Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:26, контрольная работа
Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле обычно говорят о чертах, характерных для данного человека. Но в психологии слово «характер» имеет более узкий и определенный смысл. Не всякую индивидуальную особенность человека называют чертой характера. Например, такие индивидуальные психические особенности, как острота зрения и слуха, скорость и длительность запоминания, глубина ума, не являются свойствами характера.
1. Понятие о характере
1.1. Черты характера и отношения личности
1.2. Из истории учений о характере
1.3. Черты характера как побуждения
Глава 2. Структура характера и симптомокомплексы его свойств
2.1. Системы свойств характера
2.2. Структурные свойства характера
Глава 3. Формирование характера
3.1. Наследственность и характер
3.2. Закономерности формирования характера
3.3. Характер и темперамент
3.4. Характер и деятельность
3.5. Роль подражания в формировании характера
3.6. Характер и фиксированная установка
3.7. Роль конфликтных ситуаций в формировании характера
Список используемой литературы
Роль типа темперамента
сказывается еще и иначе. Свойства
типа нервной системы могут
3.4. Характер и
деятельность
Социальные условия
развития и воспитания и их взаимоотношение
с наследственными
В исследованиях
обнаружено, что гомозиготные близнецы,
воспитывающиеся в родной семье,
гораздо более отличаются друг от
друга по характеру, чем в том
случае, если они были взяты на воспитание
в разные семьи. Объясняется это
тем, что когда близнецы растут вместе,
то постоянное общение порой с
необходимостью требует от них различных
поступков. Если один из них проявляет
инициативу, то второй принужден следовать
за ним. Если один из них помогает другому,
то другой принимает эту помощь. Именно
это различие в действиях и поступках
близнецов порождает у них разные свойства
характера. Между тем если близнецы воспитываются
в разных семьях, они не зависят друг от
друга в своих действиях и поступках. Благодаря
одинаковости наследственных задатков
они склонны в одинаковых обстоятельствах
совершать одинаковые поступки. Поэтому
у них обнаруживается большее сходство
в свойствах характера. Следовательно,
различия в характере гомозиготных близнецов
формируются в зависимости от различия
в их действиях и поступках.
У гомозиготных близнецов
различие действий поступков зависит
от случайных обстоятельств. Поэтому
и различия в характере гомозиготных
близнецов, воспитывавшихся в родной
семье, весьма незначительны. Но если взять
детей вообще, то различия в условиях
их развития и воспитания бесконечно
разнообразны. Различны общественные
условия школы, класса, семьи, друзья
и товарищи, история жизни. Поэтому
так же бесконечно разнообразны действия
и поступки детей и порождаемые
ими различия в характере.
Аким образом, развитие
характера происходит в процессе
активной деятельности человека, в
зависимости от его действий и
поступков.
Своеобразие активной
деятельности ребенка определяется
возрастными особенностями. В дошкольном
возрасте наибольшее значение в развитии
характера имеет игровая
Роль активной деятельности
в формировании характера заключается
в том, что именно в ней образуются
те индивидуально-своеобразные способы
действия, в которых выражается характер.
Но для того чтобы примененные
человеком действия в процессе деятельности
стали устойчивыми и
Как образуются такие
автоматизмы способов действия? Можно
наблюдать несколько различных
психологических механизмов таких
автоматизмов. Одни из них – привычки.
Трудолюбие как черта характера
невозможно без привычки к труду. Чистоплотность
невозможна без соответствующих привычек
поведения. Привычки образуются в результате
многократного повторения одних и тех
же действий. Следовательно, одно из важнейших
условий формирования свойства характера
– это повторное и настойчивое упражнение
в соответствующих действиях и поступках.
Однако привычки
только тогда становятся основой
определенных свойств характера, если
они образуются и проявляются
при соответствующем
3.5. Роль подражания
в формировании характера
Другой источник
автоматизмов способов действия –
подражание. Значение подражания в
формировании характера в большей
степени объясняется влиянием выразительных
действий и движений на эмоциональные
переживания человека. Гораздо труднее
испытывать озлобленность и
Но именно потому,
что на основе чисто внешнего подражания
образуются только автоматизмы действия,
подражание не может играть главной
и решающей роли в развитии и воспитании
характера. Подражание только тогда
становится условием развития свойств
характера, когда оно мотивировано
определенным отношением личности к
вызывающему подражание образцу
поведения. Хорошо известно, какие значительные
изменения происходят в развитии
характера благодаря подражанию
любимому учителю, или кому-либо из
старших, или литературному герою,
или историческому деятелю.
3.6. Характер и
фиксированная установка
Существенную роль
в развитии характера играют автоматизмы,
возникающие на основе психологического
механизма установки, которая выступает
в качестве целостного психического
состояния, предрасполагающего к определенному
направлению деятельности. Это
предрасположение проявляется автоматически,
помимо сознания. Если установка возникает
после нескольких повторных ситуаций,
она называется фиксированной.
В отличие от привычек
установка – это готовность не
только к определенным движениям
и действиям, но и к определенным
образам воспитания, памяти и воображения,
к определенным понятиям и мыслям,
к определенным эмоциональным и
волевым реакциям.
Зависимость происхождения
свойств характера от образования
установки выяснена в исследованиях
советского психолога В. Г. Норакидзе.
Он установил, что определенным свойствам
характера соответствуют
3.7. Роль конфликтных
ситуаций в формировании
Особое значение
в происхождении свойств
Свойства характера
развиваются и воспитываются
не только в детском возрасте, но
и на протяжении всей жизни человека.
Так, в одном из исследований показано,
что в возрасте от 25 до 55 лет 73 процента
опрошенных людей замечали изменения
в своем характере. В юношеском
возрасте и у взрослых людей решающую
роль при этом играет поступок, совершаемый
в критических обстоятельствах.
Так, изучались изменения характера,
происходившие в результате тяжелого
потрясения. При совершенно одинаковых
внешних обстоятельствах, например
наступлении инвалидности, перенесенной
тяжелой несправедливости, у разных людей
наблюдались изменения характера в совершенно
противоположном направлении. Одни в таких
обстоятельствах озлоблялись, замыкались,
опускались на более низкий моральный
уровень. Другие, наоборот, становились
мягче, отзывчивее, повышался уровень
их активности и расширялись интересы.
Эти различия зависели
от того, какой выход из конфликтной
ситуации находил человек, на какой
поступок он решался: на поступок, отчуждающий
его от людей и коллектива, или,
наоборот, служащий на пользу людям
и коллективу, сближающий с ними.
Разумеется, поступок
человека в критических обстоятельствах
прежде всего зависит от всего
предшествующего развития и воспитания.
Однако, даже при наиболее благоприятных
условиях развития и воспитания в
зависимости от бесконечного многообразия
сочетаний внешних и внутренних
условий один и тот же человек
может решиться на существенно различные
поступки.
Формирование характера
эффективно только в той степени,
в какой человек сам создает
его своими поступками на протяжении
всей своей жизни. Воспитаний характера
невозможно без самовоспитания.
Список использованной
литературы
1.
Ковалев А.Г. Психология
2. Ковалев
А.Г., Мясищев В.Н. Психологические
особенности человека, т. I, гл. IV –
VIII. Изд-во ЛГУ, 1975.
3.
Левитов Н.Д. Психология
Информация о работе Темперамерт виды темперамента. Взаимосвязь характера и темперамента