Теория деятельности А. Н. Леонтьева и её развитие в трудах отечественных психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изложение основных принципов теории деятельности и описание закономерностей индивидуального психического развития через понятие «ведущая деятельность».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Общепсихологическая теория деятельности………………………………...4
1.1. О категории предметной деятельности………………………………………6
1.2. Соотношение внешней и внутренней деятельности……………………….12
1.3. Макроструктура деятельности……………………………………………....15
2. Психическое развитие в онтогенезе…………………………………………20
3. Периодизация психического и личностного развития в онтогенезе………25
Заключение…………………………………………………………………………32
Литература………………………………………………………………………… 35

Работа содержит 1 файл

Теория деятельности А.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

3)  благодаря данной деятельности возникают основные психологические изменения личности ребенка на данном возрастном этапе. В частности, именно сюжетно-ролевая игра ответственна за формирование у ребенка произвольной регуляции психических функций и освоение им норм поведения взрослых, чьи роли в игре исполняет ребенок [10].

   На основе этих идей Д. Б. Эльконин разработал периодизацию психического развития ребенка. Он разделил ведущие деятельности на две группы: в первую входят деятельности, в которых происходят развитие преимущественно мотивационно-потреб-ностной сферы личности в системе «ребенок—взрослый» [10]. Взрослый прежде всего выступает перед ребёнком не со стороны случайных и индивидуальных качеств, а как носитель определённых видов общественной по своей природе деятельности, осуществляющий конкретные задачи, включённый при этом в разнообразные отношения с другими людьми и подчиняющийся выработанным нормам. Но на сомой деятельности взрослого человека не указаны её задачи и мотивы. Внешне она выступает перед ребёнком как преобразование предметов и их производство. Осуществление этой деятельности в её законченной реальной форме и во всей системе общественных отношений, внутри которых и могут быть раскрыты её задачи и мотивы, для детей недоступно. Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе её осуществления [17].

   Есть основания полагать, что усвоение детьми задач, мотивов и норм отношений, существующих в деятельности взрослых, осуществляется через воспроизведение или моделирование этих отношений в собственной деятельности детей, в их сообществах, группах и коллективах [16].  Примечательно, что в процессе этого усвоения ребёнок сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых нельзя осуществлять деятельность взрослых. Таким образом, взрослый человек выступает перед ребёнком как носитель новых и всё более сложных способов действий с предметами, общественно выработанных эталонов и мер, необходимых для ориентации в окружающей действительности [15].

   Во вторую включаются деятельности, в которых усваиваются общественно выработанные способы действия с предметами в системе «ребенок— общественный предмет» [10]. Общественно выработанные способы действий с предметами не даны непосредственно как некоторые физические характеристики вещей. На предмете не написаны его общественное происхождение, варианты действий с ним, способы и средства его воспроизведения. Поэтому овладение таким предметом невозможно путём адаптации, путём простого «уравновешивания» с его физическими свойствами. Внутренне необходим становится особый процесс усвоения ребёнком общественных способов действий с предметами. При этом физические свойства вещи выступают лишь как ориентиры для действий с нею [17].

   При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходить формирование ребёнка как члена общества, включая его интеллектуальные, познавательные и физические силы. Для самого ребёнка это развитие представлено прежде всего как расширение сферы и повышение уровня овладения действиями с предметами. Именно по этому параметру дети сравнивают свой уровень и возможности с уровнем и возможностями других детей и взрослых. В процессе такого сравнения взрослый открывается ребёнку не только как носитель общественных способов действий с предметами, но и как человек, осуществляющий определённые общественные задачи [16].

   Всего в развитии ребенка, воспитывающегося в условиях современной европейской культуры, Д. Б.Эльконин выделил три эпохи и шесть периодов психического развития (по два периода в каждую эпоху) [10].

   В первую группу входят деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельности в системе «ребёнок – общественный взрослый» [17]. Конечно, непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра и интимно личное общение подростков существенно различаются по своему конкретному содержанию, по глубине проникновения ребёнка в сферу задач и мотивов деятельности взрослых, представляя собой своеобразную лестницу последовательного освоения ребёнком этой сферы. Вместе с тем они общи по своему основному содержанию. При осуществлении именно этой группы деятельностей у детей развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера [15].

   Вторую группу составляют деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Это деятельности в системе «ребёнок – общественный предмет». Конечно, разные виды этой группы существенно отличаются друг от друга. Манипулятивно-предметная деятельности ребёнка раннего возраста и учебная деятельность младшего школьника, а тем более учебно-профессиональная деятельность старших подростков внешне мало похожи друг на друга [17]. Но существенно общим в них является то, что все они выступают как элементы человеческой культуры. Они имеют общее происхождение и общее место в жизни общества, представляя собой итог предшествующей истории. На основе усвоения общественно выработанных способов действия с этими предметами происходит всё более глубокая ориентировка ребёнка в предметном мире и формирование его интеллектуальных сил, его становление как компонента производительных сил общества [16].

   Переход от эпохи к эпохе связан с возникновением и преодолением несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка, с одной стороны, и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формировались, с другой. Переходы от одной стадии развития к другой (неважно, внутри эпохи или между эпохами) рассматриваются как «кризисы развития». Не следует видеть в кризисе лишь негативные моменты: он не только привносит трудности в воспитание ребенка взрослыми и ставит перед самим ребенком более сложные задачи, которые он не всегда в состоянии адекватно решить, — кризис положителен в том смысле, что в результате переживания кризиса и его преодоления ребенок поднимается на более высокую ступень развития [10].

   Если расположить выделенные виды деятельности детей по группам в той последовательности, в которой они становятся ведущими, то получится следующий ряд.

   С рождения и до года ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым [10]. «Комплекс оживления», возникающий на третьем месяце жизни является сложным по своему составу действием, имеющим задачу общения со взрослыми и осуществляемым особыми средствами. Дефицит эмоционального общения оказывает решающее влияние на психическое развитие в данный период [15]. То, что это так, доказали факты отставания в психическом и даже в физическом развитии детей, помещенных в Дома ребенка, где им были обеспечены уход, большое количество игрушек, но не было того интенсивного общения с ребенком, которое обычно бывает в семье с любящими взрослыми [10].

   Таким образом, есть основания считать, что непосредственно-эмоциональное общение со взрослым представляет собой ведущую деятельность младенца на фоне и внутри которой формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия [17].

   В начале второго года жизни ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная деятельность. Теперь общение со взрослым перестает быть (на какое-то время) главной деятельностью ребенка — оно выступает источником новых, интересных для ребенка встреч с предметами внешнего мира, которые побуждают его к разнообразным действиям с ними [10].

   Овладение этими действиями невозможно без участия взрослых, которые показывают и выполняют их совместно с детьми. Взрослый выступает хотя и главным, но всё же лишь элементом ситуации предметного действия. Непосредственное эмоциональное общение со взрослым отходит здесь на второй план, а на первый выступает деловое практическое сотруднечество. Ребёнок занят предметом и действием с ним [16].

   В дошкольном детстве (примерно с трех лет до начала школьной жизни) ведущей деятельностью ребенка становится сюжетно-ролевая игра. Взрослый и его мир опять оказываются в центре внимания ребенка [10].

   Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста многосторонне, а главное состоит в том, что благодаря особым игровым приёмам (принятию ребёнком на себя роли взрослого и его общественно-трудовых функций, обобщённому изобразительному характеру воспроизведения предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т. д.) ребёнок моделирует в ней отношения между людьми [15].

   На этой основе  у ребёнка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое выступает основным показателем готовности к школьному обучению. В этом заключается её ведущая функция [17].

   С началом школьного обучения ведущей становится учебная деятельность, направленная на усвоение знаний [10].

   При её осуществлении у ребёнка происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил. Ведущее значение учебной деятельности определяется так же и тем, что через неё опосредуется вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми, вплоть до личностного общения в семье [16].

   Подростковый возраст многими взрослыми воспринимается как «нескончаемый кризис», потому что ребенок «вырастает» из той системы отношений, которая сложилась до этого в его жизни во взрослом мире. И в частности, то, что раньше было целью в контексте реализации учебных мотивов, — другой человек и общение с ним, теперь (по известному механизму сдвига мотива на цель) становится главным мотивом его деятельности. Таким образом, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками [10].

   В отличии от других форм взаимоотношений, которые имеют место в деловом сотрудничестве товарищей, в этой деятельности основное её содержание – другой подросток, как человек с определёнными личными качествами. Во всех формах коллективной деятельности подростков наблюдается подчинение отношений своеобразному кодексу товарищества [15].

   Формирование отношений в группе подростков на основе кодекса товарищества и особенно тех личных отношений, в которых этот кодекс дан в наиболее выраженной форме, имеет важное значение для становления личности подростка. Кодекс товарищества по своему объективному содержанию воспроизводит наиболее общие нормы взаимоотношений, существующих между взрослыми людьми в данном обществе [17].

   Ведущей деятельностью в этот период развития является деятельность общения, заключающаяся в построении отношений, с товарищами на основе определённых этических норм, которые опосредуют поступки подростков [16].

   С приближением возраста ранней юности, когда подросший человек начинает выбирать себе будущую профессию, кончает школу, думает о поступлении в институт и т.п., ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность, в которой на первый план опять выходит задача совершенствования операционально-технической стороны деятельности и формирования новых систем значений [10].

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Деятельность в узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, своё развитие.                                                                                                                                Общность структуры внешней, практической деятельности и деятельности внутренней, теоретической позволяет вести её анализ, первоначально отвлекаясь от формы, в которой они протекают.

   Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по какому угодно признаку: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и т.д. Однако главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Предмет деятельности есть её действительный мотив. Отвечая той или иной потребности, мотив деятельности переживается субъектом в форме желания, хотения.

   Основными «составляющими» отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия. Действием – называется процесс, подчинённый представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс подчинённый сознательной цели.

   В понятие действия отражены исходные принципы теории деятельности. Принцип активности, принцип единства сознания и поведения, принцип предметности.                              

Деятельность в узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, своё развитие. Выделение целей и формирования подчинённых им действий приводит к тому, что происходит как бы расщепление прежде слитых между собой в мотиве функций. Функция побуждения, конечно, полностью сохраняется за мотивом. Другое дело – функция направления: действия, осуществляющие деятельность, побуждаются её мотивом, но являются направленными на цель.

   Помимо своего интенциального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет свой операциональный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно – предметными условиями её достижения. Иными словами, осуществляющееся действие отвечает задаче; задача – это и есть цель, данная в определённых условиях. Поэтому действие имеет особое качество, особую её «образующую», а именно способы, какими оно осуществляется. Способы осуществления действия называются – операциями.

   Такова, в общем виде, структура, принципиально единая для внешней и внутренней деятельности.

   Теория деятельности, однако, описывает и закономерности индивидуального психического развития. А. Н. Леонтьевым было предложено понятие «ведущая деятельность», позволившее Д. Б. Эльконину построить одну из основных в отечественной психологии периодизаций возрастного развития.

   Под ведущей деятельностью понимается та, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности; смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию (например, переход от игровой деятельности к учебной при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту). 

Информация о работе Теория деятельности А. Н. Леонтьева и её развитие в трудах отечественных психологов