Тренинг с подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:25, практическая работа

Описание работы

Разработка тренинга по конструктивному общению для подростков.

Работа содержит 1 файл

Тренинг с подростками.doc

— 376.00 Кб (Скачать)

       ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ  ПОДРОСТКОВ

    • Цель проведения психологического тренинга

       Цель психологического тренинга с подростками обозначается, в широком смысле, как развитие компетентности в общении.

       Как отмечает Н. А. Морева, для людей с высокой коммуникативной компетентностью характерны следующие признаки:

  • Быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах.
  • Стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации.
  • Установка в контакте не только на дело, но и на партнера; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния 
    и возможностей.
  • Уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в ситуацию.
  • Владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу 
    в общении или передать ее партнеру.
  • Большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации.
  • Умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, 
    устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям.
  • Высокий статус и популярность в том или ином коллективе.
  • Умение организовать дружную совместную работу, добиваться высокого результата деятельности.
  • Способность создавать благоприятный климат в коллективе.

       Перечисленные внешние, поведенческие проявления, характерны для людей с высокой коммуникативной компетентностью. Из чего же «складывается» сам этот феномен, каковы его внутренние, психологические компоненты? М. Аргайл выделяет такие компопенты «социальной компетентности».

  • Социальная ceнcитивность (точность межличностного восприятия).
  • Основные навыки взаимодействия.
  • Навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для 
    всех социальных ситуаций (т. е. умение давать положительную об 
    ратную связь партнерам по общению).
  • Равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности.

       Применительно к подростковому возрасту, представляется целесообразным расширить этот перечень, добавив еще ряд компонентов, которые могут развиваться с помощью тренинга общения.

  • Развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу. 
    Богатство словарного запаса.
  • Чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии собеседников — способность адекватно фиксировать нюансы переживаний, выражающиеся в речи, мимике, позах и т. д.
  • Гибкость ролевых позиций в общении, способность динамично менять их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом 
    ситуации общения.
  • Социальная наблюдательность.
  • Социальная рефлексия, самоосознание себя как субъекта общения.
  • Умение принимать и в конструктивной форме давать обратную 
    связь собеседникам.
  • Ассертивность — умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно- 
    зависимому поведению.
  • Самоконтроль.

             Развитие каждой из этих составляющих может быть поставлено в качестве частной задачи психологического тренинга общения для подростков.

    • Содержание основных структурных элементов тренинга

           Итак, в структуре тренинга можно выделить 4 блока:

          1. Диагностический блок 

                Для проведения данного тренинга нами была проведена предварительная диагностика. Результаты диагностического исследования группы на начальном этапе занятий помогают определить направление, в котором будет проходить работа. Предварительная диагностика выявляет учащихся, объективно нуждающихся в комплексной коррекции, а также позволяет учесть их особенности при организации и проведении коллективных занятий.

        В качестве методики исследования  нами была использована методика  оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1). Авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин. Методика разработана для диагностики потенциальных возможностей людей в развитии их коммуникативных и организаторских способностей. Она базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях (которые знакомы испытуемому по его личному опыту). Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации. (Приложение 1)

      Организаторские способности — в их структуре не трудно выделить умение влиять на людей для успешного разрешения ими определенных задач и достижения конкретных целей, умение оперативно разобраться в „ситуативном» взаимодействии людей и направить его в нужное русло, стремление к проявлению инициативы, к выполнению общественной работы.

      Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении. Анализ коммуникативных и организаторских способностей позволяет рассмотреть их структуру, вычленив в ней такие компоненты, которые могут быть индикаторами соответствующих способностей.

    По  результатам проведенного исследования нами были получены следующие результаты, представленные в диаграмме 1.

      

Рисунок 1 – Уровни сформированности коммуникативных  способностей подростков

                   Таким образом, по результатам проведенного нами исследования нами были получены следующие результаты:

       9 подростков получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных склонностей;

       17 школьников, получившие оценки 2, не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

       4 подростка стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

       3 школьников получившие оценки 4, не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомств, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

       1 подросток, получивший оценки 5, активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

       Таким образом, с подростками имеющими средний, ниже среднего и низкий уровень  сформированности коммуникативных способностей необходимо провести психологический тренинг с целью развития компетентности в общении.

       2. Установочный блок 

       Основной  формой проведения занятий является работа с малой группой. Групповое  взаимодействие помогает принятию учащимися ценностей и потребностей других, облегчает процесс самоисследования и интроспекции.

       Страстно  желая общения, старшеклассники  часто боятся открыться другим из-за опасения быть отвергнутыми, прячутся за формальными ролями, избегая подлинной  близости и взаимопонимания.

       Причины некоммуникабельности старших школьников по Джеффери Янгу можно описать следующим  образом:

       1. Неспособность оставаться одному. Оставшись один, он теряется, не  знает, что с собой делать, испытывает  скуку и пустоту.

       2. Низкое самоуважение, выраженное в заниженных самооценках. Это побуждает избегать контактов, появляется ощущение безнадежности.

       3. Социальная тревожность, неуверенность  в общении, застенчивость, постоянное  ожидание насмешек или осуждений  со стороны окружающих. Приводит к „уходу в себя».

       4. Коммуникативная неуклюжесть, отсутствие  необходимых навыков общения,  неумение вести себя в сложных  межличностных ситуациях (знакомство, ухаживание), часто в сочетании  с низкой эмпатией. Это порождает  разочарование и обманутые ожидания.

       5. Недоверие к людям, восприятие  их враждебными и эгоистичными. В этом случае не только  избегание контактов, но и озлобление, горечь.

       6. Внутренняя скованность, неспособность  к самораскрытию, чувство непонятости.  Ведет к разыгрыванию чужих  ролей.

       7. Трудности выбора партнера, неспособность  завязать личные отношения, постоянный  выбор неподходящих партнеров.  В результате возникает чувство  бессилия и обреченности.

       8. Страх быть отвергнутым, связанный  с пониженным самоуважением и  неудачным прошлым опытом, боязнь новых разочарований. Усугубляется безотчетным чувством вины и сознанием собственной малоценности.

       9. Сексуальная тревожность, сознание  своей внешней непривлекательности  или беспомощности. Усугубляется  стыдом и затрудняет все прочие  несексуальные отношения.

       10. Боязнь эмоциональной близости  приводит к уклонению от углубления  дружеских отношений, предполагающих  взаимное самораскрытие. Боязнь  быть пойманным, застигнутым врасплох, отказ от принятия ответственности.

       11. Неуверенная пассивность, постоянные колебания, неопределенность в оценке собственных чувств. Отсутствие настойчивости, инициативы в углублении и развитии личных отношений, настороженность к попыткам такого рода со стороны партнера.

       12. Нереалистические ожидания, ориентация  на слишком жесткие нормы и требования („если я тебя придумала, стань таким, как я хочу»). Нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющая личным отношениям обрести устойчивость, склонность разрывать отношения без достаточных оснований.

       Отсутствие  умения полноценно общаться может привести к выпадению подростков из компании сверстников, что само по себе затрудняет их социальное и личностное развитие. Они часто становятся жертвами агрессивности, а иногда и жестокости со стороны сверстников. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой. Многие страдают от одиночества. У них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи противоправного поведения. Они плохо учатся в школе, в то время как ребята из компаний с позитивными моральными установками учатся хорошо. Включение в компании с негативными установками может вести к асоциальному, противоправному поведению. Напротив — включение в компании с позитивными установками способствует социальному и личностному росту, обеспечивает адаптацию во взрослом обществе.

       В старших классах дифференциация межличностных отношений становится наиболее заметной. Статус старшеклассника (звезда, отвергаемый, изолированный) в  коллективе оказывает важнейшее  влияние на его поведение и  самосознание.

       Для приобретения этого статуса подросток стремится выделиться, привлечь к себе внимание. Возможность самораскрытия чрезвычайно важна для обеспечения главной потребности — в нерегламентированном взрослом общении.

       Чтобы попытки самораскрытия были успешными, в ряде случаев нужны специальные условия. Такие условия создаются педагогом-психологом в учебной группе.

Информация о работе Тренинг с подростками