Теория стресса. Борьба со стрессом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение регуляции эмоциональных состояний и психических механизмов, вызывающих стресс с точки зрения психологической и с точки зрения медицинской науки.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи настоящей работы:
1) Изучить стресс – как неспецифическую реакцию человеческого организма.
2) Проанализировать регуляцию эмоциональных состояний.

Содержание

Введение
Глава 1. Теория стресса
1.1 История изучения стресса
1.2. Модели стресса
1.3. Формы проявления стресса
Изменение поведенческих реакций при стрессе
Изменение интеллектуальных процессов при стрессе
Изменение физиологических процессов при стрессе
Эмоциональные проявления стресса
1.4. Два вида стресса….
Глава 2. Борьба со стрессом, преодоление стресса
2.1. Программа преодоления стресса
2.2. Здоровый образ жизни как профилактика стресса
Работаем для других – отдыхаем для себя
Мы есть то, что мы едим
Бегом от стресса
Советы гелотолога
2.3. Целенаправленные способы преодоления стресса
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Теория стресса.doc

— 237.50 Кб (Скачать)


Теория стресса. Борьба со стрессом.


Оглавление

Введение

Глава 1. Теория стресса

1.1 История изучения стресса

1.2. Модели стресса

1.3. Формы проявления стресса

Изменение поведенческих реакций при стрессе

Изменение интеллектуальных процессов при стрессе

Изменение физиологических процессов при стрессе

Эмоциональные проявления стресса

1.4. Два вида стресса….

Глава 2. Борьба со стрессом, преодоление стресса

2.1. Программа преодоления стресса

2.2. Здоровый образ жизни как профилактика стресса

Работаем для других – отдыхаем для себя

Мы есть то, что мы едим

Бегом от стресса

Советы гелотолога

2.3. Целенаправленные способы преодоления стресса

Заключение

Литература


Введение

Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.

Как эмоциональное состояние стресс характеризуется повышенной физиологической и психической активностью и при этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость - при благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях - в состояние нервно - эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов. А это уже является не только психической проблемой, но и сугубо медицинской и требует более тщательного изучения. Мы оставляем за границами нашего внимания реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации, которые развиваются  в силу исключительно сильного стрессового жизненного события, вызывающего острую стрессовую реакцию, или значительного изменения в жизни, приводящего к продолжительно сохраняющимся неприятным обстоятельствам[1]. Для преодоления таких состояний недостаточно усилий самого человека, требуется вмешательство специалистов – терапевтов, психиатров, психологов, и проведение специальных программ психокоррекции и реабилитации. Недостаточная проработка таких состояний приводит к развитию тяжелых физический и психических нарушений, в том числе таких, как посттравматическое стрессовое расстройство.

Объект исследования в данной работе – стресс, возникающий в ходе повседневной жизни: дома, в профессиональной деятельности и т.п.

Исходя из объекта исследования, предметом исследования выступает регуляция эмоциональных состояний, вызванных стрессом.

Цель исследования: изучение регуляции эмоциональных состояний и психических механизмов, вызывающих стресс с точки зрения психологической и с точки зрения медицинской науки.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи настоящей работы:

1) Изучить стресс – как неспецифическую реакцию человеческого организма.

2) Проанализировать регуляцию эмоциональных состояний.

При написании настоящей работы нами был использован такой метод исследования, как анализ психологических трудов и трудов медицинского содержания, а также ресурсов «всемирной паутины» по теме исследования.

 


Глава 1. Теория стресса

1.1 История изучения стресса

В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало в середине 20 века. В 1936 г. в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Г. Селье под названием «синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору. Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Эксперименты подтвердили наблюдение учёного. Они показали, что не только инфекции, но и другие вредоносные воздействия (охлаждения, ожоги, ранения, отравления и т. п.), наряду со специфическими для каждого из них последствиями, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом. Первые исследования стресса касались в основном его физиологических и биохимических реакций, хотя с самого начала было обнаружено, что конечный стрессорный эффект любого раздражителя (в т. ч. заболевания) зависит от совокупности внешних и внутренних условий в момент воздействия.

Брошенное Г. Селье зерно упало на благодатную почву, ибо проблема была злободневной, касалась буквально каждого человека. Стресс оказался в центре внимания многочисленных исследователей. Неимоверный шум поднялся в околонаучной печати, слово «стресс» стало одним из самых популярных. В пылу увлечения любой стресс стали объявлять нежелательным в противовес точке зрения самого основоположника теории, убеждённого, что именно конфликты организма со средой поддерживают в рабочем состоянии биологические механизмы защиты от вредных воздействий, тренируют их. «Полная свобода от стресса, - писал Селье, - означает смерть».

Отмечая несомненные заслуги Г. Селье, следует отметить, что в его теории явно недостаточное значение отведено роли нервной системы — главной регулирующей системе нашего организма, активно участвующей во всех процессах адаптации к неблагоприятным факторам среды. Изучая механизмы адаптации организма к возмущающим факторам, нельзя не коснуться ставших классическими работ У. Кеннона, И. П. Павлова, Л. А. Орбели, Э. Геллгорна и других ученых, отметивших важнейшую роль нервной системы в формировании адаптивных реакций организма в условиях стресса.

Начало физиологическому направлению исследований проблемы стресса положили работы У. Кеннона, создавшего теорию гомеостаза. Ведущее место в поддержании гомеостаза и во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит, по Кеннону, центральной и вегетативной нервной системе. Особую роль при этом он отводил симпато-адреналовой системе, мобилизующей организм для реализации наследственных программ «борьбы и бегства».

Большой вклад в изучение механизмов стресса внесли физиологи отечественной школы И. П. Павлов, Л. А. Орбели, П. В. Симонов. Физиолог Л. А. Орбели открыл феномен «трофического» действия симпатических нервов, одним из первых обнаружив возможность нервной системы напрямую влиять на обмен веществ в тканях, минуя эндокринные механизмы. В результате исследования закономерностей протекания нервных процессов в критических условиях И. П. Павлов создал теорию экспериментального невроза, согласно которой при определенных внешних воздействиях, требующих максимального функционального напряжения высшей нервной деятельности (ВНД), происходит срыв слабого звена нервных процессов и извращение функционирования сильного звена. В его опытах в условиях экспериментального невроза нарушалось взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. В ходе экспериментального невроза, который по своей сути являлся типичным стрессом, возникали срывы функционирования ВНД в сторону торможения или возбуждения, что позже подтвердилось в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже это определение было уточнено: психологический стресс стал интерпретироваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию[2].

Как отмечал академик К. В. Судаков, «центр тяжести исследований проблемы стресса из сферы нейроэндокринных взаимоотношений все более отчетливо перемещается в так называемую психическую сферу, основу которой бесспорно составляют эмоциональные переживания человека»[3]

Сложную и кропотливую работу вели учёные по расшифровке механизма стресса, его причин и последствий. «Концепция Селье, - писал в 1970 г. академик В. В. Парин[4], - во многом изменила принципы лечения и профилактики целого ряда заболеваний; взгляды его, встреченные вначале не без возражений, нашли сейчас самое широкое распространение.

В целом учение известного канадского учёного можно считать одним из самых фундаментальных, а главное, плодотворных для развития науки теоретических построений «современной медицины» Понятие «стресс» подверглось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции.

1.2. Модели стресса

Многообразие форм проявлений стресса, причин возникновения эффектов его влияния на здоровье и профессиональную деятельность обусловливается тем, что практически любой человек в течение своей жизни неоднократно переживает это состояние. По образному выражению Г. Селье: «стресс, подобно теории относительности, является научной концепцией, которая страдает от смешения в сознании представлений, отражающих хорошее знание проблемы и недостаточное ее понимание».

Формирование концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих.

В классической теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы. Основное содержание теории может быть обобщено в четырех положениях.

Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно не обходимой задачей организма.

Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.

Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.

Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса — их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий процесса, названного им общим адаптационным синдромом.

Стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. В эту фазу происходит напряжение (активация) всех систем организма: происходит психическое и эмоциональное напряжение, а также формируется готовность к физической деятельности. В эволюционном плане эта фаза была направлена на сохранение вида и выражалась в возникновении реакций защиты и нападения. Именно в эту фазу происходит запуск симпато-адреналовой и гипоталамо-гипофизарной систем. Это две важнейшие системы, без которых невозможно развитие стрессовых реакций.

Симпато-адреналовая система. Эффекты этой системы реализуются тремя основными веществами - дофамином, норадреналином и адреналином. Эти вещества также называют катехоламинами. Дофамин - активирует психические и двигательные процессы. Считается веществом, определяющим резервные возможности организма ("запас прочности"). Норадреналин - участвует в активации умственной деятельности, формирует состояние внутреннего напряжения. Это вещество вызывает спазм мелких сосудов, в результате чего происходит повышение артериального давления. Кроме того, норадреналин увеличивает частоту и илу сердечных сокращений. Адреналин - направлен на обеспечение двигательной активности.

Повышает частоту сокращений сердца, снижает тонус сосудов сердца и мышц (чтобы обеспечить нормальную их работу), активирует распад жира в организме и выход глюкозы из депо ("запасников"). Вызывает эмоциональное напряжение организма.

Гипоталамо-гипофизарная система. Эффекты этой системы реализуются через гормоны, вырабатываемые корой надпочечников. Сюда относятся минералокортикоиды и глюкокортикоиды. Минералокортикоиды - обеспечивают повышение давления путем задержки жидкости в организме. Глюкокортикоиды - повышают давление, активируют синтез глюкозы в организме, стимулирую переход норадреналина в адреналин, оказывают противовоспалительное действие.

Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессоров разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.

Информация о работе Теория стресса. Борьба со стрессом