Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:45, курсовая работа
Целью данной работы является изложение основных принципов теории деятельности и описание закономерностей индивидуального психического развития через понятие «ведущая деятельность».
Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Общепсихологическая теория деятельности………………………………...4
1.1. О категории предметной деятельности………………………………………6
1.2. Соотношение внешней и внутренней деятельности……………………….12
1.3. Макроструктура деятельности……………………………………………....15
2. Психическое развитие в онтогенезе…………………………………………20
3. Периодизация психического и личностного развития в онтогенезе………25
Заключение…………………………………………………………………………32
Литература………………………………………………………………………… 35
Теория деятельности А. Н. Леонтьева и её развитие в трудах отечественных психологов.
Курсовая работа по общей психологии.
План
Введение…………………………………………………………
1. Общепсихологическая теория деятельности………………………………...4
1.1. О категории предметной деятельности………………………………………6
1.2. Соотношение внешней и внутренней деятельности……………………….12
1.3. Макроструктура деятельности…………………………………………….
2. Психическое развитие в онтогенезе…………………………………………20
3. Периодизация психического и личностного развития в онтогенезе………25
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Данная работа посвящена теории деятельности А.Н. Леонтьева и её развитию в трудах отечественных психологов. Общий принцип, которым руководствовался А. Н. Леонтьев в своём подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельность и имеет принципиально то же строение. Сложившиеся в результате интериоризации внутренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, являются, в свою очередь, основой для порождения внешних действий, высказываний и т. п. Этот процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация»; принцип «интериоризации-
Теория деятельности нашла свое применение в решении фундаментальных психических проблем, таких как предмет психологии, происхождение и развитие психики в фило - и онтогенезе, происхождение человеческого сознания, природа личности.
Целью данной работы является изложение основных принципов теории деятельности и описание закономерностей индивидуального психического развития через понятие «ведущая деятельность».
1. Общепсихологическая теория деятельности
Ключевыми моментами теории деятельности А. Н. Леонтьева
являются следующие положения (методологические принципы):
1. Принцип предметности. Уже в самом зарождении деятельности и
психического отражения, согласно А. Н. Леонтьеву, обнаруживается их
предметная природа. Предмет при этом необходимо понимать не как
стимул или объект, существующий сам по себе и воздействующий на
субъекта, а как «…то, на что направлен акт, т.е. как нечто к чему
относиться живое существо, как предмет его деятельности – безразлично,
деятельности внешней ли внутренней» [13].Собственно, в самом понятии
деятельности уже имплицитно содержится понятие ее предмета. Далее, А.
Н. Леонтьев отмечает: «При этом предмет деятельности выступает двояко:
первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и
преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как
продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в
результате деятельности субъекта и иначе осуществляться не может» [8].
2. Принцип активности. Принцип активности раскрыт А. Н.
Леонтьевым в положениях о пристрастности, активности психического
отражения, опосредствующего деятельность субъекта. А. Н. Леонтьев
подчеркивал зависимость психического отражения от того, «что человеку
нужно», - от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Противопоставление принципа активности субъекта принципу
реактивности позволяет преодолеть подход к человеку как лишь приспосабливающемуся к окружающим условиям [13].
3. Принцип неадаптивной природы предметной деятельности.
Положение о неадаптивной природе человеческой деятельности следует из
знаменитой леонтьевской формулы активности: «внутреннее (субъект)
действует через внешнее и тем самым само себя изменяет». На активный и
неадаптивный характер человеческой деятельности указывает то, что
«психическое отражение предметного мира порождается не
непосредственно внешними воздействиями.., а теми процессами, с
помощью которых субъект вступает в практические контакты с
предметным миром и которые поэтому необходимо подчиняются его
независимым свойствам, связям, отношениям» [13].
4. Принцип интериоризации и экстериоризации. Внутренняя
деятельность, согласно А. Н. Леонтьеву, вторична: она формируется в
процессе интериоризации внешней предметной деятельности.
Интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности
в предсуществующий ей внутренний план сознания, а в формировании
самого этого плана. А. Н. Леонтьев, вслед за Л. С. Выготским подчеркивал
не только предметную, но и социальную природу интериоризации [13].
5. Принцип опосредствования. Принцип опосредствования включает
несколько ключевых положений: а) опосредствование психического
отражения тем содержательным процессом, который связывает субъекта с
предметным миром, т. е. процессом предметной деятельности; б)
опосредствование межличностных отношений совместной предметной
деятельностью [13].
6. Психологическое строение деятельности. Одной из центральных
идей общепсихологической теории деятельности является анализ
структуры деятельности. А. Н. Леонтьевым раскрыта психологическая
структура деятельности, выделены основные единицы деятельности,
раскрыты закономерные связи этих единиц между собой и их связь с деятельностью как целым. Целостная деятельность, согласно А. Н.
Леонтьеву, имеет следующие составляющие: потребность, мотив, цель,
условия достижения цели (единство целей и условий составляет задачу) и
соотносимые с ними деятельность, действие, операции, функциональные
блоки [13].
7. Общность строения внешней и внутренней деятельности.
Определяется тем, что они обе опосредствуют связи человека с миром.
Общность строения усматривалась А. Н. Леонтьевым в возможности
переходов от одной деятельности к другой (интериоризации и
экстериоризации). Внутренняя деятельность в процессе своего
формирования приобретает такие средства, которые позволяют субъекту
решать задачи, невыполнимые в плане внешней деятельности и наоборот [13].
8. Принцип зависимости психического отражения от места
отражаемого объекта в структуре деятельности. Характер психической
деятельности изменяется в зависимости от того, с какими компонентами
деятельности – мотивами, целями или условиями выполнения действия –
связан объект.деятельностью как целым. Целостная деятельность, согласно А. Н.Леонтьеву, имеет следующие составляющие: потребность, мотив, цель,
условия достижения цели (единство целей и условий составляет задачу) и
соотносимые с ними деятельность, действие, операции, функциональные блоки [13].
1.1 О категории предметной деятельности.
Деятельностное отношение человека к действительности начиналось с утверждения его собственной субъективности, означающей осуществление свободы целеполагания и волеизъявления. В создаваемом человеком мире искусственного он вполне уверен и обязан своим существованием самому себе. Действенно-практическое отношение к миру означает, что человек полностью стоит на собственных ногах [5].
Действительность расщепилась на субъекта и противоположный ему объект. На стороне субъекта оказались спонтанная активность, инициатива и способность целеполагания, тогда как объекту присущи пассивность, инертность и возможность описания любых изменений в цепочках казуальных связей [5]. В то же время внешний мир, представший перед субъектом как объект познания и объект практического преобразования, оказывается не только рационально познаваемым, но и основным источником человеческого познания [5].
Деятельность в узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, своё развитие[7].
Введение категории деятельности в психологию меняет весь понятийный строй психологического знания. Но для этого нужно взять эту категорию во всей её полноте, в её важнейших зависимостях и детерминациях: со стороны её структуры и в её специфической динамике, в её различных видах и формах [8].
Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидов, протекающей или в условиях открытой коллективности – среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром – перед гончарным кругом или за письменным столом [7]. В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структура она не приобрела, её нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всём своём своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества[8]. В обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приноравливать свою деятельность, эти общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, её средства и способы; словом, что общество производит деятельность образующих их индивидов. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует [7]. Как именно она существует, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей. Деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах [7].
Основной характеристикой деятельности является её предметность. Собственно, в самом понятии деятельности уже имплицитно содержится понятие её предмета. Выражение «беспредметная деятельность» лишена всякого смысла. Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование деятельности необходимо требует открытие её предмета [8]. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично – в своём независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может [8].
Всякая деятельность имеет кольцевую структуру: исходная афферентация – эффекторные процессы, реализующие контакты с предметной средой – коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентирующего образ [7]. . Однако главное заключается не в самой по себе кольцевой структуре, а в том, что психическое отражение предметного мира порождается не непосредственно внешними воздействиями (в том числе и воздействиями «обратными»), а теми процессами, с помощью которых субъект вступает в практические контакты с предметным миром и которые поэтому необходимо подчиняются его независимым свойствам, связям отношениям [8]. Последнее означает, что «афферентатором», управляющим процессами деятельности, первично является сам предмет и лишь вторично – его образ как субъективный продукт деятельности, который фиксирует, стабилизирует, и несёт в себе её предметное содержание. Иначе говоря, осуществляется двойной переход: переход предмет – процесс деятельности и переход деятельность – её субъективный продукт. Но переход процесса в форму продукта происходит не только на полюсе субъекта. Ещё более явно он происходит на полюсе объёкта, трансформируемого человеческой деятельностью; в этом случае регулируемая психическим образом деятельность субъекта переходит в «покоящееся свойство» её объективного продукта [7].
На первый взгляд кажется, что представление о предметной природе психики относится только к сфере собственно познавательных процессов; что же касается сферы потребностей и эмоций, то на неё это представление не распространяется [8].
Это, однако, не так.
Взгляды на эмоционально-потребностную сферу как на сферу состояний и процессов, природа которых лежит в самом субъекте и которые лишь изменяют свои проявления под давлением внешних условий, основываются на смешении, по существу, разных категорий, на смешении, которое особенно даёт о себе знать в проблеме потребностей [].
В психологии потребностей нужно с самого начала исходить из следующего капитального различения: различения потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок деятельности и потребности как того, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде [8]. «Голод способен поднять животное на ноги, способен придать поискам более или менее страстный характер, но в нём нет никаких элементов, чтобы направить движение в ту или другую строну и видоизменять его сообразно требованиям местности и случайным встречам», - писал И.М.Сеченов. Именно в направляющей своей функции потребность и является предметом психологического познания [8]. В первом же случае потребность выступает лишь как состояние нужды организма, которое само по себе не способно вызвать никакой определённо направленной деятельности; её функция ограничивается активацией соответствующих биологических отправлений и общим возбуждением двигательной сферы, проявляющимся в ненаправленных поисковых движениях. Лишь в результате её «встречи» с отвечающим ей предметом она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность [7].