Теоретические основы социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 16:00, реферат

Описание работы

В данной работе рассматриваются различные теоретические подходы к профессионали¬зации на примере социальной работы, которая существует за рубежом не одно десяти¬летие, а в реестре службы занятости России появляется как новая профессия в 1991 году. Применение функционалистского, атрибутивного, критического и интерпретативного подходов позволяет очертить различные аспекты профессионализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы…………………………...6
1.1. История развития теории социальной работы …………………………….6
1.2. Теория социальной работы как самостоятельная научная дисциплина: концептуальные подходы к построению и развитию системы знаний………12
1.3. Социальная работа в разных моделях ее теоретического обоснования…23
1.4. Сущность и понятие социальной работы за рубежом……………………47

Глава 2. Профессионализация социальной работы в России с 1990 года…...50

2.1. Социальная работа и социальное окружение……………………………..50

2.2. Понятие атрибутивного подхода…………………………………………..58

2.3. Определение границ социальной работы………………………………….63

2.4. Социальная работа: неоднозначная профессия и государственная власть……………………………………………………………………………..76

Заключение………………………………………………………………………84
Список использованной литературы…………………………………………...86

Работа содержит 1 файл

Теоретические основы социальной работы.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

В экзистенциональном обосновании социальной работы акцент делается на особенностях восприятия клиентом отношения в системе  взаимодействия "субъект-объект-субъект". Осмысление и выводы об этих отношениях - главное в экзистенциальной теории модели социальной работы.

В этой связи  обычно рассматриваются: 1) правила  и роли внутри системы "субъект-объект-субъект"; 2) более широкие системы, в контексте  которых существует подсистема "субъект-объект-субъект" и которые оказывают на нее определенное влияние; 3) системы ценностей, в которые верит клиент; 4) как клиент борется со страхом, отсутствием безопасности; 5) связь всех связанных аспектов решения проблемы.

Экзистенциальная  модель теоретического обоснования  социальной работы исходит из того, что большинство эмоциональных проблем клиента возникает из четырех источников отчуждения: а) когда люди, которые значимы в глазах клиента, не признают его таковым; б) непоследовательность или обман в решении проблемы оценочных конфликтов; в) разочарование, хаос или потеря личных ценностей; г) потеря близких людей (их смерть, уход, измена и др.).

Главная цель экзистенциальной технологии влияния на клиента - помочь людям приобрести удовлетворительный стиль жизни, начать получать удовлетворение от жизни. При этом используются три возможных правила экзистенциальной терапии: во-первых, установка на изменение опыта, практической деятельности клиента; во-вторых, ориентировка на понимание личности клиента; в-третьих, личностная включенность, погружение социального работника в мир ценностей, чувств, отношений клиента.

Гуманистическая модель теоретического обоснования  социальной работы в значительной мере играет роль философско-гуманистической  базы экзистенциальной технологии оказания помощи нуждающимся, как впрочем, и всей практики социальной работы. В этой связи социальный работник должен исходить из самоценности индивидуального мира жизни клиента, признания его способностей многое решать самостоятельно, опираясь на личный духовный и практический опыт.

Процесс оказания помощи в рамках таких оснований  ведения социальной работы включает в себя: 1) обретение смысла существования, которое дает клиенту ощущение, что  его дела идут хорошо, жизнь изменяется по пути прогрессивного развития. При  этом необязательно заниматься постоянно самоизучением; 2) центрирование, акцентировка проблем, когда социальные работники показывают клиентам, что они готовы заняться их делами, доказывая это практически, начиная знакомиться с проблемами каждого из нуждающихся; 3) действие, когда социальный работник демонстрирует деятельную открытость, мобильность, а клиент видит, что поддержание безопасности, ее ощущение не всегда необходимо. Нужно просто заниматься делом, актуальным для жизни каждого из нас.

Существенно важно  и то, что у социального работника в данной ситуации не должно быть жестко заданной модели, каким следует быть клиенту или обществу, среде, которая его окружает, а следовательно, нет диагнозов или прогнозов, основанных на этих идеальных представлениях, Цель же работы соционома видится в том, чтобы воодушевить клиента, понять реальные возможности его жизни, активно включиться в их реализацию.

Конечно, при  всей универсальности таких экзистенциально-гуманистических  подходов к оказанию помощи нуждающимся  их нельзя одинаково конкретно использовать во всех формах организации социальной работы, Во-первых, это разные формы социальной помощи, которые существуют нередко по разному поводу, решают неодинаковые проблемы. Во-вторых, следует учитывать ведомственную разобщенность учреждений социальной работы, препятствующую массовой унификации. Кроме того, мы имеем дело всякий раз с различными людьми и разной сферой их обитания.

Наконец, гуманистической  модели обоснования социальной работы чужд подход, когда требуется навязывать кому-то определенную модель, стандарт действия. В этом смысле социальный работник, опирающийся на рассматриваемые модели социальной работы, свободен в выборе форм и средств воздействия на клиента, сотрудничества с ним [48, 49].

Весьма важны  ролевая и коммуникативная модели теоретического обоснования социальной работы, тяготеющие к комплексности.

В рамках данного  подхода к теоретическому обоснованию  социальной работы относятся некоторые  компоненты социологического знания, что придает им психолого-социологический характер. Однако логика обоснования целесообразной деятельности социальных работников здесь базируется преимущественно все-таки на психологическом знании. Прежде всего выясняется, как понимается роль личности, а она чаще всего трактуется преимущественно в психологическом и социально-психологическом плане.

Представления о личностных ролях в теориях  социальной работы предполагают, что  люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводящимися индивидуально-личностным сознанием. Они обычно касаются вопроса о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а также того, как каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни.

Следует учитывать и тот факт, что в исходном плане ролевая теория соотносится со структурно-функциональным подходом в социологии, хотя технологически реализуется в контексте психологического и социально-психологического развития. Она исходит из того, что люди занимают определенное положение в социальной структуре (структурах) общества, имея известное место, позицию, которая связана с выполнением характерных для нее ролей (роли).

В этом смысле роль представляет собой набор определенных ожиданий или видов поведения, связанных с положением субъекта жизнедеятельности. Данное положение подразумевает и то, что роли всегда следует рассматривать в контексте отношений, реализующихся в различных видах коммуникации. Роли могут возникать из наших собственных или чьих-то других ожиданий, представлений о должном или желаемом. Они могут быть и приписаны человеку как результат некоторых обстоятельств (случается быть больным, инвалидом, консультантом и др.), а также достигнуты человеком или предписаны ему системой правовых, социально-культурных и моральных норм.

Ролевые конфликты  и проблемы обычно возникают, когда  одна роль несовместима с другой или  в чем-то существенно противоречит ей. Возможны и внутриролевые конфликты, что случается тогда, когда различные  роли, выполняемые одним лицом, являются несовместимыми или плохо совмещающимися. Интро-ролевой конфликт имеет место в том случае, если ожидания различных людей по поводу одной и той же роли не согласуются. А ролевая неоднозначность появляется, когда существует неопределенность по поводу того, что конкретная роль влечет за собой.

Такого рода социально-психологические аномалии затрудняют коммуникации, определяют характер проблем, на решение которых  ориентированы как раз ролевая  и коммуникативная модели социальной работы. В этой связи они учитывают как существенно важное и то, в каких обстоятельствах осуществляется коммуникация, взаимодействуют люди, исполняющие те или иные роли. Главной проблемой в этой связи рассматривается следование определенным ролям и отклонениям от него в различных и сходных социально-психологических ситуациях. На этой основе обычно разрабатываются оптимальные для них технологии социальной работы [50, 51].

Коммуникативная модель обоснования социальной работы помимо ролевых проблем учитывает  специфику средств коммуникации, облегчающих или затрудняющих общение, а также различия разных схем, характера поведения людей в процессе коммуникации. В этой связи в круг внимания теоретиков социальной работы попадают язык и речь, искусство и наука, религия и мораль, право и философия, мифы и символы реальности.

В данном своем  качестве коммуникативная модель социальной работы предполагает полезную связь  с другими теориями социальной работы и технологиями ее реализации. Наиболее существенное же в данном подходе  к обоснованию теории социальной работы заключается в рассмотрении коммуникативного потенциала личности и условий реализации коммуникаций.

Теория коммуникации, как известно, была разработана вне  проблематики социальной работы. Сегодня  мы имеем дело лишь с ее использованием для оптимизации теории и практики организации социальной помощи людям. При этом помощь оказывается и в области поддержки способностей людей к коммуникации, т.е. коммуникация выступает не только как средство обеспечения социальной поддержки, но и как благо, жизненная ценность, осуществление жизни.

Весьма показательны в рассматриваемом плане задача - о р ие н т и р о в а н н а я и к р и з и с- и н т е р в е н т н а я модели теоретического обоснования социальной работы.

Две названные  и также довольно близкие друг другу модели обоснования социальной работы для отечественной традиции являются достаточно новыми. По крайней мерс в таком терминологическом контексте в трудах по проблемам социальной работы они в нашей стране не интерпретировались.

Общность и  сходство этих теоретических подходов к социальной работе заключается прежде всего в том, что оба они ориентируют на кратковременное, относительно фрагментарное вмешательство соционома в процесс решения клиентом его проблем, хотя эти вмешательства и могут при необходмости соединяться в серии. Организационно за рубежом такие вмешательства часто основываются на контрактах, соглашениях между клиентом и социальным работником.

Кризис-интервентный подход основан в главном на психодинамической  концепции и эгопсихологии. В  свою очередь индивидуальная задача-ориентированная работа не признает какую-либо специфическую или социологическую основу для технологии, методов своего осуществления. Она полностью опирается на оперативный прагматический подход, который распространился в силу неудовлетворенности долгосрочной стационарной психодинамической помощью, индивидуальнопсихологической поддержкой личности в ряде индустриально развитых стран.

Кризисное вмешательство  социального работника обосновывается как его целесообразное действие, которое прерывает серию событий жизни клиента, усугубляющих либо ведущих к кризису, нарушению нормальной жизни людей. В свою очередь задача-ориентированная работа обосновывается как деятельность, сосредоточенная на определенных категориях проблем.

Обе модели пытаются улучшить способность людей иметь дело с их проблемами и жизни, разрешать их оптимальным образом. Кризисное вмешательство опирается на теорию происхождения трудностей и различных жизненных условиях. А задача-ориентированная модель берет проблемы как таковые, чтобы решать их в актуальном плане чисто прагматически.

Кризисное вмешательство  использует практические задачи для  помощи людям в целях снова  приспособиться к жизни, но важным аспектом его является учет эмоциональных  реакций людей на кризис и долгосрочные изменения в их способностях справляться с ежедневными проблемами. В то же время задача-ориентированная модель фокусирует внимание на проявлении клиентом себя в решении практических задач, которые решают какие-то частные проблемы, в том числе эмоциональные [52, 53]. В целом ряде аспектов эти модели взаимодействуют с бихевиористской, дополняя и оптимизируя ее.

Бихевиористский подход в теоретическом обосновании  социальной работы достаточно давно  известен и активно разрабатывается, но главным образом он известен и научном контексте отечественной психологии. Однако в качестве основы социальной работы как относительно самостоятельного вида общественной деятельности он не получил здесь широкого распространения. За рубежом такой подход к концептуальному обоснованию социальной работы вытекает из работ психологов-экспериментаторов бихевиористского направления [54, 55] и активно используется.

В принципе бихевиористская  социальная работа основывается на обучающей  теории, которая в отличие от психодинамической  сосредотачивает внимание на наблюдаемом поведении. При этом считается, что неразумно использовать скрытые мысли или предположения о структурах ума, так как они не могут быть независимо или объективно проверены.

Бихевиористская социальная работа нередко основывается на схемах единичных экспериментов, построенных с учетом классического принципа: "стимул - реакция". При этом за тщательным определением желаемых видов поведения обычно следует спланированная оценкаизмерение (как часто оно встречается в период и в рамках "основного направления"). Затем следует вмешательство. Вместе с ним и вслед за ним измеряются также отдельные случаи такого поведения.

В этой связи  предполагается учет ответной обусловленности, определяющей реакцию клиента на различные стимулы. И как только получен ответ человека на стимул, его поведение корректируется. При этом используется как прямое воздействие социального работника, так и влияние через использование новых значимых стимулов.

В рамках данной модели теоретического обоснования  социальной работы встречаются весьма серьезные проблемы. В частности, тогда, когда соционом имеет дело с немотивированным, необусловленным поведением клиентов. В данном случае оказывается трудно или вовсе невозможно найти решение их проблем в контексте бихевиористского подхода.

Кроме того данная модель теоретического обоснования  социальной работы серьезно критикуется  за сугубо позитивистскую практику осмысления проблем клиента, а также технологий их решения. Очевидно, что она требует  своего обновления.

Социолого-ориентированные теории

Перейдем к  рассмотрению некоторых социолого-ориентированных  моделей теории социальной работы. Среди них наиболее отчетливо  обнаруживают себя, во-первых, те, что  формируются на базе теории социальных систем, а во-вторых, те, что опираются на радикальномарксистские подходы. В этой связи охарактеризуем наиболее существенное в их специфике, подчеркнув то обстоятельство, что эти концепции составляют основу так называемой структурной социальной работы.

Информация о работе Теоретические основы социальной работы