Теория стресса. Борьба со стрессом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение регуляции эмоциональных состояний и психических механизмов, вызывающих стресс с точки зрения психологической и с точки зрения медицинской науки.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи настоящей работы:
1) Изучить стресс – как неспецифическую реакцию человеческого организма.
2) Проанализировать регуляцию эмоциональных состояний.

Содержание

Введение
Глава 1. Теория стресса
1.1 История изучения стресса
1.2. Модели стресса
1.3. Формы проявления стресса
Изменение поведенческих реакций при стрессе
Изменение интеллектуальных процессов при стрессе
Изменение физиологических процессов при стрессе
Эмоциональные проявления стресса
1.4. Два вида стресса….
Глава 2. Борьба со стрессом, преодоление стресса
2.1. Программа преодоления стресса
2.2. Здоровый образ жизни как профилактика стресса
Работаем для других – отдыхаем для себя
Мы есть то, что мы едим
Бегом от стресса
Советы гелотолога
2.3. Целенаправленные способы преодоления стресса
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Теория стресса.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Примером может служить человек, который на утрату любимой реагирует мучительным и генерализованным страхом, депрессией и социальным регрессом. С точки зрения психоаналитика, этот человек повторно переживает страх, связанный с утратой детства и связи со своими сверхзаботливыми родителями, или вызванный неудачной проработкой отделения от родителей в первые годы жизни. Знакомство с этими проблемами при позитивной связи психотерапевта пациентом помогает преодолеть уязвимость или по крайней мере уменьшить ее для преодоления возникших трудностей.

Поведенческая терапия. Психотерапевты пытаются более или менее успешно заменить неприемлемые стереотипы преодоления стресса на такие, которые помогают с ним справиться. В противоположность психоанализу, методы поведенческой терапии на первый план выдвигают текущее состояние пациента. Психотерапевты исходят из того, что неправильные восприятия и образ мыслей поддерживают расстроенное и болезненное поведение, что само по себе является стрессовым фактором, и пытаются предотвратить их болезненное воздействие на пациента.

При когнитивной поведенческой психотерапии пациентов учат распознавать негативный образ мыслей и характер поведения, вызванные стрессом, и модифицировать их таким образом, чтобы изменить эмоциональные реакции. Для этого терапевты просят пациентов вести дневник, чтобы фиксировать негативные мысли. Новые образцы поведения апробируются на терапевтических сеансах часто в форме ролевых игр с тем, чтобы затем они могли служить образцом для поведения по преодолению стресса.

Рациональная терапия использует когнитивные постулаты. Рациональная терапия издавна применяется для уменьшения эмоционального стресса, однако, эффективность её не всегда высока. Это связано, в частности, с невозможностью на сознательном уровне реагировать процессы, связанные с активацией симпатической нервной системы и желёз внутренней секреции. Кроме того, трудно повлиять на взволнованного человека, внимание которого избирательно.

Диссоциирование от стресса – способ отстранённого восприятия событий. Это достигается за счёт пространственной, временной диссоциации, изменения субмодальности стрессового образа (изменение характеристик нашего восприятия окружающего мира), использования позитивных образов, связанных с выходом из сложной ситуации (визуализация).

Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой синтез методик Ф. Перлза (гештальт-терапия), В. Сатир (семейная терапия), М. Эриксон (гипнотерапия), к которым основатели НЛП Дж. Гритндер и Р. Бэндлер добавили свои представления о структуре языка.

При этом одним из ведущих терминов является понятие «якоря», под которым понимается стимул, связанный с определённым психологическим состоянием. Для того, чтобы человек мог впоследствии получать доступ к позитивным ресурсам специалист по НЛП должен предварительно активировать память своего пациента, вызвать нужное состояние, после чего «связать» его с определённым якорем.

Существуют способы групповой и индивидуальной психотерапии; применяется гипнотическое воздействие; есть метод дозированного лечебного голодания, который очень хорошо себя зарекомендовал. Есть и духовно ориентированные, религиозные способы святоотеческой психотерапии. Сегодня практикуют православные врачи, которые говорят о необходимости молитвы, соблюдения обрядов, постов, канонов, ритуалов, несомненно помогающих верующим людям. Но при всех способах любому человеку не помешает напомнить простые истины, подтвержденные жизненным опытом: почаще улыбайтесь, проявляйте как можно больше бодрости и оптимизма. Попробуйте выкроить время для обязательных отпусков, когда вы сможете "выбросить" из головы все, что вас беспокоит. Если ваша работа не приносит вам удовлетворения, подумайте о возможных альтернативах. Нужно научиться жить сегодняшним днем, преодолеть привычку "зацикливаться" на прошлом или будущем.


Заключение

Как жить без стресса? Что сделать, чтобы не было стресса? Как избежать стрессовых ситуаций? Большинство мыслей и разговоров о стрессе исходят из убеждения, что "стресс - вреден". И что "со стрессом надо бороться". Или хотя бы "избегать стресса" при любой возможности.

Конечно, стресс – это потрясение для организма. Но это и мобилизация всех жизненных показателей, открытие тайных резервов, о которых раньше человек даже не предполагал. Умеренные дозы мотивации к работе в виде стресса стимулируют действия и являются движущей силой. Стресс вызывает в нас силы, чтобы решать сложные задачи, и, благодаря ему, мы берем на себя новые дела и успешно завершаем их. Мы работаем быстро, и иногда делаем то, что без стресса не может быть выполнено. Некоторые люди функционируют прекрасно в состоянии стресса и даже ищут то, что могло бы лишний раз «встряхнуть» их, подвигнуть на новые свершения. О таких людях говорят «он ищет проблем на свою голову». Так и есть. Проблемы и стресс заставляют думать, двигаться вперед, добиваться новых побед. Даже специалисты-психологи считают, что работать без элемента волнения, конкуренции и риска гораздо менее привлекательно.

Однако никто не описал так ясно место стресса жизни человека как сам Ганс Селье: «Полная свобода от стресса означает смерть. Стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть). Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса (но не обязательно дистресса).

Вопреки расхожему мнению, мы не должны — да и не в состоянии — избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни».


Литература

1.        Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.

2.        Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 4.

3.        Бодров В. А. Психологический стресс. М., 1995.

4.        Борсук Р. Вакцина от стресса. СПб., 2006.

5.        Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб., 1994.

6.        Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002

7.        Гиссен Л. Д. Время стрессов. М., 1990.

8.        Горизонтов П. Д., Белоусова О. Н., Федотова М. И. Стресс и система крови. М.: Медицина, 1988.

9.        Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.

10.   Грасиан Б. Карманный оракул. М., 1981.

11.   Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002,

12.   Гройсман А. Л. Медицинская психология. М., 1998, с. 120-220.

13.   Данилова Н. Я., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д: Феникс, 2002, с. 406.

14.   Джафарова О. А., Донская О. Г., Изарова О. И., Путилов А. А. Метод игрового биоуправления и регуляция ритма сердца // Бюллетень Сибирского отделения РАМН. 1999. № 1 (91).

15.   Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. Киев, 1999.

16.   Клиническая психология. Словарь/Под ред. Н.Д. Твороговой — М., 2007.

17.   Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. СПб., 1996.

18.   Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., 1987.

19.   Линдеман X. Система психофизического регулирования. М., 1992.

20.   Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986.

21.   Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001.

22.   Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001.

23.   Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тхоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987.

24.   Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости».М.: Речь, 2009.

25.   Парин В.В., Меерсон Ф.З.  О сходстве старческих изменений с изменениями, развивающимися в органах вследствие их длительной гиперфункции // Молекулярные и функциональные основы онтогенеза. М. 1970

26.   Психофизиология: Учебник для вузов // Под ред. Ю. И. Александрова.

27.   Ромен А. С. Самовнушение и его влияние на организм человека. Алма-Ата, 1970.

28.   Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем. М., 2001

29.   Селье Ганс. Стресс без дистресса. М., 1992

30.   Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука,1978.

31.   Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. М.: Наука, 1981.

32.   Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 2000.

33.   Способы управления стрессом. www.ortoservis.ru

34.   Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975.

35.   Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998.

36.   Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.

37.   Хананашвили М. И. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978.

38.   Хессет Дж. Введение в психофизиологию. М., 1981.

39.   Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.

40.   Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции.  СПб., 2006.

41.   Щербатых Ю. В. Психология успеха. М., 2004.

Электронные ресурсы:

1.      Жизнь без стресса! Сайт о стрессе и стрессменеджменте. www.nostress.ru;

2.      Проект о Жизни. www.lossofsoul.com;

3.      Жизнь без стресса. Все о стрессе и о том, как с ним справиться. www.stressy.net.

47

 



[1] МКБ 10, комментарии F43: Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации.

[2] Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции.  СПб., 2006.

[3] Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981.

[4] Парин В.В., Меерсон Ф.З.  О сходстве старческих изменений с изменениями, развивающимися в органах вследствие их длительной гиперфункции // Молекулярные и функциональные основы онтогенеза. М. 1970.

[5] Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006.

[6] Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001.

[7]Современный толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой. М., 2000.

[8] Бодров В. А. Психологический стресс. М., 1995

[9] Клиническая психология. Словарь. / Под ред. Н.Д. Твороговой — М., 2007.

 

[10] Способы управления стрессом. www.ortoservis.ru

[11] Антистрессовая диета. www.medforme.ru


Информация о работе Теория стресса. Борьба со стрессом