Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:17, курсовая работа
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Введение……………………………………………………………………...…...3
Общая характеристика работы………………………………………………...4
1. Теоретико – методологические основания изучения темперамента и риска в психологии………………………………………………...……............7
1.1. Понятие темперамента, основные виды, свойства.………...…………...….7
1.2. Понятие риска, основные виды, функции…………………………………10
1.3. Понятие темперамента в отечественной и зарубежной психологии……12
1.4. Понятие риска в отечественной и зарубежной психологии……………...16
Выводы…………………………………………………………………………...21
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и уровня личностной готовности к риску в юношеском возрасте…………………23
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования………………………...23
2.2. Анализ взаимосвязи типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску………………………………………………………………24
Выводы…………………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
Приложения……………………………………………………………………….
1.2. Понятие риска, основные виды, функции.
Риск – действие, реализация которого ставит под угрозу удовлетворение какой-либо достаточно важной потребности [16].
В настоящее время в психологических исследованиях риска можно выделить три основных направления:
Первое определяет риск как ситуативную характеристику действий (деятельности) субъекта, выражающую неопределенность их результата для действующего субъекта и возможность неблагоприятных последствий в случае неуспеха. Здесь риск рассматривается в рамках концепции надситуативной активности и теории мотивации достижения [17].
Второе направление рассматривает риск с точки зрения теории решений как ситуацию выбора между альтернативными или возможными вариантами действий. Эта позиция связана с измерением вероятности ошибки или неуспеха выбора в ситуации с несколькими альтернативами [17].
Третье направление изучает взаимосвязь индивидуального и группового поведения в ситуациях риска и представляет собой социально-психологический аспект риска.
Общее у вышеперечисленных концепций заключается в том, что они единогласно считают ситуацию риска ситуацией оценки [18].
Риск является оценочной категорией, связанной с действием человека, его оценкой – оценкой себя. Поэтому ситуация риска возникает только тогда, когда появляется субъект, действующий в этой ситуации. При этом важно отметить, что ситуация риска может оказаться опасной, если субъект вынужден действовать в ней, но опасная ситуация не обязательно является рискованной. Для разных субъектов, действующих в одних и тех же условиях, ситуация может оказаться разной – рискованной для одного и нерискованной для другого. В данном случае риск рассматривается как прогностическая категория, формирующаяся на стадии организации или планирования действия [18].
Кроме прогностической оценки, необходимым условием ситуации риска является неопределенность. И, если рассматривать риск в психологическом аспекте, то главные источники неопределенности находятся в самом действующем субъекте. Именно он «взвешивает» условия, в которых действие будет осуществлено, факторы, влияющие на действие и его будущий результат. И, в конечном счете, по мнению ряда исследователей, все источники неопределенности субъективны и определяются возможностями и ограничениями человека учитывать различные факторы, влияющие на действие и его будущий результат [19].
Внутренние источники неопределенности позволяют понять, как у субъекта формируется представление о ситуации, о будущем результате действия, что мешает ему действовать «наверняка» и получать требуемый результат, что создает ситуацию риска [19].
Достаточно важной задачей является, и необходимость оценить степень неопределенности и выявить факторы, определяющие критерии принятия решения субъектом о том, следует ли ему действовать, отложить действие или отказаться от него [20].
Так, к факторам, определяющим критерий принятия решения, относится:
значимость успеха или цена неуспеха будущего действия. Если значимость высока, субъект готов рисковать, то есть «снизить критерий принятия решения и приступить к действию». В ситуациях, где нежелательные последствия имеют высокую цену, критерии принятия решения повышаются, действия субъекта становятся более осторожными;
субъективная оценка затрат на достижение желаемого результата. Чем больше затрат требует действие, тем выше критерий принятия решения о его необходимости;
индивидуально-личностные особенности субъекта. Прежде всего, это склонность к риску [20].
Таким образом, риск определяется: как ситуативная характеристика действий (деятельности) субъекта, как ситуация выбора между альтернативными или возможными вариантами действий, как индивидуальные особенности субъекта. Риск рассматривается как прогностическая оценка (субъект, действующий в ситуации), а так же как ситуация неопределенности (анализ факторов для дальнейшего действия).
1.3. Понятие темперамента в отечественной и зарубежной психологии
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ, который создал первую классификацию темпераментов. Согласно Гиппократу, люди различаются между собой соотношением четырех основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Каждая жидкость имеет свои свойства и назначения. Свойство желчи – сухость, ее назначение – поддерживать сухость в организме. Свойство крови – теплота, а назначение – согревать организм. Свойство флегмы – холод, ее назначение – охлаждать организм. Свойство черной желчи – сырость, а назначение – поддерживать сырость, влагу в организме [7,555].
Исходя из учений Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален разработал типологию темпераментов. Согласно его учению темперамент зависит от одного преобладающего «сока». Им были выделены типы темперамента: сангвиник (кровь), флегматик (флегма), холерик (желчь), меланхолик (черная желчь) [8,539].
Данные учения относятся к гуморальной теории так как в них темперамент характеризуется зависимостью от соотношения биологических жидкостей в организме [6].
В Новое время психологическую характеристику типов темперамента обобщил И.Кант, который считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови человека. Он разделял темпераменты на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. К темпераментам чувства относятся сангвинический и меланхолический, а к темпераментам деятельности – холерический и флегматический [9,333].
Однако, Вильгельм Вундт изучая темперамент, прежде всего, обратил внимание на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их силу (интенсивность) и протекание во времени. Он выделил два биполярных свойства темперамента: силу и быстроту изменения (стабильность – нестабильность) эмоции, подчеркивая тем самым значение энергетической характеристики индивида. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью образуют холерический темперамент, слабые эмоциональные реакции в сочетании с нестабильностью – сангвинический, сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной стабильностью – меланхолический и слабые эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной стабильностью – флегматический темперамент [10,25].
В последующие века возникла конституциональная теория характеризующая темперамент как наследственная или врожденная конституция человека. Наибольшее распространение получила теория Э.Кречмера, который на основе выделенных им конституционных типов сложения: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик определил три типа темперамента: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, с трудом приспосабливается к окружению. Иксотимик обладает атлетическим телосложением, это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанным жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах [4;7;8].
Большую популярность приобрела концепция У.Шелдона включающая в себя три типа телосложения: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный. Каждому компоненту телосложения соответствует свой тип темперамента, эндоморфному телосложению висцеротонический тип темперамента, мезоморфному – соматический, эктоморфному – церебротонический. Висцеротоники общительны, приветливы, терпимы, телосложение слабое с избытком жировой ткани. Соматотоники любят приключения, риск, малочувствительны к боли тело крепкое и стройное, обладают физической силой. Церебротоники отличаются скрытостью чувств, тихим голосом, тревожностью и испытывают трудности в общении, хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой [11,373].
Попытку перевести учение о типах темперамента на новую научную основу предпринял И.П.Павлов, обратив внимание на зависимость темперамента от типа высшей нервной деятельности. Он выделил три основных свойства нервной системы: сила процесса возбуждения и торможения (которая зависит от работоспособности нервных клеток), уравновешенность (соотношение силы процессов возбуждения и торможения), подвижность (скорость смены процессов возбуждения и торможения). Данные свойства позволили выделить четыре основных типа нервной системы:
1. сильный, уравновешенный, подвижный;
2. сильный, уравновешенный, инертный;
3. сильный, неуравновешенный, подвижный;
4. слабый, неуравновешенный, инертный [12].
Идеи Павлова о типах высшей нервной деятельности развились в школе Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина, которые открыли дополнительные свойства нервной системы: лабильность (скорость возникновения и протекания процессов возбуждения и торможения), динамичность (скорость и легкость выработки условных рефлексов), концентрированность (показатель меры дифференцировки раздражителей) [13].
В. М. Русалов охарактеризовал темперамент как психобиологическую категорию и выделил четыре свойства темперамента, которые отвечают за степень напряженности взаимодействия организма со средой: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность. Данные свойства биологически и генетически обусловлены [14].
В.С. Мерлин, исследуя темперамент в жизненных условиях, к конкретным свойствам темперамента отнес: работоспособность, скорость включения в новую работу, общую ригидность личности, быстроту усвоения навыков, особенности внимания, интроверсию – экстраверсию, а также особенности эмоционально – волевой сферы. В последующем ряд психических особенностей были соотнесены с типами высшей нервной деятельности [14].
Г. Айзенк построил свою модель типов темперамента. Тип темперамента представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал: 1) экстраверсия – интроверсия и 2) эмоциональная стабильность – лабильность. Первая шкала характеризует человека со стороны открытости к внешнему миру, вторая – со стороны его эмоциональной устойчивости. Эмоциональная устойчивость и экстраверсия характеризует тип сангвиника, эмоциональная лабильность и экстраверсия – холерика, эмоциональная устойчивость и интроверсия – флегматика, а эмоциональная лабильность и интроверсия – меланхолика [15].
Таким образом, классически можно выделить четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический, однако в качестве основания темперамента как целостного психологического образования берется не вся биологическая подсистема человека, а та или иная ее часть (гуморальная, соматическая, нервная и др. теории).
1.4. Понятие риска в отечественной и зарубежной психологии
В настоящее время нет общепринятого определения для термина риск, в его трактовке существуют многочисленные расхождения. Это объясняется во многом многоаспектностью этого явления, которое имеет несовпадающие, а иногда противоположные реальные основания [21].
В основном риск рассматривается как возможная опасность или неудача, как деятельность, совершаемая в надежде на удачный исход или просто ситуативная характеристика деятельности.
По мнению О. Ренна, риск - это возможность того, что человеческие действия или результаты его деятельности приведут к последствиям, которые воздействуют на человеческие ценности [22].
Здесь определение риска содержит:
последствия, которые воздействуют на человеческие ценности;
возможность возникновения (неопределенность);
формула, объединяющая оба эти элемента.
А.П. Альгин определяет риск уже как деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели [23].
Элементы, входящие в определение риска:
возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;
вероятность достижения желаемого результата;
отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;
возможность наступления неблагоприятных последствий при осуществлении тех или иных действий в условиях неопределенности для субъекта, идущего на риск;
ожидание опасности, неудачи в результате выбора альтернативы и ее реализации;
оценка сложившейся ситуации [23].
Риск — действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспеха. Ситуация риска предполагает возможность выбора из двух альтернативных вариантов поведения — рискованного и надежного, то есть гарантирующего сохранение достигнутого [24].
Различают объективные и субъективные оценки проявления риска. Действия, воспринимаемые наблюдателями как осторожные, могут самим субъектом переживаться как рискованные, и наоборот. Психологическая концепция мотивации достижения успеха объясняет проявление тенденции к риска в условиях свободного выбора задач различной трудности. Однако предпочтение рискованных вариантов действия осторожным не всегда может быть представлено в виде исхода борьбы двух конкурирующих тенденций — надежды на успех и страха перед неудачей, постулируемых этой концепцией. Психологическими исследованиями выявлено наличие тенденции к бескорыстному риску, когда предпочтение опасных вариантов поведения безопасным выглядит бесполезным с точки зрения стоящих перед субъектом задач. Подобная спонтанная активность иногда переживается субъектом как влечение к опасности. Этой тенденции принадлежит важная роль в предопределении повышенной склонности к риску [25].