Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:25, практическая работа
Разработка тренинга по конструктивному общению для подростков.
При этом нужно иметь в виду, что поощрение к самораскрытию и со стороны учителя, и со стороны участников группы должно быть строго дозированным и соответствовать типу группы и стадии ее развития, конкретным характерологическим особенностям того или иного участника. В противном случае все те „плюсы», которые малая группа как форма работы несет в себе, превращаются в „минусы».
Если
попытки самораскрытия
В
группе старшекласснику легче
Для более четкого определения вида групповой работы, типа группы важно определение целей. Наша задача — соединить дидактическое и практическое обучение. В качестве основного типа группы используется так называемая учебная модель. „Это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия психотерапевтических занятий. Члены группы рассматриваются не как пациенты, а как учащиеся, желающие приобрести умения, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить недостатки. Руководители группы… осуществляют систематическое обучение для изменения установок, поведения и достижения целей участников».
Взаимодействие в группе становится объектом наблюдения и исследования. При этом участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь для оценки собственных чувств и поведения. Получение конструктивной обратной связи оказывает влияние на формирование положительной самооценки старшеклассника, способствует формированию Я-концепции, повышению статуса в группе.
Предлагаемые „Основы конструктивного общения» занятия структурированы, участники ориентируются руководителем на достижение специфической цели. Эти занятия имеют временные ограничения. Руководитель занимает активную позицию, чтобы удержать группу от отклонений на пути к установленной цели. Это особенно важно на начальных этапах существования учебной группы. Малоструктурированные занятия при относительно низком уровне групповой сплоченности порождают у участников чувство неуверенности, тревожности и способствуют тому, что учащиеся покидают группу. Использование структурированных упражнений ускоряет преодоление нерешительности и трудностей организационного периода.
3. Коррекционный блок
Коррекционный блок представляет собой программу социально-психологического тренинга по развитию коммуникативных способностей подростков.
Тематический план курса «Основы конструктивного общения»
Курс рассчитан ориентировочно на 72 часа. Возможное изменение режима работы, например тренинг-„погружение", приведет к сокращению количества учебных часов.
Тема 1. Формирование позиции взаимодействия на занятиях
Смена
позиции обучаемого на позицию участника
процесса познания и научения. Актуализация
собственных проблем учащихся. Разделение
понятий бытовой и
Тема 2. Межличностное взаимодействие
Значение индивидуального восприятия. Безоценочность в общении. Выявление закономерностей, помогающих общению в группе. Формулирование правил работы. Заключение психологического контракта (на совместную работу). Тренинг сензитивности. Развитие чувствительности. Тренировка восприятия партнера в общении.
Примечание: Отработка правил взаимодействия в группе проводится на всех последующих занятиях ситуативно. (Приложение 2)
Тема 3. Рефлексия
Введение в тему. Развитие внимания к окружающим в совместной деятельности. Осознавание своих чувств и действие психологических защитных механизмов. Разделение субъективного образа партнера и реального. Помехи и затруднения в общении и роль рефлексии. Ограничения в осознании своих чувств. Возможность и необходимость самопознания. Методы рефлексии. Самонаблюдение и самоанализ. Примечание: Эта тема является „сквозной". Еe дальнейшая проработка — необходимая часть всех последующих занятий.
Тема 1. Пространство и его организация в межличностном общении
Влияние организации пространства в межличностном общении. Взаимозависимость дистанции субъективно осознаваемой безопасности и характера коммуникации. Личностные особенности человека и выбор оптимальной дистанции. Позиции партнеров в общении.
Тема 2. Эмоции и чувства
Особенности восприятия и выражения эмоций. Проявления проблемы „суженного" опыта восприятия и трансляции чувств. Невербальные способы эмоционального самовыражения. Осознание и вербализация чувств. Деструктивное воздействие подавления эмоций на личность и здоровье человека.
Тема 3. Самопощь в ситуациях эмоционального дискомфорта
Противоречивые, сложные чувства как выражение внутриличностного конфликта, их драматизация как средство самопомощи. Специфика проявлений чувств в экстремальной ситуации. Способы „выхода" из деструктивных состояний. Специфика ситуаций расставаний и потерь. Специфика ситуаций повышенной значимости (угрозы базовым ценностям). Смена образа жизни и эмоциональное переживание перемен. Актуализация внутренних ресурсов личности.
Тема 1. Слушание
Закономерности восприятия вербальной информации. Правила „хорошего слушания". Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Цели собеседников и результативность слушания. Интонирование голоса и результативность общения. Темп речи в общении. Расширенное слушание.
Тема 2. Искусство полемики
Постановка вопроса в общении. Виды вопросов. Открытые и закрытые вопросы. Простые и сложные вопросы. Формы ответов. Стиль поведения в дискуссии. Активность в постановке вопросов.
Тема 1. Этапы коммуникативного процесса
Доминантность—
Тема 2. Личное обаяние и общение
Роль доверия в общении. Влияние личного обаяния. Обаятельность и ее составляющие. Выявление наиболее эффективной манеры поведения в общении.
Тема 3. Помехи в общении
Ориентация в типах контакта. Причины ограничения контакта. Безличное общение и его влияние на структуру личности. Искажение информации, стереотипы, ярлыки, мышечные зажимы. Личностные особенности и врожденные факторы, осложняющие общение. (Хрестоматия, стр. 62—65)
Тема 1. Конфликт и его диагностика
Определение конфликта. Эмоциональные аспекты конфликтных ситуаций. Диагностика конфликта. Конструктивные и деструктивные конфликты. Информационные, структурные, ценностные и поведенческие конфликты. Динамика конфликта. Основные стратегии поведения в конфликте. Выбор стратегии в конкретной ситуации.
Тема 2. Стратегия сотрудничества в конфликте
Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте. Различие интересов и предложений. Этапы разрешения конфликта (удовлетворение по существу, психологическое удовлетворение, процедурное удовлетворение). Искаженное понимание интересов другой стороны в конфликте. Я-высказывание как метод социально приемлемого способа выражения чувств в конфликте.
Тема 3. Посредничество в конфликте
Роль
и функции посредника. Особенности
общения посредника в конфликте.
Правила построения коммуникации посредником.
Организация процедуры
Тема 1. Конвенциальный стиль
Основные стили общения и их определение. Характеристика фаз контакта партнеров в коммуникации. Взаимонаправленность и взаимоинформирование. Актуальная роль собеседника и ее определение. Конвенциальный стиль общения и определение приоритетной зоны его использования. Конвенциальные взаимоотношения в деловом общении. Проблема эмоциональной „закрытости" как причина неадекватного использования конвенциального стиля общения.
Тема 2. Примитивный стиль общения
Примитивный стиль общения. Структура примитивной группы и принципы взаимоотношения в ней. Личностная и социальная незрелость как причина выбора данного стиля общения. „Противопримитивная защита".
Тема 3. Манипулятивный стиль общения
Общие характеристики манипулятивного стиля общения. Особенности личностной структуры человека-манипулятора. Роль эмоциональной сферы в манипулятивном общении. Виды манипуляций. Характеристики манипулятивных систем. Манипулятивное общение как деструктивный фактор. Разрушение личности человека-манипулятора. „Противоманипулятивная защита".
Тема 4. Актуализированное общение
Актуализированое общение как фактор, определяющий здоровье личности и конструктивность межличностных взаимоотношений. Основные характеристики здоровой творческой личности. Актуализированное общение и личностный рост.
Тема 5. Духовное общение
Духовный
стиль общения и его
Тема 1. Общение в экстремальной ситуации
Эффективная коммуникация как условие принятия группового решения. Сбалансированность личного вклада участников. Самооценка ориентировки в процессе общения, способности к его анализу. Постановка задач для самостоятельной работы.
4. Оценочный блок
Цель: оценка эффективности проведенной работы.
Заключительное занятие
Творческий отчет-игра „Экзамен".
Цели:
предъявление усвоенных знаний в
области межличностных
Порядок работы.