Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:25, практическая работа
Разработка тренинга по конструктивному общению для подростков.
27.
Правда ли, что вы чувствуете
себя неуверенно среди
28.
Верно ли, что вы редко стремитесь
к доказательству своей
29. Считаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе, классе, группе?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
33.
Чувствуете ли вы себя
34. Охотно ли вы организовываете различные мероприятия для
своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и Спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38.
Часто ли вы оказываетесь в
центре внимания у своих
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40.
Правда ли, что вы не очень
уверенно чувствуете себя в
окружении большой группы
|
Обработка
С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с ним ответов. Оценочный критерий К выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений (к 20). Показатели будут варьироваться от 0 до 1 (это количественная характеристика). Для качественной стандартизации используются шкалы оценок.
Шкала оценок коммуникативных склонностей
|
Шкала оценок организаторских склонностей
|
Испытуемый,
получивший оценки 1, имеет крайне низкий
уровень проявления организаторских
или коммуникативных
Испытуемый, получивший оценки 2, не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.
Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации.
Испытуемый,
получивший оценки 5, активно стремится
к организаторской и
Методика
констатирует лишь наличный уровень развития
коммуникативных и организаторских склонностей
в данный период развития личности. Они
не останутся неизменными в процессе дальнейшего
развития людей. При наличии мотивации,
целеустремленности и надлежащих условий
деятельности данные склонности могут
развиваться.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Занятие № 3 (2—4 часа). Индивидуальное восприятие процесса.
Цели: выявление значения индивидуального восприятия; определение закономерностей, помогающих общению в группе.
Порядок работы.
Участникам предлагается упражнение 1, которое поможет выявить личные и общие проблемы в общении.
Все участники стоят в кругу. Закрыв глаза, все начинают двигаться произвольно в разных направлениях; разговаривать нельзя; по хлопку ведущего группы все останавливаются и открывают глаза.
Снова закрывают глаза и проделывают ту же процедуру, но при этом еще издают жужжание; по хлопку останавливаются и открывают глаза.
Анализ упражнения — ответы на ряд вопросов.
Какие чувства возникают в первом и втором случае?
Что мешало движению?
Что помогало не сталкиваться?
Какие каналы восприятия наиболее привычны, какие оказались „новыми"?
Наиболее частыми бывают такие ответы: а) „преобладает чувство тревоги, страха"; б) „возникают ощущения неловкости".
Педагогу-психологу следует предложить сравнить ощущения в ходе упражнения с ощущениями, когда участники попадают в новые компании, непривычные ситуации и ситуации, когда необходимо проявить инициативу в общении. Такое сравнение помогает детям понять и сформулировать причину тревожности и страха в общении. Эта формулировка звучит так: „Часто общение похоже на движение с закрытыми глазами". Дальнейшее обсуждение вопросов, „что мешало и помогало", позволяет понять, что очень часто мы недостаточно используем свои каналы восприятия — слух, прикосновение, ощущение партнера.
Неудач больше у тех, кто концентрирует внимание в большей степени на себе, чем на окружающих.
Упражнение 2. Выявление соответствия индивидуального и общего мнения.
а) Все участники сидят в кругу. Одному из них предлагается пересадить всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. Никто не имеет права корректировать его мнение в ходе выполнения задания.
После того как задание выполнено, кому-нибудь другому предлагается скорректировать полученную комбинацию по-своему. Затем то же самое предлагается выполнить следующему желающему.
Чаще всего кто-нибудь высказывает мысль о том, что у каждого свое видение, и сколько бы ни было „корректоров", каждый внесет свои изменения: „Каждый видит по-своему". Если же к этому выводу никто сам не приходит, руководитель задает наводящий вопрос.
б) Предлагается одному участнику пересадить всех в соответствии с тембром голоса. Каждый участник произносит „своим голосом" свое имя. Прослушав эти голоса, ведущий должен рассадить всех, следуя принципу — от самого высокого голоса до самого низкого. Затем выбирается (или вызывается сам) еще один участник и корректирует расстановку участников по тембру голоса.
Чаще всего не требуется большого количества экспериментов, так как всем становится очевидно, что каждый „слышит по-своему". Таким образом демонстрируется оригинальность зрительного и слухового восприятия.
в) Далее проверяется еще один канал восприятия — прикосновение. Почти всегда участниками высказывается опережающее мнение об индивидуальности и этого канала восприятия. Но упражнение все-таки следует провести, поскольку оно дает еще и терапевтический эффект.
Предлагается расставить участников „по теплоте рук" (желательно для выполнения упражнения выбрать самых стеснительных детей). 1-й участник берет в свои руки поочередно руки остальных (или пожимает руки в виде приветствия), а затем рассаживает всех по принципу „руки теплее—холоднее". 2-й участник корректирует расположение участников в ряду.
В заключение всем участникам предлагается занять место, на котором ему хочется сидеть в данный момент. Детям предлагается обсудить, как при существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения. Нужно подвести их к принципам общения: „Каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему; каждый обязан признавать это право за окружающими".
Домашнее задание. Последите, как выполняются вами эти принципы в семье, в школе, в общении с друзьями. Где этим принципам вы следуете чаще?
Занятие №4 (2 часа). Тренинг сензитивности.
Цель: создание в группе атмосферы доверия и открытости.
Предыдущие занятия начали разрушение формальных отношений (и динамики отношений в классе, если это спецкурс для класса, а не для сборной группы), что приводит к состоянию тревожности, поскольку привычная форма взаимоотношений нарушена, а новая не создана. Это занятие может помочь в выработке нового стиля группового и индивидуального поведения.