Тренинг с подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:25, практическая работа

Описание работы

Разработка тренинга по конструктивному общению для подростков.

Работа содержит 1 файл

Тренинг с подростками.doc

— 376.00 Кб (Скачать)

       При этом нужно иметь в виду, что  поощрение к самораскрытию и  со стороны учителя, и со стороны  участников группы должно быть строго дозированным и соответствовать  типу группы и стадии ее развития, конкретным характерологическим особенностям того или иного участника. В противном случае все те „плюсы», которые малая группа как форма работы несет в себе, превращаются в „минусы».

       Если  попытки самораскрытия подкрепляются  поощрением других участников группы и высокой степенью доверия друг к другу, то растет уверенность в себе, способность к конструктивному межличностному взаимодействию.

       В группе старшекласснику легче почувствовать  себя принятым другими, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. В обстановке группы, которая обеспечивает поддержку, человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.

       Для более четкого определения вида групповой работы, типа группы важно определение целей. Наша задача — соединить дидактическое и практическое обучение. В качестве основного типа группы используется так называемая учебная модель. „Это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия психотерапевтических занятий. Члены группы рассматриваются не как пациенты, а как учащиеся, желающие приобрести умения, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить недостатки. Руководители группы… осуществляют систематическое обучение для изменения установок, поведения и достижения целей участников».

       Взаимодействие  в группе становится объектом наблюдения и исследования. При этом участники  могут идентифицировать себя с другими  и использовать установившуюся эмоциональную  связь для оценки собственных чувств и поведения. Получение конструктивной обратной связи оказывает влияние на формирование положительной самооценки старшеклассника, способствует формированию Я-концепции, повышению статуса в группе.

       Предлагаемые „Основы конструктивного общения» занятия структурированы, участники ориентируются руководителем на достижение специфической цели. Эти занятия имеют временные ограничения. Руководитель занимает активную позицию, чтобы удержать группу от отклонений на пути к установленной цели. Это особенно важно на начальных этапах существования учебной группы. Малоструктурированные занятия при относительно низком уровне групповой сплоченности порождают у участников чувство неуверенности, тревожности и способствуют тому, что учащиеся покидают группу. Использование структурированных упражнений ускоряет преодоление нерешительности и трудностей организационного периода.

       3. Коррекционный блок

       Коррекционный блок представляет собой программу  социально-психологического тренинга по развитию коммуникативных способностей подростков.

       Тематический  план курса «Основы  конструктивного  общения»

       Курс  рассчитан ориентировочно на 72 часа. Возможное изменение режима работы, например тренинг-„погружение", приведет к сокращению количества учебных  часов.

       Раздел 1. Введение в практическую психологию общения

       Тема 1. Формирование позиции  взаимодействия на занятиях

       Смена позиции обучаемого на позицию участника  процесса познания и научения. Актуализация собственных проблем учащихся. Разделение понятий бытовой и психологической  проблемы. Понятие психологических защитных механизмов. Сложность структуры личности человека. Выделение сферы сознания и подсознания. Влияние бессознательного на общение. Мифы и реальность психологической практики. Описание области коллективной работы группы. Предложение правил работы и самоопределения. Выбор модели работы группы в режиме постановки задач, исследования реального общения.

       Тема 2. Межличностное  взаимодействие

       Значение  индивидуального восприятия. Безоценочность в общении. Выявление закономерностей, помогающих общению в группе. Формулирование правил работы. Заключение психологического контракта (на совместную работу). Тренинг сензитивности. Развитие чувствительности. Тренировка восприятия партнера в общении.

       Примечание: Отработка правил взаимодействия в группе проводится на всех последующих занятиях ситуативно. (Приложение 2)

       Тема 3. Рефлексия

       Введение  в тему. Развитие внимания к окружающим в совместной деятельности. Осознавание  своих чувств и действие психологических  защитных механизмов. Разделение субъективного образа партнера и реального. Помехи и затруднения в общении и роль рефлексии. Ограничения в осознании своих чувств. Возможность и необходимость самопознания. Методы рефлексии. Самонаблюдение и самоанализ. Примечание: Эта тема является „сквозной". Еe дальнейшая проработка — необходимая часть всех последующих занятий.

       Раздел 2. Невербальное общение  и проблема эмоционального самовыражения

       Тема 1. Пространство и  его организация  в межличностном  общении

       Влияние организации пространства в межличностном общении. Взаимозависимость дистанции субъективно осознаваемой безопасности и характера коммуникации. Личностные особенности человека и выбор оптимальной дистанции. Позиции партнеров в общении.

       Тема 2. Эмоции и чувства

       Особенности восприятия и выражения эмоций. Проявления проблемы „суженного" опыта восприятия и трансляции чувств. Невербальные способы эмоционального самовыражения. Осознание и вербализация чувств. Деструктивное воздействие подавления эмоций на личность и здоровье человека.

       Тема 3. Самопощь в ситуациях эмоционального дискомфорта

       Противоречивые, сложные чувства как выражение  внутриличностного конфликта, их драматизация как средство самопомощи. Специфика  проявлений чувств в экстремальной  ситуации. Способы „выхода" из деструктивных  состояний. Специфика ситуаций расставаний и потерь. Специфика ситуаций повышенной значимости (угрозы базовым ценностям). Смена образа жизни и эмоциональное переживание перемен. Актуализация внутренних ресурсов личности.

       Раздел 3. Вербальное общение

       Тема 1. Слушание

       Закономерности  восприятия вербальной информации. Правила  „хорошего слушания". Конструктивные и деструктивные формы влияния  на собеседника. Цели собеседников и  результативность слушания. Интонирование  голоса и результативность общения. Темп речи в общении. Расширенное слушание.

       Тема 2. Искусство полемики

       Постановка  вопроса в общении. Виды вопросов. Открытые и закрытые вопросы. Простые  и сложные вопросы. Формы ответов. Стиль поведения в дискуссии. Активность в постановке вопросов.

       Раздел 4. Технология коммуникации

       Тема 1. Этапы коммуникативного процесса

       Доминантность—недоминантность в общении. Инициатива в общении. Экстраверсия—интроверсия. Начало общения. Знакомство и проблемы, связанные  с ним. Факторы, влияющие на продолжительность  контакта. Адекватность продолжительности контакта конкретной ситуации. Выход из общения.

       Тема 2. Личное обаяние  и общение

       Роль  доверия в общении. Влияние личного  обаяния. Обаятельность и ее составляющие. Выявление наиболее эффективной  манеры поведения в общении.

       Тема 3. Помехи в общении

       Ориентация  в типах контакта. Причины ограничения  контакта. Безличное общение и  его влияние на структуру личности. Искажение информации, стереотипы, ярлыки, мышечные зажимы. Личностные особенности  и врожденные факторы, осложняющие  общение. (Хрестоматия, стр. 62—65)

       Раздел 5. Общение в конфликте

       Тема 1. Конфликт и его  диагностика

       Определение конфликта. Эмоциональные аспекты  конфликтных ситуаций. Диагностика  конфликта. Конструктивные и деструктивные  конфликты. Информационные, структурные, ценностные и поведенческие конфликты. Динамика конфликта. Основные стратегии поведения в конфликте. Выбор стратегии в конкретной ситуации.

       Тема 2. Стратегия сотрудничества в конфликте

       Стратегия сотрудничества как основа конструктивного  общения в конфликте. Различие интересов и предложений. Этапы разрешения конфликта (удовлетворение по существу, психологическое удовлетворение, процедурное удовлетворение). Искаженное понимание интересов другой стороны в конфликте. Я-высказывание как метод социально приемлемого способа выражения чувств в конфликте.

       Тема 3. Посредничество в  конфликте

       Роль  и функции посредника. Особенности  общения посредника в конфликте. Правила построения коммуникации посредником. Организация процедуры разрешения конфликта через посредника. Ограничения  в деятельности посредника.

       Раздел  6. Основные стили общения

       Тема 1. Конвенциальный стиль

       Основные  стили общения и их определение. Характеристика фаз контакта партнеров  в коммуникации. Взаимонаправленность и взаимоинформирование. Актуальная роль собеседника и ее определение. Конвенциальный стиль общения и определение приоритетной зоны его использования. Конвенциальные взаимоотношения в деловом общении. Проблема эмоциональной „закрытости" как причина неадекватного использования конвенциального стиля общения.

       Тема 2. Примитивный стиль общения

       Примитивный стиль общения. Структура примитивной  группы и принципы взаимоотношения  в ней. Личностная и социальная незрелость как причина выбора данного стиля  общения. „Противопримитивная защита".

       Тема 3. Манипулятивный стиль общения

       Общие характеристики манипулятивного стиля  общения. Особенности личностной структуры  человека-манипулятора. Роль эмоциональной  сферы в манипулятивном общении. Виды манипуляций. Характеристики манипулятивных систем. Манипулятивное общение как  деструктивный фактор. Разрушение личности человека-манипулятора. „Противоманипулятивная защита".

       Тема 4. Актуализированное  общение

       Актуализированое  общение как фактор, определяющий здоровье личности и конструктивность межличностных взаимоотношений. Основные характеристики здоровой творческой личности. Актуализированное общение и личностный рост.

       Тема 5. Духовное общение

       Духовный  стиль общения и его характеристики. Эмпатия как средство общения. Возможности  ее развития. Самопознание и необходимость  развития рефлексии для понимания мыслей и чувств собеседника. Любовь и духовность в общении. Общечеловеческие ценности, свобода и ответственность в общении.

       Раздел  7. Заключительные занятия

       Тема 1. Общение в экстремальной  ситуации

       Эффективная коммуникация как условие принятия группового решения. Сбалансированность личного вклада участников. Самооценка ориентировки в процессе общения, способности  к его анализу. Постановка задач  для самостоятельной работы.

       4. Оценочный блок

       Цель: оценка эффективности проведенной работы.

                  Заключительное занятие

       Творческий  отчет-игра „Экзамен".

       Цели: предъявление усвоенных знаний в  области межличностных взаимоотношений; умение принимать на себя ответственность  и находить выход из ситуации.

       Порядок работы.

Информация о работе Тренинг с подростками