Тревожность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

задачи:
на основе изученной литературы по проблеме исследования дать определение понятию «тревожность», рассмотреть формирование тревожности в онтогенезе;
выявить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
разработать диагностическую программу и провести экспериментальное исследование особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
провести интерпретацию и анализ полученных в результате исследования данных.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень тревожности детей старшего дошкольн

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 6
1.1 Формирование тревожности в онтогенезе 6
1.2 Особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 11
Глава 2. Опытно-экспериментальные работы по выявлению особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 17
2.1 Методики организации исследования 17
2.2 Анализ результатов исследования 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

курсовая_тревожность детей с ЗПР.doc

— 631.50 Кб (Скачать)

     Рисунки предъявляются ребенку экспериментатором  в строго перечисленном порядке  один за другим. Беседа проходит в отдельной  комнате. Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор дает инструкцию следующего содержания:

     Рис. 1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

     Рис.2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое у ребенка будет  лицо, веселое или печальное? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

     Рис.3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

     Рис.4. Одевание. «Как ты думаешь, какое у  ребенка будет лицо, веселое или  печальное? Он (она) одевается.

     Рис.5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

     Рис.6. Укладывания спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое у ребенка  будет лицо, веселое или печальное? Он (она) идет спать».

     Рис.7. Умывание. «Как ты думаешь, какое у  ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) в ванной».

     Рис.8. Выговор. «Как ты думаешь, какое у  ребенка будет лицо, веселое или  печальное?».

     Рис.9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое  у ребенка будет лицо, веселое  или печальное?».

     Рис.10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

     Рис.11. Уборка игрушек. «Как ты думаешь, какое  у ребенка будет лицо, веселое  или печальное?  Он (она) убирает  игрушки».

     Рис.12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое у  ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

     Рис.13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) со своими родителями.

     Рис.14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) ест».

     Во  избежание персеверативных выборов  у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов не ребенку не задается.

     Выбор ребенком соответствующего лица и его  словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.

     На  основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14). 

     По  ИТ дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделятся  на 3 группы:

      • высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
      • средний уровень тревожности (ИТ от 20% до 50%);
      • низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

     При этом каждый ответ ребенка анализировался отдельно. Делались выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рисунки 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве): дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ: дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях 2 (Ребенок и мать с младенцем), 7 (Умывание), 9 (Игнорирование) и 11 (Уборка игрушек) с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

     Как правило, наибольший уровень тревожности  проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра  с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно  ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

     2. Проективный рисуночный тест «Моя семья»

     Цель  проективного рисуночного теста  «Моя семья» (в интерпретации В.К. Лосевой, в изложении Н.Л. Кряжевой), предназначенного для детей старше 5 лет, – выявить наличие тревожности, связанной с семейными отношениями.

     С данной целью ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Недоуменные вопросы: «А кого это?», «А что это такое?», «Я не хочу» - говорят о том, что у ребенка еще не сформировалось понятие «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В таких случаях можно попросить ребенка нарисовать семью зверушек.

     При анализе рисунка обращается внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого ребенок начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого «забыл» изобразить, кого «добавил», кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т. д. На основании полученных данных делается вывод о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями.

     Отметим, что нами были выбраны именно данные методики, так как они наиболее полно характеризуют особенности тревожности детей, наличие у них негативных эмоциональных проявлений. Выбранные нами методики подходят для проведения диагностического психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормой в развитии.

     Обследование  по обеим методикам проводилось  с детьми индивидуально, после установления с ними положительного эмоционального контакта.

     2.2 Анализ результатов исследования

 

     Полученные  в ходе диагностики уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормой в развитии с помощью теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) данные были сведены в таблицу первичных результатов (таблица 1):

Первичные результаты диагностики уровня тревожности испытуемых с использованием теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

№ испытуемого Индекс  тревожности, %
Э1 (с ЗПР) Э2 (N)
N1 54% 36%
N2 43% 14%
N3 64% 36%
N4 36% 43%
N5 36% 50%
N6 43% 28%
N7 21% 43%
N8 52% 35%
N9 21% 43%
N10 78% 57%
 

     Далее на основании данных таблицы 1 были получены количественные оценки, которые сравнивались между собой для выявления различий в уровне тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормой в развитии (Таблица 2):

     Таблица 2

Результаты диагностики уровня тревожности испытуемых с использованием теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) (в % по выборке)

№ п/п Показатель Количество  испытуемых, %
Э1 (с ЗПР) Э2 (N)
1 Низкий уровень - 10%
2 Средний уровень 60% 80%
3 Высокий уровень 40% 10%
 

     Анализ  данных таблицы 2 свидетельствует о том, что в группе Э1 превалирует количество детей со средним уровнем тревожности - 60% испытуемых на фоне детей с высоким уровнем тревожности – 40% испытуемых. Дети с низким уровнем тревожности по результатам обследования в данной группе выявлены не были, в то время как данный показатель отмечен у 10% детей группы Э2. Оставшиеся 80% испытуемых группы Э2 характеризуются средним, а 10% - высоким уровнем тревожности.

     Таким образом, сравнительный анализ групповых результатов диагностики уровня тревожности с использованием теста тревожности дошкольниками экспериментальной и контрольной групп выявил существенные различия в показателях уровня тревожности испытуемых.

     Для более наглядного представления  о разнице в показателях уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и с нормой в развитии нами была построена диаграмма (рис. 1):

Рис. 1. - Показатели уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и с нормой в развитии (в % по выборке) 

     Качественный  анализ результатов диагностики уровня тревожности испытуемых с использованием теста тревожности позволяет конкретизировать выводы о существенных различиях в уровне тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормой в развитии.

     Так, нами было отмечено, что в процессе выполнения задания у детей с ЗПР с высоким уровнем тревожности преобладал отрицательный эмоциональный выбор рисунков, обладающих особыми проективными знаниями («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Ребёнок и мать с младенцем», «Умывание», «Игнорирование»). Дети с ЗПР, сделавшие в них отрицательный эмоциональный выбор, несомненно, испытывают тревожность к данным социальным ситуациям.

     Так, например, к рисунку «Умывание» Аней Л. было дано высказывание: «Печальное, потому что умывается»; к рисунку «Еда в одиночестве»: «Печальное».

     У этой же группы детей наибольший уровень  тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребёнок –  ребёнок» («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»).

     Приведём  примеры:

     Аня Л. – «Агрессивное нападение»: «Печальное, потому что дарит машинку»;

     Аня Л. – «Изоляция»: «Печальное, потому что бегут, а она стоит»;

     Игорь М. – «Объект агрессии»: «Печальное, потому что хочет стукнуть».

     Также у детей с ЗПР с высоким уровнем тревожности проявлялась тревожность в рисунках, моделирующих отношения «ребёнок – взрослый» («Ребёнок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребёнок с родителями»).

     Например:

     Игорь М. – «Игнорирование»: «Печальное, потому что хочет, чтобы её подняли»;

     Игорь М. – «Ребёнок с родителями»: «Печальное, потому что наказывают»;

     Аня Л. – «Выговор»: «Печальное, потому что наказывают».

     В свою очередь, в процессе тестирования дети с ЗПР со средним уровнем тревожности также осуществляли отрицательный эмоциональный выбор рисунков, обладающих особым проективным значением, однако количество данных выборов было меньшим по сравнению с детьми с ЗПР с высоким уровнем тревожности.

     Приведём  примеры:

     Настя Я. – «Одевание»: «Надо подумать, наверное, весёлое, думаю, что нет, тяжело одевать»;

     Виоллета  А. – «Ребёнок и мать с младенцем»: «Печальное, потому что плачет ребёнок»;

Информация о работе Тревожность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР