Темперамерт виды темперамента. Взаимосвязь характера и темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:26, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле обычно говорят о чертах, характерных для данного человека. Но в психологии слово «характер» имеет более узкий и определенный смысл. Не всякую индивидуальную особенность человека называют чертой характера. Например, такие индивидуальные психические особенности, как острота зрения и слуха, скорость и длительность запоминания, глубина ума, не являются свойствами характера.

Содержание

1. Понятие о характере

1.1. Черты характера и отношения личности

1.2. Из истории учений о характере

1.3. Черты характера как побуждения

Глава 2. Структура характера и симптомокомплексы его свойств

2.1. Системы свойств характера

2.2. Структурные свойства характера

Глава 3. Формирование характера

3.1. Наследственность и характер

3.2. Закономерности формирования характера

3.3. Характер и темперамент

3.4. Характер и деятельность

3.5. Роль подражания в формировании характера

3.6. Характер и фиксированная установка

3.7. Роль конфликтных ситуаций в формировании характера

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

псих характ.docx

— 33.71 Кб (Скачать)

2.2. Структурные свойства  характера 

Центральные, стержневые отношения личности, поскольку они  определяются общественными отношениями, всегда социально-типичны. Так, центральными, стержневыми отношениями личности являются отношения к людям и  коллективу. Поскольку взаимная связь  свойства характера определяется взаимной связью отношений личности, то, несмотря на индивидуальное своеобразие и  неповторимость свойств каждого  отдельного характера, в основе структуры  характера всегда лежат социально-типичные стержневые отношения личности. 

Из закономерностей  структуры характера вытекают важные педагогические следствия. Совершенно неосуществимы такие планы и  программы воспитательной работы, которые  ставят задачу преодоления отдельных  недостатков характера, например грубости, лживости, и воспитание отдельных  положительных свойств, например вежливости или правдивости. Нельзя бороться с  грубостью и воспитывать вежливость, если мы одновременно не воспитываем  правильного отношения к людям. Воспитывать можно только целую  систему взаимосвязанных свойств. При этом одно из важнейших условий  воспитания такой системы свойств  – формирование центрального, стержневого  отношения личности.  

Целостность характера, однако, не абсолютна. Абсолютная целостность  характера была бы возможна только в том случае, если бы одно центральное, стержневое отношение личности полностью  и без остатка определяло все  остальные отношения. Это, однако, невозможно, так как в самой объективной  действительности существуют противоречия. Существуют противоречия между различными требованиями, которые предъявляет к человеку труд, возникают так называемые ролевые конфликты. А так как отношения личности – это отражение общественных отношений, то существуют противоречия и между отношениями личности  между обусловленными ими свойствами характера. 

Степень целостности  характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным  и менее целостным, противоречивым характером. Так как свойства характера  проявляются в индивидуально-своеобразных способах действия, то в результате противоречий в характере неминуемо  возникают противоречия в действиях  и поступках, извращенность поведения, нарушения социально-нравственных норм. Так, в одном исследовании было показано, что источником несдержанности, необузданности, антисоциальных действий часто оказываются противоречия между стремлением к сближению  с детским коллективом, стремлением  ребенка к положительной оценке учителей и товарищей и чрезмерно  высоким мнением  о себе самом, повышенной самооценкой. Естественно, что в таких случаях основной путь борьбы с недостатками поведения  – преодоление противоречий в  характере ученика. 

Структура характера  определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и такими свойствами, которые присущи характеру как  целому. К числу структурных свойств  характера, во-первых, относится степень  их глубины. Более глубокими свойствами характера мы называем те, которые  определяются центральными, стержневыми  отношениями личности и потому связаны  с очень широкой системой других свойств. Благодаря различиям в  степени глубины свойств характера  характеристика человека не может быть сведена к перечню всех симптомокомплексов, т.е. систем взаимно связанных свойств  характера, как это упрощенно  представляют некоторые зарубежные психологи. Характеристика человека требует  расположения этих симптомокомплексов в глубину, выделения более поверхностных  систем. 

Во-вторых, к числу  структурных свойств характера  относится активность, или сила, характера. Активность характера определяется степенью противодействия внешним  обстоятельствам. В этом отношении  мы различаем людей с сильным  и со слабым характером. 

В-третьих, в структурное  свойство характера входит степень  его устойчивости или изменчивости. И устойчивость и изменчивость характера  – необходимые условия приспособительной  деятельности. Если бы каждый раз при  изменении внешней обстановки иным становился и характер, тогда поведение  превратилось бы в чисто пассивный  отклик, реакцию на внешнюю обстановку, поведение было бы всецело пассивно-приспособительным. Поведение животных потому и является более пассивным, чем поведение  человека, что потребности животных легко изменяются в зависимости  от состояния организма  и внешних  условий. Деятельность человека активна  потому, что свойства характера продолжают направлять поведение в самых  разнообразных обстоятельствах  жизни, вопреки противодействующим условиям. Животное, насытившись, перестает  искать пищу, встретив опасность, бежит  от нее. Между тем трудолюбие, если это устойчивое свойство характера, проявляется даже тогда, когда работа однообразная, когда работу не умеют оценить. Именно поэтому человек не является рабом внешних обстоятельств. Он не только зависит от них, но и сам их создает. 

Вместе с тем  не менее необходимое условие  существования личности – определенная степень пластичности характера. Пластичность (изменчивость) характера имеет двоякое  значение. Во-первых, она точно так  же, как устойчивость, условие активного  воздействия  на среду. Для того чтобы  действия и поступки были целесообразны, полезны, необходимо, чтобы они соответствовали  изменяющимся внешним условиям. Но это возможно только тогда, когда  свойства характера, определяющие индивидуально-своеобразные способы действия, сами в какой-то степени будут изменяться под  влиянием внешних условий. Если человек, ставший учителем, не в состоянии  был бы избавиться от присущей ему  уступчивости, покладистости, робости, то, благодаря своему характеру, он был бы плохим учителем. В действительности же такой обреченности характера  не существует. Во-вторых, пластичность характера – необходимое условие  его развития и воспитания. Только потому, что он в определенной степени  пластичен. Степень устойчивости и  пластичности также индивидуально-своеобразна  и представляет собой свойство структуры  характера в целом. 

Структурные свойства характера взаимосвязаны. Более  глубокие свойства вместе с тем и  более активны и более устойчивы. Наоборот, более поверхностные свойства менее активны и более пластичны. 

Так как сила и  устойчивость свойств характера  зависят от того, являются ли они  стержневыми, центральными, то они в  известной степени определяются содержанием отношений личности. Однако активность и устойчивость свойств  характера относительно независимы от содержания отношений личности и  имеют формальный характер. Устойчивость характера зависит от темперамента и потому относительно независима от содержания жизни личности. Наибольшей устойчивостью свойств характера  отличается флегматический темперамент. Поэтому сила и устойчивость свойств  характера, сами по себе взятые, еще  не говорят о том,  в дурную или в хорошую сторону развитие характера. 
 

Глава 3. Формирование характера 

  

3.1. Наследственность  и характер 

Психологи, стоящие  на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие тем, что люди неодинаковы от природы по своим  наследственным свойствам. Эти психологи  считают многие или все свойства характера наследственными и  потому не отличают их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон).  В действительности, однако, наследственные свойства организма  только одно из условий происхождения  свойства характера. Определяются же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными  закономерностями.  

Наследственное происхождение  свойств характера убедительно  отвергается при изучении однояйцевых  близнецов. Наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые  были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному  положению, материальному и культурному  уровню. По свойствам темперамента такие близнецы очень сходны. Между  тем по свойствам характера они  отличаются, и чем старше, тем  в большей степени. Следовательно, даже при совершенно одинаковых наследственных свойствах организма у людей, развивающихся и воспитывавшихся  в разных социальных условиях, образуются разные свойства характера. Люди не рождаются  правдивыми или лживыми, лентяями или  прилежными, добрыми или злыми  – люди становятся такими.  Зависимость  характера от прижизненных условий  подтверждается и его физиологической  основой – условнорефлекторными функциональными состояниями, образующимися  благодаря определенной системе  внешних воздействий. 
 

3.2. Закономерности  формирования характера 

Каждое свойство характера обусловлено отношениями  личности. Но отношения личности сами, в свою очередь, определяются общественными  отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с совершенно одинаковыми наследственными свойствами в семьях различного социального  положения приобретают различные  свойства характера. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда  или обеспеченность, безработица  или уверенность в будущем, угнетение  или социальное равенство – все  это накладывает глубокий отпечаток  не только на социально-типичные свойства личности, но и на образование индивидуальных свойств характера. В условиях весьма сложной опосредствованной зависимости  от общественных отношений складываются межличностные отношения в семье, детском и трудовом коллективах  – отношения симпатия, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, наоборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперничества, антагонизма. Они оказывают  значительное влияние на формирование существенно важных черт человека. Специфические свойства характера  развиваются в семье, где все  заботы сосредоточены на одном-единственном ребенке, и в многодетной семье, у детей-погодков или у детей  с большой разницей лет, в семьях с постоянными конфликтами между  родителями и в дружных семьях. Точно так же и межличностные  отношения в детском саду и  в школе формирую целый ряд  специфических свойств характера.  Даже в зрелом возрасте обнаруживаются заметные сдвиги в свойствах характера, когда человек попадает из одного трудового коллектива в другой, с резко отличающимися межличностными отношениями. 

Известно, что нервные  процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложившиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы  и гораздо труднее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились  в более позднем возрасте. Основываясь  на таком явлении, некоторые американские психологи утверждают, что свойства личности предопределены на всю жизнь  отношениями, которые сложились  в раннем детстве в зависимости  от удовлетворения и неудовлетворения влечений ребенка. В действительности, однако, глубина, устойчивость и постоянство  свойств характера в большой  степени зависят также от степени  сознательности тех отношений личности, которыми эти свойства определяются.  

Если добросовестность и трудолюбие сложились у человека не стихийно и соответствуют его  сознательным взглядам и убеждениям, тогда они проявляются в любых  наиболее трудных и критических  обстоятельствах. Поэтому юношеский  возраст, когда становление сознательных взглядов убеждений протекает особенно отчетливо, есть вместе с тем период резких сдвигов в характере, период второго рождения характера. 

Общественные и  межличностные отношения в социальной группе сходны для всех членов данного  общества или данной группы. Поэтому  и обусловленные ими отношения  личности социально-типичны. Каким  же образом в результате одинаковых социальных условий возникают неповторимые индивидуально-своеобразные свойства характера? Почему даже в одной и  той же семье дети отличаются по характеру? Объясняется это тем, что одно и то же отношение личности может осуществляться в совершенно различных индивидуальных действиях. Например, добросовестное отношение  к труду у одного человека выражается в том, что он работает порывисто, страстно, другой – размеренно, спокойно. 

В каких именно индивидуально-своеобразных способах действия выразится отношение  личности, зависит от врожденных особенностей нервной системы и приобретенных  индивидуальных особенностей психики. Поэтому одни и те же социальные условия и обусловленные ими  социально-типичные отношения личности определяют совершенно разные индивидуально-своеобразные свойства характера. Вместе с тем  одни и те же индивидуальные качественные особенности психики возможны при  различном, даже противоположном отношении  личности. Страстными или спокойными, терпеливыми или нетерпеливыми, порывистыми или плавными в движениях  могут быть люди и добросовестные и недобросовестные. Поэтому индивидуальные качественные особенности психики  только тогда определяют свойства характера, когда сочетаются с соответствующим  социально-типичным отношением личности. 

3.3. Характер и  темперамент 

Среди индивидуальных качественных особенностей психики  особо важное значение имеют свойства темперамента. Взаимосвязь характера  определяется физиологической основой  того и другого. Тип нервной системы  влияет на индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. Этому соответствует  и влияние типа темперамента. От него зависит протекание внешних  проявлений свойств характера во времени. В зависимости от типа темперамента определенные характерные способы  действия могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или  с трудом, при сильных или при  слабых внешних и внутренних побуждениях. Так, что при наличии стремления к общению сангвиники обычно первые начинают разговор, тогда как флегматики более пассивны в общении, хотя охотно откровенно и искренне делятся с  товарищами и подругами своими переживаниями, но редко делают это по собственной  инициативе. Сангвиники легко завязывают новые знакомства, но вместе с тем  легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и  прекращают их. Такого рода различия в  протекании внешних проявлений свойств  характера могут быть названы  динамическими особенностями. От свойств  темперамента зависят динамические особенности свойств характера. 

Информация о работе Темперамерт виды темперамента. Взаимосвязь характера и темперамента