Теоретические основы социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 16:00, реферат

Описание работы

В данной работе рассматриваются различные теоретические подходы к профессионали¬зации на примере социальной работы, которая существует за рубежом не одно десяти¬летие, а в реестре службы занятости России появляется как новая профессия в 1991 году. Применение функционалистского, атрибутивного, критического и интерпретативного подходов позволяет очертить различные аспекты профессионализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы…………………………...6
1.1. История развития теории социальной работы …………………………….6
1.2. Теория социальной работы как самостоятельная научная дисциплина: концептуальные подходы к построению и развитию системы знаний………12
1.3. Социальная работа в разных моделях ее теоретического обоснования…23
1.4. Сущность и понятие социальной работы за рубежом……………………47

Глава 2. Профессионализация социальной работы в России с 1990 года…...50

2.1. Социальная работа и социальное окружение……………………………..50

2.2. Понятие атрибутивного подхода…………………………………………..58

2.3. Определение границ социальной работы………………………………….63

2.4. Социальная работа: неоднозначная профессия и государственная власть……………………………………………………………………………..76

Заключение………………………………………………………………………84
Список использованной литературы…………………………………………...86

Работа содержит 1 файл

Теоретические основы социальной работы.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

Другой способ описать  специфику социальной работы по отношению  к благотворительности, религиозной и светской, - это определить деятельность социальных работников как "профессиональную" ; 5}. Именно слово "профессионализм" и является ключевым при определении сути социальной работы ее элитой. В современном

понимании используя  термин "профессия", указывают на некий круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Кроме того, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие "правильные" способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманными (в англоязычной литературе - Gearing Professions). Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи "инженерии" человеческих отношений, но в любом случае все имеет конечную цель, определяемую интересами клиента •;(:}. Знания, умения, понятия и нормы профессиональной деятельности передаются от поколения к поколению через систему профессиональной подготовки. Причем особое внимание уделяется выработке практических навыков, а также передаче профессиональных традиций непосредственно от опытных специалистов к новичкам. Такой тип отношений был характерен для средневековых мастеров и подмастерий.

Личность специалиста  и ее профессионально значимые качества формируются в процессе многоступенчатого  отбора, под непрерывным давлением профессионального сообщества как группы людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. Жизнеспособность профессий связана прежде всего с тем, что они обеспечивают эффективный способ решения специфических задач в условиях ограниченных ресурсов Для индивида принадлежность к определенной профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с другой - являет собою некий достаточно объективный критерий личных достижений. Далее, профессиональная организация означает, что сами специалисты осуществляют в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это дает основания рассматривать профессиональные знания как своего рода собственность 5 ; И наконец, нужно отметить, что каждая профессия старается четко ограничить круг вопросов, относящихся к компетенции специалиста, и в этом смысле создает нечто типа шор, сужающих его поле зрения.

Исторически первыми  профессионалами были отдельные  независимые специалисты или  их свободные ассоциации, получающие вознаграждение непосредственно от своих клиентов. Современное государство  постепенно колонизировало их, превратив многих профессионалов в государственных служащих. Однако профессиям удалось и в этих условиях сохранить многие специфические характеристики.

Зачатки социальной работы как профессии появились чуть более столетия назад, когда некоторые  благотворительные организации начали поиск новых моделей систематической работы со своими подопечными. До этого господствовал принцип разделения бедных и нуждающихся на "достойных" и "недостойных", то есть на тех, кому следует помогать, и тех, кто сам виноват, что оказался в трудном положении. Новый взгляд для начала перевел помогающих на сторону бедных, всех бедных. В результате в XIX веке новые христианские "миссионеры" пришли к бедным в городские трущобы и даже начали селиться в них.

Понятие "социальный работник" вошло в обиход в конце XIX - начале XX века. Но как самостоятельная профессия и академическая дисциплина социальная работа вполне утвердила себя лишь после Второй мировой войны. Идеи New Deal в Соединенных Штатах 30-х, государства всеобщего благоденствия (Welfare State) в Западной Европе 40-х, стали выражением признания права каждого человека - уже потому только, что он человек, иметь некий минимум достойного существования и превратили государство в гарант реализации этого права. Однако вскоре выяснилось, что для претворения подобной идеи в жизнь недостаточно хороших законов и соответствующих материальных ресурсов. Нужна также специальная система индивидуализированной помощи тем людям, которые по тем или иным причинам не вписываются в современное общество, оказываются за бортом. Правительственным циркуляром и государственным ассигнованиям на социальные нужды предстояло найти конкретного адресата, они должны были быть тонко подогнаны к запросам живых людей, а иногда существенно пересмотрены в свете практики. Эту-то функцию и взяли на себя социальные работники.

Характер профессиональной деятельности требует от социального  работника знакомства с широким  кругом вопросов, начиная с организации  системы социального обеспечения  в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, то есть предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с "клиентами". Ядром социальной работы, получившей распространение на Западе, стал наработанный и обобщенный метод "работы с каждым конкретным случаем", впитавший в себя, с одной стороны, элементы разных научных дисциплин, в частности психотерапии, а с другой - опыт оказания помощи индивидам и семьям в кризисных ситуациях ; S;. Выбор форм действия вытекает здесь из определенной интерпретации целей и задач социальной работы. При этом основное внимание уделяется динамике данного общества, реакциям людей на жизненные трудности и особенностям взаимодействия индивидов со своим социальным окружением. Поскольку сфера деятельности социального работника обширна и не всегда может быть четко очерчена, подготовка будущих специалистов в этой области включает помимо академического компонента обязательную практику под руководством опытного наставника. Важное значение придается также формированию индивидуально-психологических черт, отвечающих требованиям профессии, а также выработке профессиональных навыков, среди которых можно назвать умение устанавливать контакты, вести переговоры, защищать интересы клиентов, сотрудничать с представителями смежных профессий, выступать формальным и неформальным лидером.

Идея "профессионализма", задающая соответствующую модель и  стандарт поведения, оказала огромное влияние на всю организацию социальной работы - от низовой до глобальной, поскольку  создала то идейное единство, которое характеризует профессиональную группу как некое "воображаемое сообщество" ( ;. Несмотря на разнообразие сфер специализации (разные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), во всех областях социальной работы определились некие общие особенности, которые позволяют считать этот род деятельности единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.

Развитие современного общества с присущими ему тенденциями  к атомизации фрагментаризации и маргинализации порождает все более отчетливую потребность в специализированной деятельности по решению разнообразных "социальных проблем". Социальная работа как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем и к подготовке будущих специалистов является своеобразным ответом на подобный запрос. Вместе с тем социальной работе присущи и некоторые особенности, обуславливающие противоречивость ее статуса. Сам характер тех проблем, с которыми она имеет дело, не позволяет предложить однозначных методов их эффективного решения. Любые же просчеты здесь особо заметны. Часто социальных работников превращают в козлов отпущения, на которых удобно сваливать вину семьи, общества и государства. Молодость профессии объясняет сравнительную непрочность ее позиций в академическом и административном мире. Попытки социальных работников найти объективные и научные способы решения человеческих проблем часто вызывают недоверие, ибо данная сфера рассматривается как личностная и бытовая. То, что социальная работа активно вторгается в традиционную сферу личной жизни, предлагая свой "профессионализм" как частичную замену неформальных межличностных контактов вроде родственной поддержки или дружеского совета, нередко также вызывает враждебную реакцию и раздражение. Обыденное сознание сопротивляется внедрению "научного подхода" в личную жизнь. А представители академической науки, наоборот, часто отказывают социальной работе в праве считаться полноценной научной дисциплиной из-за отсутствия автономной и должным образом развитой теоретической базы. Для многих это интуитивное искусство, а не наука, которую можно постичь.

Однако главная причина  неоднозначности и противоречивости социальной работы как профессии  кроется в ее глубокой зависимости  от современного государства, в ее своеобразных симбиотических отношениях с ним. Многие социальные работники служат в различных государственных учреждениях, цели которых не всегда совпадают с ценностями профессии. Именно со стороны социальных работников порой исходит наиболее острая критика в адрес государственной политики. Идея государственной системы социального обеспечения чаще всего базируется лишь на признании равных прав каждого гражданина (или человека) на минимум благ и в этом смысле является универсалистской. В реальной же деятельности социальные работники исходят из признания многообразия индивидуальных потребностей. Позиция социальных работников как специалистов-профессионалов предполагает объективность и беспристрастность, однако, по роду деятельности постоянно сталкиваясь с человеческими страданиями, они редко остаются безучастными зрителями. Выступая часто от имени государства, они представляют центральную деперсонализированную власть, но при этом берут на себя и функцию выразителей интересов и защитников прав наименее защищенных слоев населения. Таким образом, профессия ловко раздваивается, становясь похожей на двуликого Януса.

Начиная с 60-х годов  на Западе появилось немало представителей нового интеллектуального направления  мысли, которые выступают с особо  резкой критикой современных капитализма и государства. Они часто изображают социальную работу прислужницей эксплуататорского строя, которой поручен контроль за маргиналами. В таком понимании роль социального работника оказывается сродни роли полицейского или тюремного надзирателя, задача которых - сохранение господствующего порядка. Самым влиятельным представителем этого направления мысли стал в настоящее время Фуко. Продолжая линию, начатую Маркузе в 60-х годах и еще раньше Гофманом И у;, Фуко заключил, что последние два столетия характеризовались беспрецедентным укреплением государственного аппарата, превращением его в ведущий механизм контроля за поведением людей, "которые огосударствляются" Г! у. Подобная интерпретация при всей своей научной значимости" превращает социальную работу просто в одно из щупалец гигантского спрута, именуемого "государством". На самом деле все гораздо сложнее. Социальные работники никогда не были лишь послушными исполнителями воли государства. Их профессиональные союзы, в отличие от других профсоюзов, часто берут на себя защиту интересов не только своих членов, но и своих "клиентов". Социальные работники действительно выполняют функцию "мягкого" контроля за маргинализированными слоями населения, но одновременно выступают как их защитники, их рупор, а порой даже как прямые организаторы их активной борьбы за свои права. Более того, в современных условиях, когда в погоне за сенсацией средства массовой информации часто искажают суть социальных проблем, именно социальные работники оказываются владельцами более достоверной информации о масштабах социальных бедствий, маргинализации, неравенстве, угнетении, отчаянии. Эти знания потенциально обладают радикализирующей силой.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В условиях хронической  административной и финансовой нестабильности современного государства и всех его структур будущее социальной работы, ее жизнеспособность как особой профессии и научной дисциплины зависят от способности отстаивать право на собственное видение проблем, на организационную самостоятельность, на общественное финансирование, на специфическую функцию в обществе и на специфическую подготовку кадров. В условиях постоянного государственного давления «сверху», часто при безразличии или даже враждебности общества в целом, раз за разом возникает вопрос о выживании социальной работы как профессии. С учетом этого представляется особенно важным определить основополагающее принципы и указать место социальной работы в общекультурном контексте.

Выводы:

Функционалистский, атрибутивный и критический подходы, которые обсуждались выше, не являются изолированными друг от друга теоретическими перспективами. Напротив, каждая из них проливает свет на тот или иной аспект проблемы профессиональной идентичности специалиста по социальной работе. Лишь в том случае, когда они применяются вместе, эти подходы могут позволить многостороннее видение социального процесса, посредством которого общество начинает определять данный вид занятий как профессию, а представители этого рода деятельности относят себя к группе профессионалов. Стабильное состояние профессионализма для некоего вида занятий достигается постепенно, лишь после того, как сформированы системы соответствующего образования, лицензирования, учреждены ассоциации и журналы, принят этический кодекс. Тем не менее в условиях растущей неопределенности классический ландшафт зафиксированных профессиональных идентичностей сталкивается с новой ситуацией, артикулированной критическим подходом и концепцией «рефлексивного практика» . Эти аналитические перспективы привлекают наше внимание к чертам ригидности и консерватизма, практикам власти и исключения, реализация которых сопутствует конституированию профессии. В таком контексте профессионализация есть процесс успешного соревнования за символические и утилитарные ресурсы между сходными или пересекающимися видами занятий.

В России сегодня мы не можем требовать от социальных работников, чтобы они немедленно стали такими, как хотят того теоретики. В то же время можно предложить, что  наиболее подходящей моделью профессионализма для практиков социальной работы в России выступает та, что делает акцент на важности обучающего опыта как средства достижения и оттачивания профессиональной компетентности. Модель рефлексивного практика необходима там, где «проблемы равенства, соблюдения прав и нон-дискриминаций приобретают величайшую важность». Такой тип профессионализма, доказавший свою адекватность задачам социальной работы во всем мире, предполагает комбинацию теоретического и практического знания, профессиональных ценностей, когнитивной и поведенческой компетентности в специфических ситуациях, требующих достижения взаимопонимания и договоренности. А необходимость партнерских отношений между образованием и практикой, как и между разными секторами социальной работы и других помогающих человеку профессий, сегодня уже никому не нужно доказывать.

 

Список использованной литературы

  1. Peine M. Modern social work theory. L., 1992.
  2. Боханов А.И. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1999.
  3. Боханов А.И. Крупная буржуазия России (конец XIX-1914 г.). М., 1992.
  4. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 2001.
  5. Растов Ю.Е. Труд на общественных началах как социальное явление. Барнаул, 1999.
  6. Григорьев С.И. Социальный смысл безвозмездной деятельности советского студенчества. Барнаул, 1992.
  7. Баранов Б Д. Социальное значение развития труда на общественных началах в период строительства коммунизма. Саратов, 1997.
  8. Gilligan С. In a different voice: Psyshological theory and women's development. Cambridge. 1992.
  9. Goldstein E.G. Ego psychology and social work practice, N.Y., 1984.
  10. Поддерживающие системы и взаимопомощь: Полидисциплинарные исследования / Под ред. Дж. Каплан, М. Киллелся. Нью-Йорк, 1996.
  11. Strean Н.S. Introduction // Social casework: Theories in action. N.Y., 2001.
  12. Strean H.S. Psychoanalytic theory and social work practice. N.Y., 1999.
  13. Ego psychology and dynamic casework / Ed. J.P. Howard. N.Y., 1957.
  14. Forder A. Social work and systems theory // Brit. J. Social Work. 1976. N 6(1).
  15. Whittaker J.K. Social treatment: An approach to interpersonal helping. Chicago, 1974; Carbarino J. Social support nаtworks: Informal helping in the human services N. Y., 2003.
  16. 20. Cangrade K.D. Western social work and the Indian world // Intern. Social Work. 1999. N 13 (3).
  17. Гайслер Г. Социальное обеспечение и развитие Африки // Прикл. соц. исслед. 2000 № 2 (2).
  18. Leonard P. Towards a paradigm for radikal practice // Radikal social work / Ed. R Bailey and N. Braik. L., 1995.
  19. Перреп А. Человеческие качества. М., 2003.
  20. Тараткевич М.В. Человек и его потребности. Минск, 1999.
  21. Социальные ресурсы и социальная политика / Под ред. Г.Г. Шаталина, В.Г. Гребенникова. М., 2002.
  22. Леннеер-Аксельсон Б. Голоса мужчин. Барнаул, 2003. Ч. 1,2.
  23. Кернер Г.. Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 2001.
  24. Bocock R. Psychoanalysis and social theory // Social work and the legacy of Freud: Psychoanalysis and its uses / Ed. G. Pearson. L., 1998.
  25. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Л., 2002.
  26. Франка В. Человек в поисках смысла. М., 2001.
  27. Freedberg S. Religion, profession and politics: Bertha Capen Reynolds challenge to social work // Smith College Stud. Social Work. 1996. N 56(2).
  28. Dominelli L. Anti-racist social work. L., 1998.
  29. Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М., 2001.
  30. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 1993. Т. 1-2.
  31. Григорьев С.И. Социология и социальная работа. Барнаул, 2001.
  32. Сведнер X. Об организации социальной работы в системе обучения социологов в Швеции // Социальная работа: Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М., 1992.
  33. Swedner H. People's wellfare and investigation of problems of life-provision. N.Y.. 1999.
  34. Goldstein H. Cognitive theory and social work practice revisited //Social Service Rev. 1999. N 58(3).
  35. Goldstein H. Social learning and change: A cognitive approach to human services. Columbia. 1999.
  36. Goldstein H. Cognitive approaches to direct practice // Social Service Rev. 1999. N. 56(4).
  37. Фрейд З. Я и оно. Л., 1994.
  38. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1995.
  39. Юнг К. Психологические типы. М., 2004.
  40. Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1991. 45. Леннеер-Аксельсон Б. Голоса мужчин, Барнаул, 1993. Ч. 1,2.
  41. Rogers C.R. Client-centred therapy: Its current practice, implications and theory. L., 1991.
  42. Rogers C.R., Strauss M. Rerson to person: The problem of being human. I., 1967. 48 Davis L.U. Role theory // Social work treatment: Interlocking theoretical approaches / Ed. F.J. Turner. N.Y., 1999.
  43. Dominelli L., McLeod E. Feminist social work. L, 1999.
  44. Hutten J.M. Short-term contracts in social work. L., 1997.
  45. Hugman R. The private and the public in personal models of social work: A responce to O'Connor and Dalgleish // Brit. J. Social. Work. 1997. N. 17(1).
  46. Hadson B. Behaviourist community social work with schizophrenic people // Ibid. 1998. N. 8(2).
  47. Hadson B. Behaviourist social work. L., 1996.
  48. Social work, welfare and the state / Ed. P.N. and R.M. Satyamuni. L.. 1999.
  49. Бочаров В.Г. Личность - семья - общими становятся центром системы социальных служб // Социальная работа. 2002. № 1.
  50. Басов A.В. К вопросу о предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 1993. Т. 1/2.
  51. Григорьеа С.И. Социальная работа в России в 90-е годы: Содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения // Проблемы семьи и детства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной и др. М., 1992. Ч. 1/2.
  52. Основы социологического знания: Учеб. пособие / Под ред. С.И. Григорьева. Барнаул, 1999. Ч. 1.
  53. Тимирязев К.Л. Витализм и паука // Соч. М., 1998. Т. 5.
  54. Геккель Э. Мировые загадки. М., 1997.
  55. Дриш Г. Витализм, его история и система. М., 1995.

Информация о работе Теоретические основы социальной работы