Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:17, курсовая работа
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Введение……………………………………………………………………...…...3
Общая характеристика работы………………………………………………...4
1. Теоретико – методологические основания изучения темперамента и риска в психологии………………………………………………...……............7
1.1. Понятие темперамента, основные виды, свойства.………...…………...….7
1.2. Понятие риска, основные виды, функции…………………………………10
1.3. Понятие темперамента в отечественной и зарубежной психологии……12
1.4. Понятие риска в отечественной и зарубежной психологии……………...16
Выводы…………………………………………………………………………...21
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и уровня личностной готовности к риску в юношеском возрасте…………………23
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования………………………...23
2.2. Анализ взаимосвязи типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску………………………………………………………………24
Выводы…………………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
Приложения……………………………………………………………………….
Что касается психологии групп, то наблюдается явление, именуемое сдвигом к риску. Сдвиг к риску — один из эффектов группы на принятие решений ее членами, состоящий в том, что решения, принимаемые в групповой дискуссии, оказываются более радикальными и рискованными, чем решения, принимаемые самостоятельно, в одиночку (последние более осторожные) [24;25].
Психология риска как общетеоретическая, так и прикладная наука, входит в философию риска (рискософию), а так же связана с физиологией риска, рискологией (интелектуальной составляющей риска), социологией риска, экономикой и экологией риска [26].
В представлениях о риске существует несколько предпосылок, которые связаны с девятью индивидуально-психологическими особенностями, такими как:
1. Чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические, отношение к себе и другим);
2. Восприятие (синтетический тип, аналитический тип, комбинированный, эмоциональный тип воспрития);
3. Память (труднозапоминаемость, продуктивное запоминание, специализированная память, продуктивная память к абстрактному);
4. Воля (целеустремленность, настойчивость, принципиальность, самостоятельность, инициативность, решительность);
5. Мышление (высокий уровень абстрактного и обощенного мышления, экономность и продуктивность раздумий);
6. Качество разума (деловитость, осторожность, умение быстро решать проблемы);
7. Внимание (способность сосредотачиваться, возрастание роли после уделения внимания, объект интересов – объект внимания);
8. Воображение (слабое, мимовольное, творческое, художественное, техническое, активное, научное);
9. Характер (формирование силы воли, настойчивость, самоконтроль, критичность, выдержка) [27].
Каждое из девяти индивидуально - психологических особенностей оказывает влияние на представления о риске, его оценке, его управлении им. В данном случае психологию риска рассматривается в рамках когнитивной психологии, то есть психологии поведения индивида, связанной с принятием решений отягощенных риском [28].
Таким образом, следует отметить, что психология риска как наука находится на этапе становления. А умение осознавать и управлять рисками в жизни является одним из базовых умений обеспечивающих жизнестойкость, развитие и совершенствование. Развитие методологии исследования психологии рисков лежит в межпредметной области точных и общественных наук. Перспективы прикладного использования знаний по психологии риска будет востребовано во многих отраслях науки от экономики и до философии.
На данный момент взаимосвязь риска и темперамента не установлена, однако во многих концепциях описывается отношение того или иного типа темперамента к рискованным ситуациям.
Основные типы темперамента сангвиник и холерик склонны к риску, а так же приспособлены к рабочим условиям в ситуациях риска. Меланхолик и флегматик избегают ситуации, связанных с риском [10].
И.Кант разделил темпераменты на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. К темпераментам чувства относятся сангвинический и меланхолический. К темпераментам деятельности – холерический и флегматический, поэтому они приспособлены адаптироваться к рискованным ситуациям [9].
Конституциональная теория Шелдона описывает соматотоника как человека, который любит приключения, риск, малочувствительны к боли тело крепкое и стройное, обладают физической силой [11].
Таким образом, взаимосвязь темперамента с риском не выявлена, но в некоторых концепциях типов темперамента, описываются действия и отношение человека к риску.
Выводы
На основании теоретического анализа изучаемой проблемы можно сделать следующие выводы:
1. Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее динамическую и эмоциональную стороны в поведении и деятельности. Основными типами темперамента считают: меланхолический, холерический, флегматический, сангвинический.
2. Риск – действие, реализация которого ставит под угрозу удовлетворение какой-либо достаточно важной потребности. Риск рассматривается в рамках концепции надситуативной активности и теории мотивации достижения, теории решения и социально – психологических направлений.
3. В зарубежной и отечественной литературе темперамент рассматривается в гуморальной теории (темперамент характеризуется зависимостью от соотношения биологических жидкостей в организме), концептуальной (темперамент является наследственной или врожденной конституцией человека), нервная (в зависимости от силы процесса возбуждения и торможения нервной системы).
4. В зарубежной и отечественной литературе нет общепринятого определения для определения термина риск, в его трактовке существуют многочисленные расхождения. В основном риск рассматривается как возможная опасность или неудача, как деятельность, совершаемая в надежде на удачный исход или просто ситуативная характеристика деятельности.
5. Взаимосвязь риска и темперамента не установлена, однако во многих концепциях типов темперамента описывается отношение человека к риску.
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и уровня личностной готовности к риску в юношеском возрасте
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования
Методология исследования: исследование было посвящено изучению взаимосвязи личностной и ситуативной тревожности с уровнем притязаний. При проведении эмпирического исследования привлекались испытуемые юношеского возраста. Исследование проводилось на базе Российского Государственного Социального Университета в количестве 30 человек в возрасте около 20 лет.
Предмет исследования: взаимосвязь типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску.
Цель исследования: выявить взаимосвязь типа темперамента с уровнем личностной готовности к риску в юношеском возрасте.
Объект исследования: темперамент как индивидуально-типологическая особенность личности.
Гипотеза: предполагается, что существует взаимосвязь между типом темперамента и уровнем личностной готовности к риску в юношеском возрасте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования.
2. Осуществить подбор методик, направленных на определение типов темперамента, уровня личностной готовности к риску в юношеском возрасте.
3. Выявить типы темперамента, уровень личностной готовности к риску в юношеском возрасте
4. Выявить взаимосвязь типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску в юношеском возрасте.
Методы исследования:
1. общенаучные методы (теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования; обобщение)
2. научные методы: метод тестов
3. метод математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Методики исследования:
1. личностный опросник Айзенка (EPI)
2. диагностика уровня личностной готовности к риску («PSK» Шуберта).
Организация исследования проходила в три этапа:
1 этап – подготовительный, заключался в:
а) подборе методик
б) инструктировании испытуемых
2 этап – констатирующий:
испытуемым предлагалось ответить на вопросы двух методик:
а) личностный опросник Айзенка (EPI);
б) диагностика уровня личностной готовности к риску («PSK» Шуберта)
рассмотрим данные методики более подробно:
Методика № 1 личностный опросник Айзенка (EPI) [29].
Цель: Определение типа темперамента и особенностей соответствующим этим типам.
Описание методики: личностный опросник содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Вам предлагается ответить на серию вопросов. На каждый вопрос испытуемый должен дать ответ «да» или «нет». Существуют два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.
Тест методики приведен в приложении 2, обработка данных приведена в приложении 4
Методика № 2 диагностика уровня личностной готовности к риску («PSK» Шуберта) [30].
Цель: прогнозирование деятельности
Описание методики: Тест состоит из 25 вопросов, на каждый из которых предлагается дать один из пяти предлагаемых вариантов ответов: от полного согласия до уверенного "нет". Результат анкетирования определяется согласно набранным баллам, на основании которых выносится заключение о склонности человека к рискованному поведению. Тест методики приведен в приложении 3, обработка результатов в приложении 5.
3 этап – интерпретационный, состоит из:
а) эмпирического исследования
б) формулировки выводов исследования
в) обработки данных исследования
2.2. Анализ взаимосвязи типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску в юношеском возрасте
В исследовании приняли участие 30 человек. В результате исследования типов темперамента и уровня личностной готовности к риску были получены следующие данные.
Таблица 2.1.
Распределение типов темперамента (N = 30)
тип темперамента: | меланхолик | сангвиник | флегматик | холерик |
количество испытуемых | 8 | 11 | 1 | 10 |
Анализируя результаты таблицы 2.1. можно сделать вывод о том, что 8 человек имеют меланхолический тип темперамента, 11 человек имеют сангвинический тип темперамента, 1 человек имеет флегматический темперамент, 10 человек имеют холерический темперамент.