Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:46, реферат
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Цель моего реферата – разобраться в особенностях видов темпераментов. Выяснить какое влияние оказывает темперамент на деятельность человека и особенности его воспитания.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Типы темперамента и их свойства…………………………….4
1.1. История учений о темпераментах….…………………………........4
1.2. Виды и особенности темпераментов ………………………………7
Глава 2. Применение знаний о темпераменте………………………….19
2.1. Темперамент и особенности профессиональной деятельности………………………………..…………………………....19
2.2. Темперамент и проблемы воспитания ………………...…………..25
Заключение……………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………30
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет
“ЛЭТИ” им. В. И. Ульянова (Ленина)
Факультет Экономики и менеджмента
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Психология
На тему: «Темперамент: виды и их особенности»
Выполнила работу:
Студентка гр. 9612
Попова Н.М.
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Типы темперамента и их свойства…………………………….4
1.1.
История учений о темпераментах….………………………….....
1.2. Виды и особенности темпераментов ………………………………7
Глава 2. Применение знаний о темпераменте………………………….19
2.1. Темперамент и особенности профессиональной
деятельности………………………………..…………
2.2. Темперамент и проблемы воспитания ………………...…………..25
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Цель моего реферата – разобраться в особенностях видов темпераментов. Выяснить какое влияние оказывает темперамент на деятельность человека и особенности его воспитания.
Глава 1. Типы темперамента и их свойства.
1.1. История учений о темпераментах.
Магия чисел в средиземноморской цивилизации привела к учению о четырёх темпераментах, в то время как на Востоке развивалась пятикомпонентная «система мира».
Слово «темперамент» (от лат. «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
Эта концепция до сих пор оказывает глубокое влияние на литературу, искусство и науку.
Были исследователи, указывавшие на недостаточность этой классификации, добавлявшие новые типы, отмечавшие наличие других вариантов этих типов, смешанных форм, однако никто не сомневался в существовании типов темперамента. Различие во мнениях сказалось в вопросе объяснения, понимания темпераментов, установления их психологических и физиологических механизмов.
Один ряд ученых считает темперамент врожденным биологическим свойством организма - темперамент представляется как свойство какого-либо отдельного биологического процесса или целостной конституции организма, как свойство, проявляющееся в переживаниях и поведении личности. Некоторые исследователи, стоящие на биологической точке зрения, причиной индивидуальных различий считают гуморальную систему (Гиппократ, Аристотель, Гален), а другие - особенность кровообращения (Геллер, Шталь, Лесгафт) или же процесс обмена веществ в организме (Фулье), конституцию (Галь, Виренице, Галес, Де-Джиовани, Сиго, Кречмер, Шельдон), неврологические процессы (Эрисберг, Генле, Зеланд).
Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Иван Петрович Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом.
Иван Петрович Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.
В противоположность
Можно сказать, впервые в истории исследования темперамента представители школы И. П. Павлова начали проводить глубокое исследование физиологических основ темперамента. В этом отношении заслуживают наибольшего внимания работы Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина и их сотрудников, а также В.С. Мерлина и его сотрудников, в частности экспериментальные исследования И. М. Палея, А. В. Пенской, В. В. Белоуса, М. П. Михайловой и др. Основную идею этого направления в исследовании темперамента Б.М. Теплов выразил так: «Мы избрали путь от физиологии высшей нервной деятельности к психологии. Мы не считаем, что этот путь является единственно возможным, но мы твердо уверены в том, что это один из возможных путей».[2]
1.2. Виды и особенности темпераментов.
Темперамент (лат. Temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.[6]
Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни, и, собственно, меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен.
Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность нервных процессов, их устойчивость (динамика процесса восприятия, переключение и устойчивость внимания, диапазон мыслительной деятельности) - но не определяет ни поведения и поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.
Установление типа высшей нервной
деятельности людей связано с
большими трудностями. В результате
своих исследований Б.М.Теплов пришел
к важным выводам, имеющим большое
значение для педагогической практики.
Он указывает, что в процессе воспитания
следует искать не пути изменения
нервной системы учащегося, (этот
процесс протекает очень
Особенности нервной системы человека, полученные им при рождении, называются генотипом. В течение жизни человека эти врожденные особенности не остаются неизменными: под влиянием среды, в результате воспитания происходит значительное изменение и даже перестройка врожденного типа нервной системы.
Особенности нервной системы человека, развивающиеся в течение его жизни, называется фенотипом. Фактически, сталкиваясь с людьми, мы всегда имеем дело не с генотипом, а с фенотипом их нервной системы.
В связи с изменением типа нервной
системы меняется и темперамент
человека. Под влиянием воспитания
наблюдается большая
И.П. Павлов экспериментально доказал
возможность изменения
Это дало основание говорить, например, о нескольких вариантах безудержного типа. Так, возможен тип, у которого процесс возбуждения достиг крайней силы, а процесс торможения ослаблен.
Или другой вариант: сильны оба процесса, но процесс возбуждения превышает обычный уровень. И, наконец, третий, вариант, когда сила процессов торможения и возбуждения достигает почти одного уровня.
Павлов приводил примеры, показывающие,
что первоначальная неуравновешенность
с течением времени посредством
медленных и повторных
И.П. Павлов считал, что путем, длительной
посильной, тренировки можно укрепить
нервную систему слабого типа.
Человек с выраженными
И.П. Павлов отождествлял тип нервной деятельности и темперамент. Последующие исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. Очевидно, что на темпераменте сказываются не только свойства нервной системы, но и соматическая организация личности в целом. Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента. Так, установлено, что при прочих равных условиях пассивно-оборонительное поведение преимущественно наблюдается у животных со слабым типом нервной системы, а агрессивное поведение - у сильных неуравновешенных особей.
В прошлом многие психологи сводили проявление темперамента к эмоциональной сфере. На самом деле темперамент проявляется не только в эмоциональных, но и в мыслительных и волевых процессах. Когда говорят о темпераменте человека, то имеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему) динамических особенностей целостного поведения личности.
Виды темпераментов |
Типы нервной системы |
Особенности нервных процессов | ||
По силе |
По уравновешенности |
По подвижности | ||
Холерический |
Безудержный |
Сильный |
Неуравновешенный |
---------------- |
Сангвинический |
Живой |
Сильный |
Уравновешенный |
Подвижный |
Флегматический |
Спокойный |
Сильный |
Уравновешенный |
Инертный |
Меланхолический |
Слабый |
Слабый |
-------------------- |
------------------- |