Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:17, курсовая работа
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Введение……………………………………………………………………...…...3
Общая характеристика работы………………………………………………...4
1. Теоретико – методологические основания изучения темперамента и риска в психологии………………………………………………...……............7
1.1. Понятие темперамента, основные виды, свойства.………...…………...….7
1.2. Понятие риска, основные виды, функции…………………………………10
1.3. Понятие темперамента в отечественной и зарубежной психологии……12
1.4. Понятие риска в отечественной и зарубежной психологии……………...16
Выводы…………………………………………………………………………...21
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и уровня личностной готовности к риску в юношеском возрасте…………………23
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования………………………...23
2.2. Анализ взаимосвязи типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску………………………………………………………………24
Выводы…………………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
Приложения……………………………………………………………………….
2
ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Курсовая работа
Минск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Общая характеристика работы………………………………………………...4
1. Теоретико – методологические основания изучения темперамента и риска в психологии………………………………………………..
1.1. Понятие темперамента, основные виды, свойства.………...…………...….7
1.2. Понятие риска, основные виды, функции…………………………………10
1.3. Понятие темперамента в отечественной и зарубежной психологии……12
1.4. Понятие риска в отечественной и зарубежной психологии……………...16
Выводы………………………………………………………………
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и уровня личностной готовности к риску в юношеском возрасте…………………23
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования………………………...23
2.2. Анализ взаимосвязи типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску………………………………………………………………2
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
В настоящее время большая часть деятельности субъектов связана с риском, и огромное влияние на субъектов в ситуации риска оказывают именно психологические факторы.
Исследование риска в психологии, и в частности его влияние на поведение людей в различных ситуациях неопределенности, сейчас достаточно актуально и представляет собой немалый интерес для исследователей.
Общая характеристика работы
Актуальность исследования: когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру.
Риск является достаточно многогранным явлением, которое можно рассматривать с разных, а иногда и с противоположных позиций. Неоднозначность данного понятия еще раз доказывает актуальность этой проблемы не только в психологии, но и в других науках, которые занимаются изучением деятельности субъектов, коллективов, организаций и т.д.
Риск, в психологии, исследуется преимущественно в рамках теории мотивации достижения, теории решений и концепции надситуативной активности.
Так как данные о взаимосвязи типов темперамента и уровне личностной готовности к риску не установлены, это послужило основанием для выбора темы исследования и его проведения.
Цель исследования: выявить взаимосвязь типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования.
2. Осуществить подбор методик, направленных на определение типа темперамента, уровня личностной готовности к риску в юношеском возрасте.
3. Выявить типы темперамента, уровень личностной готовности к риску всей в юношеском возрасте.
4. Выявить взаимосвязь типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску в юношеском возрасте.
Объект исследования: темперамент как индивидуально-типологическая особенность личности.
Предмет исследования: взаимосвязь типов темперамента с уровнем личностной готовности к риску в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: предполагается, что существует взаимосвязь типа темперамента и уровня личностной готовности к риску в юношеском возрасте в юношеском возрасте.
Методологическую основу исследования: составили положения гуморальной теории Гиппократа и К.Галена, конституциональной теории Э.Кречмера и У.Шелдона и нервной теории И.П. Павлова о типах темперамента, модель типов темперамента Г.Айзенка; риск в концепции надситуативной активности О.Ренна и А.П.Альгина; а также конституциональная теория У. Шелдона.
Методы исследования:
1. общенаучные методы (теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования; обобщение)
2. научные методы: метод тестов
3. метод математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Методики исследования:
1. личностный опросник Айзенка (EPI)
2. диагностика уровня личностной готовности к риску(«PSK» Шуберта).
База проведения эмпирического исследования: филиал Российского государственного социального университета в г. Минске. В исследовании принимали участие 30 испытуемых в возрасте от 18-21 года.
Структура и объем курсовой работы: введение, общая характеристика работы, две главы, заключение, список использованных источников (30), приложения (5), таблицы (5), рисунки (6).
Объем курсовой работы: 53 страницы.
Глава 1. Теоретический анализ темперамента и риска в психологии
1.1.Понятие темперамента, основные виды, свойства
Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее динамическую и эмоциональную стороны в поведении и деятельности [1, 533].
Темперамент является как биологической, так и динамической характеристикой человека. Динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитания, привычек, установок, условий, ситуаций. Но несомненно, что эти индивидуальные различия имеют и свою врожденную, биологическую основу, которая обнаруживается уже в детстве и проявляется в разных видах поведения и деятельности отличаются постоянством [2].
В структуре темперамента выделяют три главных компонента:
общая активность индивида (тенденция личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности);
двигательный или моторный компонент (особенности мышечной и речевой деятельности);
эмоциональность (особенности возникновения, протекания и прекращения чувств) [3].
Темперамент оказывает влияние:
на скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость;
на темп и ритм деятельности, поведения, речи, на мимику и пантомимику;
на интенсивность психических процессов;
на другие особенности психики (на формирование характера и поведения поступков) [4].
В.С. Мерлин выделяет следующие свойства темперамента:
чувствительность (сензитивность) – возникновение психической реакции на внешние или внутренние раздражители;
реактивность – сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители;
активность – проявление энергетического запаса; показывает, насколько инициативен человек в преодолении препятствий, в своих действиях и поступках;
соотношение (баланс) реактивности и активности, о котором, судя по тому, от чего зависит деятельность человека – от случайных обстоятельств или от намеченных целей, стремлений;
импульсивность – быстрота перехода к действию, связана с волей человека;
темп, ритм психомоторных проявлений психики (процессов, реакций) – походка, практические действия, мимика;
пластичность или ригидность – гибкость, легкость приспособления к новым условиям или, наоборот, инертность, косность, нечувствительность к изменению условий;
экстравертированность – направленность личность вовне, на окружающих людей, предметы, события или интровертированность – направленность личности на себя, на собственные переживания, мысли;
поведение человека в целом, например: то, что сметет на своем пути холерик, не заметит сангвиник, обойдет флегматик, станет непреодолимым препятствием для меланхолика [2,146].
Основными типами темперамента являются:
холерический темперамент характеризуется пониженной сензитивностью, высокой реактивностью и активностью, экстравертированностью, повышенной эмоциональной возбудимостью, а так же ускоренным темпом реакций;
сангвинический темперамент - пониженная сензитивность, высокая реактивность и активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций;
флегматический темперамент характеризуется пониженной сензитивностью, низкой реактивностью, очень высокой активностью, ригидностью, интровертированностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, замедленным темпом реакций;
меланхолический темперамент – повышенная сензитивность, низкая реактивность и активность, ригидность, интровертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций [5].
И.П. Павлов изучая физиологические основы темперамента, выделил два основных нервных процесса – возбуждение и торможение, которые различаются у людей от рождения: по силе, уравновешенности и подвижности. В зависимости от сочетания этих свойств Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:
«безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный) соответствует темпераменту холерика;
«живой» (сильный, подвижный, уравновешенный) отождествляется с темпераментом сангвиника;
«спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный) темперамент флегматика;
«слабый» (слабый, неуравновешенный, инертный) характеризует темперамент меланхолика [6,62].
Таким образом, темперамент является как биологической, так и динамической характеристикой человека. Динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитания, привычек, установок, условий, ситуаций. Биологическая основа обнаруживается уже в детстве и проявляется в разных видах поведения и деятельности отличаются постоянством. Основными типами темперамента являются: меланхолический, сангвинический, холерический, меланхолический.