Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:25, практическая работа
Разработка тренинга по конструктивному общению для подростков.
ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Цель психологического тренинга с подростками обозначается, в широком смысле, как развитие компетентности в общении.
Как отмечает Н. А. Морева, для людей с высокой коммуникативной компетентностью характерны следующие признаки:
Перечисленные внешние, поведенческие проявления, характерны для людей с высокой коммуникативной компетентностью. Из чего же «складывается» сам этот феномен, каковы его внутренние, психологические компоненты? М. Аргайл выделяет такие компопенты «социальной компетентности».
Применительно к подростковому возрасту, представляется целесообразным расширить этот перечень, добавив еще ряд компонентов, которые могут развиваться с помощью тренинга общения.
Развитие каждой из этих составляющих может быть поставлено в качестве частной задачи психологического тренинга общения для подростков.
Итак, в структуре тренинга можно выделить 4 блока:
1. Диагностический блок
Для проведения данного тренинга нами была проведена предварительная диагностика. Результаты диагностического исследования группы на начальном этапе занятий помогают определить направление, в котором будет проходить работа. Предварительная диагностика выявляет учащихся, объективно нуждающихся в комплексной коррекции, а также позволяет учесть их особенности при организации и проведении коллективных занятий.
В качестве методики
Организаторские способности — в их структуре не трудно выделить умение влиять на людей для успешного разрешения ими определенных задач и достижения конкретных целей, умение оперативно разобраться в „ситуативном» взаимодействии людей и направить его в нужное русло, стремление к проявлению инициативы, к выполнению общественной работы.
Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении. Анализ коммуникативных и организаторских способностей позволяет рассмотреть их структуру, вычленив в ней такие компоненты, которые могут быть индикаторами соответствующих способностей.
По результатам проведенного исследования нами были получены следующие результаты, представленные в диаграмме 1.
Рисунок 1 – Уровни сформированности коммуникативных способностей подростков
Таким образом, по результатам проведенного нами исследования нами были получены следующие результаты:
9 подростков получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных склонностей;
17 школьников, получившие оценки 2, не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
4 подростка стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
3 школьников получившие оценки 4, не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомств, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.
1 подросток, получивший оценки 5, активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
Таким образом, с подростками имеющими средний, ниже среднего и низкий уровень сформированности коммуникативных способностей необходимо провести психологический тренинг с целью развития компетентности в общении.
2.
Установочный блок
Основной формой проведения занятий является работа с малой группой. Групповое взаимодействие помогает принятию учащимися ценностей и потребностей других, облегчает процесс самоисследования и интроспекции.
Страстно желая общения, старшеклассники часто боятся открыться другим из-за опасения быть отвергнутыми, прячутся за формальными ролями, избегая подлинной близости и взаимопонимания.
Причины некоммуникабельности старших школьников по Джеффери Янгу можно описать следующим образом:
1.
Неспособность оставаться
2. Низкое самоуважение, выраженное в заниженных самооценках. Это побуждает избегать контактов, появляется ощущение безнадежности.
3.
Социальная тревожность,
4.
Коммуникативная неуклюжесть,
5.
Недоверие к людям, восприятие
их враждебными и эгоистичными.
В этом случае не только
избегание контактов, но и
6.
Внутренняя скованность,
7.
Трудности выбора партнера, неспособность
завязать личные отношения,
8.
Страх быть отвергнутым,
9.
Сексуальная тревожность,
10.
Боязнь эмоциональной близости
приводит к уклонению от
11.
Неуверенная пассивность,
12. Нереалистические ожидания, ориентация на слишком жесткие нормы и требования („если я тебя придумала, стань таким, как я хочу»). Нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющая личным отношениям обрести устойчивость, склонность разрывать отношения без достаточных оснований.
Отсутствие умения полноценно общаться может привести к выпадению подростков из компании сверстников, что само по себе затрудняет их социальное и личностное развитие. Они часто становятся жертвами агрессивности, а иногда и жестокости со стороны сверстников. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой. Многие страдают от одиночества. У них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи противоправного поведения. Они плохо учатся в школе, в то время как ребята из компаний с позитивными моральными установками учатся хорошо. Включение в компании с негативными установками может вести к асоциальному, противоправному поведению. Напротив — включение в компании с позитивными установками способствует социальному и личностному росту, обеспечивает адаптацию во взрослом обществе.
В
старших классах дифференциация
межличностных отношений
Для приобретения этого статуса подросток стремится выделиться, привлечь к себе внимание. Возможность самораскрытия чрезвычайно важна для обеспечения главной потребности — в нерегламентированном взрослом общении.
Чтобы попытки самораскрытия были успешными, в ряде случаев нужны специальные условия. Такие условия создаются педагогом-психологом в учебной группе.