Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:25, практическая работа
Разработка тренинга по конструктивному общению для подростков.
Ведущий предлагает членам группы выбрать жюри для оценивания участников. Жюри занимает свое место и договаривается о критериях оценки заданий. Задания оцениваются в десятибалльной системе.
Оставшиеся участники образуют две группы. Каждая группа должна через десять минут представить (инсценировать) рекламу о себе. Необходимо отразить личностные особенности и коммуникативные возможности членов этой группы.
Инсценировать сказку „Колобок" (можно любую другую) и проанализировать по трем направлениям: «Что мешало и что помогало общению?»; «Какие типы коммуникаций Колобка с Медведем, Зайцем, Волком можно было выделить?»; «Как „личностные" особенности персонажей повлияли на стиль взаимоотношений (Заяц — робкий, Волк — агрессивный, Медведь — грозный)?»
Обсуждение.
Почему не захотелось с ними дружить, что помешало началу и развитию отношений?
Если рассматривать эту ситуацию как способ поведения с представителем другого пола (например: Колобок — девушка, а остальные персонажи — юноши, которым нравится эта девушка): что испугало в Волке, почему Заяц не вызвал интереса, почему в Медведе не увидели опоры, защиты, стабильности?
а) Найти причины, по которым Колобок от всех старался уйти.
б) Сочинить или инсценировать несколько интерпретаций сказки, например:
1. «Жили-были люди бедные (богатые)…»
2. «Испекла она колобок, дала деду, а тот ожегся и рассердился. ..»
3.
«Испекла она колобок, не
4.
«… а навстречу ему Заяц. Увидел
Колобок грустного, одинокого
Зайчишку и говорит: „Давай
вместе гулять по этому
5. «… услышал он злые слова Волка, захотелось ему узнать причины этой злости…»
Сочинить сказку про человека, у которого были проблемы в общении, и про то, как он пытался их разрешить.
Предложить всем участникам группы анонимно написать свое мнение о стиле коммуникации каждого персонажа сказки и о стиле общения членов группы.
Порядок работы.
Каждый берет карточку (вытаскивает из „колоды"), в которой предлагается проблемная ситуация. Содержание карточек:
1. Цель. Поддержать и стимулировать общение.
«Ты приходишь в компанию малознакомых людей. Выбери человека, с которым тебе нужно сблизиться, чтобы через него тебя „приняли" в этой компании».
2. Цель. Завершить общение.
«Твой собеседник оказался очень словоохотливым, „сел на своего конька" (разговорился на тему, которая ему очень интересна). Тебе необходимо завершить разговор, избегая конфликта, и перейти к другому собеседнику, хотя первый тебя не отпускает.»
3. Цель. Продолжить общение.
«Твой собеседник не хочет говорить на ту тему, по которой тебе нужна информация. Тебе необходимо максимально использовать ситуацию общения.»
4. Цель. Спрогнозировать ситуацию.
«Два—три человека договариваются о сценарии ситуации, четвертый участник не знает ее развития, но в процессе общения по невербальным и вербальным признакам должен: определить сценарий; изменить его ход, если сочтет для себя невыгодным развитие ситуации.»
5. Психологическая настройка на партнера.
«Ты встречаешь: расстроенного человека; раздраженного человека; некоммуникабельного, боящегося тебя человека.
Настройся, не раздражая собеседника, на его внутреннее состояние и поговори с ним.»
6.
Предлагается овладеть
а) тебя отчитывают;
б) тебя заставляют идти туда, куда ты не хочешь;
в) у тебя что-то просят;
г) партнер говорит только о том, что ему интересно;
д) с тобой не хотят общаться.
7. Спровоцировать любую реакцию партнера: радости, грусти, желания угодить, побыстрее от всех „отделаться".
По
окончании занятия жюри проводит
рейтинг коммуникативной
ВЫВОДЫ
Работа психолога с использованием предложенной методологии построения занятий и методических разработок помогает старшеклассникам подготовиться к взрослой жизни.
Во-первых, в процессе занятий развиваются коммуникативные способности старшеклассников. Это выражается в изменении качества общения членов учебной группы по мере обучения. Все меньше становится оценочных высказываний. Ярко проявляются навыки эффективного слушания. Постепенно естественным образом увеличивается продолжительность этапа рефлексии на занятии. Учащиеся свободно и открыто выражают свои мысли, чувства, а также с интересом выслушивают других.
Во-вторых, повышается содержательная ценность общения. Все больше становится элементов духовности — появляется интерес к экзистенциальным вопросам. Любовь, свобода, право выбора становятся (для некоторых школьников впервые) предметом обсуждения в кругу сверстников. Простые поведенческие реакции человека в повседневном общении приобретают значимую для учащихся связь с философскими аспектами, такими как ценность человеческой жизни, ответственность за реализацию своих потенциальных возможностей и т. д.
В-третьих, процесс самопознания приводит к пониманию взаимосвязи процесса общения и личностных особенностей человека. Многие учащиеся меняют фатальную подчиненность судьбе и страх перед ее капризами на активную позицию по отношению к собственной жизни. «Я понял, что многое зависит от меня самого…», «Я знаю, что могу изменить свою жизнь…», «Я вижу, как моя подруга сама портит свои отношения с друзьями. Я хочу ей помочь, потому что все зависит от нее самой.»
В-четвертых,
процесс исследования учебных тренинговых
ситуаций, анализ основных компонентов
общения и последующее
В-пятых, творческий подход к решению учебных задач на занятиях способствует развитию поисковой активности учащихся. Это, как правило, положительно сказывается на успешности обучения по другим предметам. По ряду причин некоторые ученики лишь механически запоминают и воспроизводят материал школьных предметов; они отвыкают думать и делать собственные выводы. На тренинговых занятиях курса „Основы конструктивного общения" такие ученики меняют свой привычный стиль восприятия учебного материала. Предмет курса — общение как деятельность, приносящая эмоциональное удовлетворение, — способствует разрушению шаблонности мышления. В личностно-ориентированной модели обучения создаются благоприятные условия для формирования продуктивного стиля учебной деятельности.
В
целом учащиеся, прошедшие данный
курс обучения, становятся более подготовленными
к встрече со стандартными и нестандартными
жизненными ситуациями. Они способны
искать и находить возможности изменения
неудовлетворительных отношений с
окружающими в себе, используя свой интеллектуальный
и личностный потенциал. По мере корректировки
самооценки у многих возрастает способность
к принятию самостоятельных решений. Все
это помогает им адаптироваться к изменяющимся
условиям жизни, сохраняя целостность
личности и здоровье.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1). Авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин.
Инструкция: Вам нужно ответить на все эти вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если ваш ответ на вопрос положителен, то на листе ответов рядом с номером вопроса поставьте знак +, если же отрицателен — знак -. Никаких дополнительных надписей и знаков делать не следует.
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
3.
Долго ли вас беспокоит
4.
Всегда ли вам трудно
5.
Есть ли у вас стремление
к установлению новых
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее проводить время с книгой или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10.
Любите ли вы организовывать
и придумывать со своими
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?
12.
Часто ли вы откладываете на
другие дни те дела, которые
нужно было бы выполнить
13.
Легко ли вам удается
14. Стараетесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16.
Верно ли, что у вас не бывает
конфликтов с вашими
17.
Стремитесь ли вы при удобном
случае познакомиться и
18. Часто ли в решении важных дел вы берете инициативу на себя?
19.
Часто ли вас раздражают
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22.
Возникает ли у вас
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24.
Правда ли, что вы утомляетесь
от частого общения с
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26.
Часто ли вы проявляете