [Текст] / А.М. Прихожан // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. – СПб.: Речь, 2001. – С. 143-156.
  29. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
  30. Психология. Учебник [Текст] / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 584 с.
  31. Расщевска, М.Ч. Особенности эмоционально-волевой сферы детей 6-10-летнего возраста с разным уровнем умственного развития [Текст] / М.Ч. Расщевска // Сравнительная динамика развития детей: Сборник научных трудов. - Рига, 1986. - С. 49-61.
  32. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги [Текст] / Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. - М.: ФиС, 1983. - С. 12–23.
  33. Тревога и тревожность [Текст]: психологические теории тревоги. Виды тревожности. Формы и «маски» тревожности. Запрещение,симптом,страх. Психические функции тревоги. Тревога, страх и ожидание. - СПб.: Питер, 2001. - 247 с.
  34. Хабирова, Е.Р. Тревожность и ее последствия [Текст] / Е.Р. Хабирова // Ананьевские чтения – 2003. – СПб., 2003. – С. 301-302.
  35. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2. [Текст] / Х. Хекхаузен / Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского; Предисловие Л.И. Анцыферовой, Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986. – 392 с.

Информация о работе Тревожность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР