Тип темперамента во взаимосвязи с уровнем личностной готовности к риску в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…...3
Общая характеристика работы………………………………………………...4
1. Теоретико – методологические основания изучения темперамента и риска в психологии………………………………………………...……............7
1.1. Понятие темперамента, основные виды, свойства.………...…………...….7
1.2. Понятие риска, основные виды, функции…………………………………10
1.3. Понятие темперамента в отечественной и зарубежной психологии……12
1.4. Понятие риска в отечественной и зарубежной психологии……………...16
Выводы…………………………………………………………………………...21
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и уровня личностной готовности к риску в юношеском возрасте…………………23
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования………………………...23
2.2. Анализ взаимосвязи типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску………………………………………………………………24
Выводы…………………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
Приложения……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ 3к..doc

— 378.00 Кб (Скачать)
stify">Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее динамическую и эмоциональную стороны в поведении и деятельности. Основными типами темперамента считают: меланхолический, холерический, флегматический, сангвинический.

Риск – действие, реализация которого ставит под угрозу удовлетворение какой-либо достаточно важной потребности. Риск рассматривается в рамках концепции надситуативной активности и теории мотивации достижения, теории решения и социально – психологических направлений.

В зарубежной и отечественной литературе темперамент рассматривается в гуморальной теории (темперамент характеризуется зависимостью от соотношения биологических жидкостей в организме), концептуальной (темперамент является наследственной или врожденной конституцией человека), нервная (в зависимости от силы процесса возбуждения и торможения нервной системы).

В зарубежной и отечественной литературе нет общепринятого определения для определения термина риск, в его трактовке существуют многочисленные расхождения. В основном риск рассматривается как возможная опасность или неудача, как деятельность, совершаемая в надежде на удачный исход или просто ситуативная характеристика деятельности.

Взаимосвязь риска и темперамента не установлена, однако во многих концепциях типов темперамента описывается отношение человека к риску.

Эмпирическое изучение взаимосвязи типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску проводилось в три этапа. Первый этап заключался в выборе методик и инструктировании испытуемых. На втором этапе испытуемым было предложено ответить на вопросы двух методик. На третьем этапе исследования в ходе качественно-количественного анализа были интерпретированы результаты первичных данных по выбранным методикам. Для анализа взаимосвязи выбранных методик использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, реализованный в системе STATISTICA 5.5.

Из приведенных ранее таблиц и рисунков можно сделать вывод о том, что существует статистически значимая слабая отрицательная взаимосвязь (R≈0,14; p<0,5).

Таким образом, гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь личностной и ситуативной тревожности с уровнем притязаний,  подтвердилась частично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

1.                 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2005. – 713 с.

2.                 Ратанова, Т.А., Домашенко,  И.А. Психология общая: экспериментальная психология / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. – 2 е изд., доп. и перераб. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 464 с.

3.                 Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.

4.                 Рогов, Е.И. Психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. cпециальностям / И.Г. Антипова и др./ под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005 – 591 с.

5.                 Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.

6.                 Столяренко, Л.Д.  Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2004. – 592 с.

7.                 Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.

8.                 Рогов, Е.И. Психология для студентов вузов / под ред. Е.И. Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005 – 560 с.

9.                 Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в трех книгах / Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

10.             Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер принт, 2004. – 700 с.

11.             Тугушев, Р.Х., Гарбер, Е.И. Общая психология: учебник / под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. – М.: Изд. Эксмо, 2006. – 560 с.

12.             Мирзаянова, Л.Ф. Общая психология лекции и дидактические спектакли: учеб. – метод. пособие для студентов высш. учеб. заведений пед. cпециальностей / Л.Ф. Мирзаянова – Барановичи: ФИО БарГУ, 2008. – 280 с.

13.             Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов – М.: Наука, 1984. – 161 с.

14.             Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2005. – 448 с.

15.             Занковский, А.Н. Организационная психология: учебное пособие / А.Н. Занковский. – М.: ФОРУМ, 2009. – 648 с.

16.             Авдеев, В. В. Психотехнологии решения проблемных ситуаций /В.В.  Авдеев. – М.: Феликс, 1992. – 128 с.

17.             Альгин, А. П. Риск и его роль в общественной жизни / А.П. Альгин. — М.: Мысль, 1989. — 192 с.

18.             Альгин, А.П. Риск: сущность, функции, детерминация, разновидности, методы оценки / А.П. Альгин. – акад. обществ. наук при ЦК КПСС, специализир. совет по филос. наукам. – М., 1990. – 40 с.

19.             Корнилова, Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску / Т.В. Корнилова. - М.: Изд-ва «Институт психологии РАН», 1997. - 232 с.

20.             Козелецкий, Ю. Психологическая теория решений / Ю.Козелецкий. - М.: Прогресс, 1979. – 504 с.

21.             Кочетков, В.В., Скотников, И.Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений / В.В. Кочетков, И.Г. Скотноков. - Рос. АН. Ин-т. психологии. - М.: Наука, 1993. - 141 с.

22.             Корнилова Т.В. Риск в мышлении как условие риска в действии / Т.В. Корнилова//Управление риском. - 1997. - №3. -  с. 21-28

23.             Корнилова, Т.В. Психология риска и принятия решений / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект пресс, 2003. – 284 с.

24.             Липатов, С.А. Риск, который трудно измерить: отсутствие культуры организации принятой стратегии /  Липатов С.А. // Управление риском. - 1998. -  №3. -  с. 48-50

25.             Солнцева, Г.Н. Психологическое содержание понятия риск / Г.Н.Солнцева// Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. -  №2. – 1999 – с. 23 – 30

26.             Ренн, О. Три десятилетия исследования риска: достижения и новые горизонты / О. Ренн // Вопросы анализа риска. - 1999. - Т. 1 -  с. 82 – 90.

27.             Буянов, В.П. Рискология / В.П. Буянов, К.А. Кирсанов, Л.М. Михайлов. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Экзамен, 2003 – 381 с.

28.             Хабибуллин, Э.Р. Готовность к риску как фактор эффективной педагогической деятельности в ситуациях неопределенности / Хабибуллин Э.Р. – М., 2008. – 22 с.

29.             Ишков, А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. / А.Д. Ишков – М.: Издательство АСВ, 2004. С. 164-167.

30.             Райгородский, Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 2. Психодиагностика взрослых. / Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2009. – 704 с.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Первичные эмпирические данные

Приложение 2

Значение первичных эмпирических данных

 

 

 

Приложение 3

Личностный опросник Айзенка (EPI)

Инструкция :

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).

1.     Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытывать сильные ощущения?

2.     Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить или посочувствовать?

3.     Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4.     Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?

5.     Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6.     Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

7.     Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8.     Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?

9.     Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли иногда у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлечься с веселой компанией?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

27. Слывете ли вы за человека живого и веселого?

28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Что вы предпочитаете, если хотите узнать что-либо: найти в книге или спросить у друзей?

33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?

34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы говорите только правду?

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия?

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Диагностика уровня личностной готовности к риску (« PSK» Шуберта)

Инструкция к тесту

Оцените степень своей готовности совершать действия при ответе на каждый из 25 вопросов. Поставьте соответствующий балл за каждый ответ по следующей схеме:

• «полностью согласен», «безусловное да»: +2

• «больше да, чем нет»: +1

• «ни да, ни нет», «нечто среднее»: 0

Информация о работе Тип темперамента во взаимосвязи с уровнем личностной готовности к риску в юношеском возрасте