Теория стресса. Борьба со стрессом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение регуляции эмоциональных состояний и психических механизмов, вызывающих стресс с точки зрения психологической и с точки зрения медицинской науки.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи настоящей работы:
1) Изучить стресс – как неспецифическую реакцию человеческого организма.
2) Проанализировать регуляцию эмоциональных состояний.

Содержание

Введение
Глава 1. Теория стресса
1.1 История изучения стресса
1.2. Модели стресса
1.3. Формы проявления стресса
Изменение поведенческих реакций при стрессе
Изменение интеллектуальных процессов при стрессе
Изменение физиологических процессов при стрессе
Эмоциональные проявления стресса
1.4. Два вида стресса….
Глава 2. Борьба со стрессом, преодоление стресса
2.1. Программа преодоления стресса
2.2. Здоровый образ жизни как профилактика стресса
Работаем для других – отдыхаем для себя
Мы есть то, что мы едим
Бегом от стресса
Советы гелотолога
2.3. Целенаправленные способы преодоления стресса
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Теория стресса.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее, постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, «эмоционального» полушария, и уменьшение влияния левой, «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека. Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов пишут, что многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты. Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний. По этому поводу они пишут:

«Если пользоваться психологическими терминами, то при этом возникает особая психологическая установка, через призму которой осмысливается наличная и вновь поступающая информация (как через "кривое зеркало"). Прошлый опыт, знания, мотивы временно погашены, и оценка ситуации соизмеряется только с эталоном данной установки, хотя бы и глубоко ложной. Все, что подлежит осмыслению, может видеться в ложном свете, оцениваться тенденциозно, и человеку кажется в данный момент, что он прав (ведь все остальные источники внутренней информации временно погашены).

Дело осложняется и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порой отбрасываются, а ошибочные мотивы торжествуют. Характерно, что когда напряженность прекращается, когда отрицательная индукция от доминирующего очага перестает оказывать свое воздействие, мы будто бы «прозреваем» от «отравления эмоциями» и порою не можем понять, как же проходили мимо очевидных аргументов, почему мы упрямились, почему грубили, а иногда совершали негативные поступки вопреки собственным ценностным ориентациям».

Изменение физиологических процессов при стрессе

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека — пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:

      повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

      повышение артериального давления,

      нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;

      обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице;

      снижение электрического сопротивления кожи и т. д.

Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания:

      боли в сердце и других органах;

      затруднение при дыхании,

      напряжение в мышцах;

      неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д.

Выраженность физиологических проявлений стресса весьма прочно коррелировала с внутренними предпосылками психологических стрессов. Психосоматические проявления стресса были больше выражены у лиц, которые отмечали у себя стеснительность, робость, пессимизм, застенчивость, страх перед будущим, навязчивые мысли о возможных неприятностях. Данные черты характерны для интровертов, лиц с повышенной сензитивностью и слабым типом высшей нервной деятельности.

Эмоциональные проявления стресса

Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.).

Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности.

1.4. Два вида стресса

Исследователи выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс.

Эустресс мобилизует, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Состояние человека, способного чувствовать вокруг себя наличие проблем и быть в состоянии решить их; положительный стресс[7]. Дистресс - это стресс, вредящий организму. Чаще всего он вызывается длительными и/или сильными негативными воздействиями на организм.

Итак, возникает ситуация, выходящая за рамки обычной жизнедеятельности. Надо приспосабливаться, перестраиваться – запускается стрессовая реакция. Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:

        положительный эмоциональный фон;

        опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;

        ободрение действий человека со стороны социальной среды;

        наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

В то же время при отсутствии этих условий или же при значитель­ной силе негативного воздействия на организм первичный стресс пе­реходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может спо­собствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера:

      эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т.д.;

      чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;

      большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

 


Глава 2. Борьба со стрессом, преодоление стресса

В данной главе речи пойдет о развитии стрессоустойчивости как характеристике личности, профилактике развития стрессовых состояний и купировании уже имеющихся признаков стресса.

Понятие «преодоление» стресса включает в себя многообразные формы активности человека, оно охватывает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера, с проблемами, которые надо решить, избежать, взять под контроль, смягчить и т. д. С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что если раньше «существенным было положение о том, что «преодоление» вступает в действие, когда сложность задач превышает энергетическую мощность привычных реакций и требуются новые затраты, а рутинного приспособления недостаточно», то со временем это понятие стало использоваться не только применительно к экстремальным условиям, но и для описания поведения людей в сложных жизненных ситуациях, при хроническом воздействии стрессоров и повседневных негативных и радостных событий[8].

Борьба со стрессом — программа, в рамках которой люди учатся справляться со стрессом путем влияния на процессы оценки, стратегию преодоления и сами реакции стресса[9].

2.1. Программа преодоления стресса

Можно выделить два направления в преодолении стресса: профилактическое и терапевтическое. Первый путь – это усиление защитных сил организма, изменение отношения к психотравмирующим ситуациям, развитие позитивного мышления. Второй путь направлен на нейтрализацию уже возникшего стресса и заключается в целенаправленном воздействии на его телесные и эмоциональные проявления.

Универсальным, наиболее доступным, широко пропагандируемым с древнейших времен и наиболее близким к человеческой природе способом профилактики стресса является ведение здорового образа жизни. Это тот фон, на который в идеале надстраиваются уже все другие, требующие дополнительных усилий, времени, овладения навыками способы снятия стресса.

Существует много методов коррекции стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной личности, а с другой – реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время. Выбор какого-то метода коррекции стресса должен определяться той системой организма, показатели которой наиболее сильно отличаются от нормальных значений. Речь идёт не о среднестатистической норме, а о нормальных именно для данного индивидуума жизненных показателях.

Среди различных способов снятия стресса можно выделить как последние научные разработки психологов, так и традиционные народные средства, проверенные временем. Множество людей обладают знаниями и методами уменьшения стресса, но, тем не менее, испытывают стрессы. Такая ситуация связана с тем, что в большинстве случаев антистрессорные методы применяются спонтанно и не всегда обоснованно, а в результате – с низкой эффективностью. Можно выделить, как минимум, две классификации методов нейтрализации стрессов. В основу первой классификации положена природа антистрессового воздействия:

                    физическая (баня, закаливание, водные процедуры, световое воздействие),

                    биохимические (фармакотерапия, алкоголь, фитотерапия, др.),

                    физиологическая (массаж, акупунктура, физические упражнения, др.),

                    психологическая (аутотренинг, медитация, рациональная терапия, др.).

Вторая классификация основана на том, как будет регулироваться уровень стресса:

                    самостоятельно (аутотренинг, дыхательные техники, медитация, физкультура, сауна, др.),

                    с помощью другого человека (психотерапия, дружеское общение, командные виды спорта, секс),

                    с использованием технических средств (магнитофонные и CD записи, обучающие компьютерные программы, др.).

В преодолении профессиональных стрессов выделена своя, специфическая классификация оптимизации функциональных состояний, по которой все методы антистрессовой защиты разделяются на: организационные и психопрофилактические.

Первая группа методов направлена на уменьшение степени экстремальности факторов производственной среды и их большему соответствию психофизиологическим особенностям работника. Его основными направлениями являются:

- рационализация процессов труда путём составления оптимальных алгоритмов работы,

- усовершенствования орудий и средств труда, в соответствие с особенностями человека,

- разработка оптимальных режимов труда и отдыха,

-рациональная организация рабочих мест и формирование оптимальной рабочей позы,

- создание благоприятного социально – психологического климата,

- повышение моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.

Вторая группа методов направлена непосредственно на психику работника и его функциональное состояние. Она включает в себя такие способы как:

- воздействие светом и музыкой,

- воздействие на биологически активные точки,

- оздоровительные физические упражнения,

- убеждение и внушение,

- самовнушение, аутотренинг,

- дыхательная гимнастика,

- медитация.

В заключение главы хочется отметить, что цена успешной деятельности всегда достаточно высока, и при выборе оптимальной стратегии реагирования на стресс приходится расставлять приоритеты. Полное снятие стрессорной активации снижает возможности человека максимально реализовать себя в жизни и в профессиональной деятельности, в то время как излишний стресс вызывает серьёзные нарушения в организме.

Оптимальный уровень стресса – это баланс между двумя крайностями. Для каждого человека существует свой оптимум активации, при котором деятельность достаточно эффективна и в то же время уровень стресса не достигает уровня дистресса.[10]

2.2. Здоровый образ жизни как профилактика стресса

Основные составляющие здорового образа жизни известны всем: полноценный отдых, рациональная диета, физическая активность и, самое главное, позитивный эмоциональный настрой и оптимистичный ход мыслей. В отношении профилактики стресса это выглядит так.

Информация о работе Теория стресса. Борьба со стрессом