Темперамент: виды и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:46, реферат

Описание работы

Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Цель моего реферата – разобраться в особенностях видов темпераментов. Выяснить какое влияние оказывает темперамент на деятельность человека и особенности его воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Типы темперамента и их свойства…………………………….4
1.1. История учений о темпераментах….…………………………........4
1.2. Виды и особенности темпераментов ………………………………7
Глава 2. Применение знаний о темпераменте………………………….19
2.1. Темперамент и особенности профессиональной деятельности………………………………..…………………………....19
2.2. Темперамент и проблемы воспитания ………………...…………..25
Заключение……………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 88.88 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

“Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет

“ЛЭТИ”  им. В. И. Ульянова (Ленина)

 

Факультет  Экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине:  Психология

На тему:  «Темперамент: виды и их особенности»

 

 

 

 

 

Выполнила работу:                                                                Оценка__________

Студентка гр. 9612                                                                 Проверила работу:

 Попова Н.М.                                                                          Пафомова Л.А.

                                                                                    Дата__________

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Типы темперамента и их свойства…………………………….4

1.1. История учений о темпераментах….…………………………........4

1.2. Виды и особенности темпераментов ………………………………7

Глава 2. Применение знаний о темпераменте………………………….19

2.1. Темперамент и особенности профессиональной деятельности………………………………..…………………………....19

2.2. Темперамент и проблемы воспитания ………………...…………..25

Заключение……………………………………………………………….29   

Список  литературы………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

 

Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности  человека находит выражение его  темперамент - свойство личности, придающее  своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.

 

Цель моего  реферата – разобраться в особенностях видов темпераментов. Выяснить какое  влияние оказывает темперамент  на деятельность человека и особенности  его воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Типы темперамента и их свойства.

1.1. История учений о темпераментах.

Магия чисел в средиземноморской цивилизации привела к учению о четырёх темпераментах, в то время как на Востоке развивалась пятикомпонентная «система мира».

Слово «темперамент» (от лат. «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

  • Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.
  • Преобладание лимфы (др.-греч. флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
  • Преобладание крови (лат.  сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
  • Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

Эта концепция до сих пор оказывает  глубокое влияние на литературу, искусство  и науку.

Были исследователи, указывавшие  на недостаточность этой классификации, добавлявшие новые типы, отмечавшие наличие других вариантов этих типов, смешанных форм, однако никто не сомневался в существовании типов темперамента. Различие во мнениях сказалось в вопросе объяснения, понимания темпераментов, установления их психологических и физиологических механизмов.

Один ряд ученых считает темперамент врожденным биологическим свойством организма - темперамент представляется как свойство какого-либо отдельного биологического процесса или целостной конституции организма, как свойство, проявляющееся в переживаниях и поведении личности. Некоторые исследователи, стоящие на биологической точке зрения, причиной индивидуальных различий считают гуморальную систему (Гиппократ, Аристотель, Гален), а другие - особенность кровообращения (Геллер, Шталь, Лесгафт) или же процесс обмена веществ в организме (Фулье), конституцию (Галь, Виренице, Галес, Де-Джиовани, Сиго, Кречмер, Шельдон), неврологические процессы (Эрисберг, Генле, Зеланд).

Поворотным пунктом в истории  естественнонаучного изучения темпераментов  явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Иван Петрович Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом.

Иван Петрович Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.

  • Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.
  • Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.
  • Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.
  • Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.

В противоположность биологической  точке зрения, были выдвинуты психологические теории, согласно которым темперамент является не врожденным, биологическим свойством организма, находящим соответствующее выражение в мире переживаний человека, а врожденным свойством собственно души, психики (Платнер, Кант, Вундт, Гефтинг, Штерн и др.). Согласно психологическим теориям, темперамент связан с организмом, но эта связь не имеет какого-то специфического характера. Эта связь принципиально не отличается от природы связи других свойств личности с организмом; вопрос о взаимоотношении между организмом и темпераментом стоит в ряду вопросов вообще о взаимоотношении между психическим и физическим.

Можно сказать, впервые в истории  исследования темперамента представители школы И. П. Павлова начали проводить глубокое исследование физиологических основ темперамента. В этом отношении заслуживают наибольшего внимания работы Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина и их сотрудников, а также В.С. Мерлина и его сотрудников, в частности экспериментальные исследования И. М. Палея, А. В. Пенской, В. В. Белоуса, М. П. Михайловой и др. Основную идею этого направления в исследовании темперамента Б.М. Теплов выразил так: «Мы избрали путь от физиологии высшей нервной деятельности к психологии. Мы не считаем, что этот путь является единственно возможным, но мы твердо уверены в том, что это один из возможных путей».[2]

1.2. Виды и особенности  темпераментов.

Темперамент (лат. Temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.[6]

Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни, и, собственно, меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению  человека, накладывает характерный  отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность нервных  процессов, их устойчивость (динамика процесса восприятия, переключение и  устойчивость внимания, диапазон мыслительной деятельности) - но не определяет ни поведения  и поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Установление типа высшей нервной  деятельности людей связано с  большими трудностями. В результате своих исследований Б.М.Теплов пришел к важным выводам, имеющим большое  значение для педагогической практики. Он указывает, что в процессе воспитания следует искать не пути изменения  нервной системы учащегося, (этот процесс протекает очень медленно и пути его еще не достаточно изучены), а следует находить наилучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника.

Особенности нервной системы человека, полученные им при рождении, называются генотипом. В течение жизни человека эти врожденные особенности не остаются неизменными: под влиянием среды, в  результате воспитания происходит значительное изменение и даже перестройка  врожденного типа нервной системы.

Особенности нервной системы человека, развивающиеся в течение его  жизни, называется фенотипом. Фактически, сталкиваясь с людьми, мы всегда имеем дело не с генотипом, а с фенотипом их нервной системы.

В связи с изменением типа нервной  системы меняется и темперамент  человека. Под влиянием воспитания наблюдается большая изменчивость особенностей темперамента. Задача воспитания темперамента заключается в том, чтобы постепенно развить положительные  черты темперамента и приучить их сдерживать отрицательные его проявления. Воспитание темперамента неразрывно связано  с формированием волевых черт характера человека. Только научившись сознательно управлять своим  поведением, человек может выработать у себя положительные черты темперамента.

И.П. Павлов экспериментально доказал  возможность изменения отдельных  свойств типа нервной деятельности. Так, у безудержного типа, у которого сильный процесс возбуждения  не уравновешен менее сильным  процессом торможения, оказалось  возможным путем тренировки добиться значительного увеличения силы тормозного процесса и привести его в равновесие с процессами возбуждения. Отсюда И.П. Павлов делает вывод: у сильного возбудимого  типа можно тренировкой добиться сильного торможения, достаточного для  уравновешивания процесса возбуждения.

Это дало основание говорить, например, о нескольких вариантах безудержного типа. Так, возможен тип, у которого процесс возбуждения достиг крайней  силы, а процесс торможения ослаблен.

Или другой вариант: сильны оба процесса, но процесс возбуждения превышает  обычный уровень. И, наконец, третий, вариант, когда сила процессов торможения и возбуждения достигает почти  одного уровня.

Павлов приводил примеры, показывающие, что первоначальная неуравновешенность с течением времени посредством  медленных и повторных упражнений могла быть в значительной мере выровнена.

И.П. Павлов считал, что путем, длительной посильной, тренировки можно укрепить нервную систему слабого типа. Человек с выраженными свойствами слабого типа нервной деятельности впоследствии, в благоприятных условиях жизни и воспитания, может с  успехом решать любые жизненные  задачи.

И.П. Павлов отождествлял тип нервной  деятельности и темперамент. Последующие  исследования показали, что тип нервной  деятельности не всегда совпадает с  типом темперамента. Очевидно, что  на темпераменте сказываются не только свойства нервной системы, но и соматическая организация личности в целом. Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента. Так, установлено, что при прочих равных условиях пассивно-оборонительное поведение преимущественно наблюдается у животных со слабым типом нервной системы, а агрессивное поведение - у сильных неуравновешенных особей.

В прошлом многие психологи сводили  проявление темперамента к эмоциональной  сфере. На самом деле темперамент  проявляется не только в эмоциональных, но и в мыслительных и волевых  процессах. Когда говорят о темпераменте человека, то имеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему) динамических особенностей целостного поведения личности.

Виды темпераментов

Типы нервной системы

Особенности нервных процессов

По силе

По уравновешенности

По подвижности

Холерический

Безудержный

Сильный

Неуравновешенный

----------------

Сангвинический

Живой

Сильный

Уравновешенный

Подвижный

Флегматический

Спокойный

Сильный

Уравновешенный

Инертный

Меланхолический

Слабый

Слабый

--------------------

-------------------

Информация о работе Темперамент: виды и их особенности