Тип темперамента во взаимосвязи с уровнем личностной готовности к риску в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…...3
Общая характеристика работы………………………………………………...4
1. Теоретико – методологические основания изучения темперамента и риска в психологии………………………………………………...……............7
1.1. Понятие темперамента, основные виды, свойства.………...…………...….7
1.2. Понятие риска, основные виды, функции…………………………………10
1.3. Понятие темперамента в отечественной и зарубежной психологии……12
1.4. Понятие риска в отечественной и зарубежной психологии……………...16
Выводы…………………………………………………………………………...21
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и уровня личностной готовности к риску в юношеском возрасте…………………23
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования………………………...23
2.2. Анализ взаимосвязи типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску………………………………………………………………24
Выводы…………………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
Приложения……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ 3к..doc

— 378.00 Кб (Скачать)


2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………...…...3

Общая характеристика работы………………………………………………...4

1. Теоретико – методологические основания изучения темперамента и риска в психологии………………………………………………...……............7

1.1. Понятие темперамента, основные виды, свойства.………...…………...….7

1.2. Понятие риска, основные виды, функции…………………………………10

1.3. Понятие темперамента в отечественной и зарубежной психологии……12

1.4. Понятие риска в отечественной и зарубежной психологии……………...16

Выводы…………………………………………………………………………...21

2. Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и уровня личностной готовности к риску в юношеском возрасте…………………23

2.1. Этапы проведения эмпирического исследования………………………...23

2.2. Анализ взаимосвязи типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску………………………………………………………………24

Выводы…………………………………………………………………………...32

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованных источников…………………………………………...35

Приложения……………………………………………………………………….

 

Введение

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

В настоящее время большая часть деятельности субъектов связана с риском, и огромное влияние на субъектов в ситуации риска оказывают именно психологические факторы.

Исследование риска в психологии, и в частности его влияние на поведение людей в различных ситуациях неопределенности, сейчас достаточно актуально и представляет собой немалый интерес для исследователей.

              Общая характеристика работы             

Актуальность исследования:  когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру.

Риск является достаточно многогранным явлением, которое можно рассматривать с разных, а иногда и с противоположных позиций. Неоднозначность данного понятия еще раз доказывает актуальность этой проблемы не только в психологии, но и в других науках, которые занимаются изучением деятельности субъектов, коллективов, организаций и т.д.

Риск, в психологии, исследуется преимущественно в рамках теории мотивации достижения, теории решений и концепции надситуативной активности.

Так как данные о взаимосвязи типов темперамента и уровне личностной готовности к риску не установлены, это послужило основанием для выбора темы исследования и его проведения.

Цель исследования: выявить  взаимосвязь типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску в юношеском возрасте.

Задачи исследования:

1.   Провести теоретический анализ по проблеме исследования.

2. Осуществить подбор методик, направленных на определение типа темперамента, уровня личностной готовности к риску в юношеском возрасте.

3. Выявить типы темперамента, уровень личностной готовности к риску всей в юношеском возрасте.

4. Выявить взаимосвязь типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску в юношеском возрасте.

Объект  исследования: темперамент как индивидуально-типологическая особенность личности.

Предмет исследования: взаимосвязь типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: предполагается, что существует взаимосвязь типа темперамента и уровня личностной готовности к риску в юношеском возрасте в юношеском возрасте.

Методологическую основу исследования: составили положения гуморальной теории Гиппократа и К.Галена, конституциональной теории Э.Кречмера и У.Шелдона и нервной теории  И.П. Павлова  о типах темперамента, модель типов темперамента Г.Айзенка; риск в концепции надситуативной активности О.Ренна и А.П.Альгина; а также конституциональная теория У. Шелдона.

Методы исследования:

1. общенаучные методы (теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования; обобщение)

2. научные методы: метод тестов

 

3. метод математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Методики исследования:

1.   личностный опросник Айзенка (EPI)

2.   диагностика уровня личностной готовности к риску(«PSK» Шуберта).

База проведения эмпирического исследования: филиал Российского государственного социального университета в г. Минске. В исследовании  принимали участие 30 испытуемых в возрасте от 18-21 года.

Структура и объем курсовой работы: введение, общая характеристика работы, две главы, заключение, список использованных источников (30), приложения (5), таблицы (5), рисунки (6).

Объем курсовой работы: 53 страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ темперамента и риска в психологии

1.1.Понятие темперамента, основные виды, свойства

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее динамическую и эмоциональную стороны в поведении и деятельности [1, 533].

Темперамент является как биологической, так и динамической характеристикой человека. Динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитания, привычек, установок, условий, ситуаций. Но несомненно, что эти индивидуальные различия имеют и свою врожденную, биологическую основу, которая обнаруживается уже в детстве и проявляется в разных видах поведения и деятельности отличаются постоянством [2].

В структуре темперамента выделяют три главных компонента:

                        общая активность индивида (тенденция личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности);

                        двигательный или моторный компонент (особенности мышечной и речевой деятельности);

                        эмоциональность (особенности возникновения, протекания и прекращения чувств) [3].

Темперамент оказывает влияние:

                        на скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость;

                        на темп и ритм деятельности, поведения, речи, на мимику и пантомимику;

                        на интенсивность психических процессов;

                        на другие особенности психики (на формирование характера и поведения поступков) [4].

В.С. Мерлин выделяет следующие свойства темперамента:

                        чувствительность (сензитивность) – возникновение психической реакции на внешние или внутренние раздражители;

                        реактивность – сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители;

                        активность – проявление энергетического запаса; показывает, насколько инициативен человек в преодолении препятствий, в своих действиях и поступках;

                        соотношение (баланс) реактивности и активности, о котором, судя по тому, от чего зависит деятельность человека – от случайных обстоятельств или от намеченных целей, стремлений;

                        импульсивность – быстрота перехода к действию, связана с волей человека;

                        темп, ритм психомоторных проявлений психики (процессов, реакций) – походка, практические действия, мимика;

                        пластичность или ригидность – гибкость, легкость приспособления к новым условиям или, наоборот, инертность, косность, нечувствительность к изменению условий;

                        экстравертированность – направленность личность вовне, на окружающих людей, предметы, события или интровертированность – направленность личности на себя, на собственные переживания, мысли;

                        поведение человека в целом, например: то, что сметет на своем пути холерик, не заметит сангвиник, обойдет флегматик, станет непреодолимым препятствием для меланхолика [2,146].

Основными типами темперамента являются:

                        холерический темперамент характеризуется пониженной сензитивностью, высокой реактивностью и активностью, экстравертированностью, повышенной эмоциональной возбудимостью, а так же ускоренным темпом реакций;

                        сангвинический темперамент  - пониженная сензитивность, высокая реактивность и активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций;

                        флегматический темперамент характеризуется пониженной сензитивностью, низкой реактивностью, очень высокой активностью, ригидностью, интровертированностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, замедленным темпом реакций;

                        меланхолический темперамент – повышенная сензитивность, низкая реактивность и активность, ригидность, интровертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций [5].

И.П. Павлов изучая физиологические основы темперамента, выделил два основных нервных процесса – возбуждение и торможение, которые различаются у людей от рождения: по силе, уравновешенности и подвижности. В зависимости от сочетания этих свойств Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

                        «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный) соответствует темпераменту холерика;

                        «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный) отождествляется  с темпераментом сангвиника;

                        «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный)  темперамент флегматика;

                        «слабый» (слабый, неуравновешенный, инертный)  характеризует темперамент меланхолика [6,62].

Таким образом, темперамент является как биологической, так и динамической характеристикой человека. Динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитания, привычек, установок, условий, ситуаций. Биологическая основа обнаруживается уже в детстве и проявляется в разных видах поведения и деятельности отличаются постоянством. Основными типами темперамента являются: меланхолический, сангвинический, холерический, меланхолический.

Информация о работе Тип темперамента во взаимосвязи с уровнем личностной готовности к риску в юношеском возрасте