Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:53, реферат
Актуальность исследования. Проведенные в последние десятилетия социально-экономические преобразования российского общества привели к кардинальным изменениям во многих его сферах. В частности, переструктурирование трудовой сферы, трансформация социальных ценностно-смысловых, ориен-таций в области профессиональной деятельности, реформирование системы профессиональной подготовки специалистов актуализировали ряд проблем, разрешение которых не представляется без интеграции современной психолого-педагогической науки и системы профессионального образования. Данные проблемы проявляются, прежде всего, комплексом противоречий, вызванных с одной стороны, современными требованиями профессии и рынка труда к специалисту, с другой стороны, наличным состоянием системы подготовки кадров на всех ее уровнях, и, наконец, с третьей стороны, запросами самой личности к-современным условиям профессионализации и трудовой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Направленность личности как системообразующая мотивационно-динамическая характеристика субъекта.
1.2. Профессиональная направленность личности как интегральная характеристика мотивационной сферы специалиста.
1.3. Профессиональная направленность личности в процессе обучения в вузе.
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Методологическое обоснование модели профессиональной направленности личности.
2.2. Структурно-содержательная характеристика модели профессиональной направленности личности.
2.3. Динамика профессиональной направленности личности в процессе профессионализации.
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
3.1. Характеристика организации и методов эмпирического исследования.
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования структуры профессиональной направленности личности студентов факультета музыкального исполнительства вуза культуры и искусств.
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования динамики профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств.
В результате методологической
рефлексии были определены исходные
концепции, максимально отвечающие,
на наш взгляд, поставленным в работе
задачам. В качестве методологических
оснований теоретической модели
профессиональной направленности личности
нами были избраны субъектно-
Теоретическая модель профессиональной
направленности личности, предложенная
в данной работе представляет собой
иерархически организованную агрегацию
шести структурных компонентов,
находящихся между собой в
тесных функциональных зависимостях:
эмоционального, когнитивного, потребностно-мотивационного,
ценностно-смыслового, перспективно-целевого
и рефлексивного. Таким образом,
профессиональная направленность личности
была раскрыта как сложное единство
различных личностных аспектов функционирования
субъекта профессионализации. При этом
было показано, что вклад отдельных
компонентов в устойчивость структуры
профессиональной направленности различен
и по значимости этого влияния
их можно расположить в следующий
ряд: связка эмоциональный компонент
- когнитивный компонент —
В соответствии с выделенной
иерархией структурных
Разработанная теоретическая
модель профессиональной направленности
личности нашла свое экспериментальное
подтверждение в ходе реализации
эмпирической части исследования. Большинство
выдвинутых в работе гипотез относительно
структуры, динамики и специфики
профессиональной направленности личности
в процессе музыкально-исполнительской
подготовки в вузе культуры и искусств
нашли свое экспериментальное
Полученные в ходе теоретического
анализа и экспериментального исследования
результаты, на наш взгляд, могут
быть продуктивно использованы в
психолого-педагогической практике подготовки
музыкантов в системе высшего
профессионального образования
на всех его этапах. Так, на этапе
набора студентов в вуз культуры
и искусств, с целью предупреждения
явлений учебной дезадаптации и
профессиональной маргинальное™, считаем
целесообразным проводить психологическую
диагностику особенностей профессиональной
направленности личности абитуриентов
по предложенным в данной работе методикам.
В дальнейшем полученные результаты
могут быть включены в мониторинг
процесса профессионализации студентов,
который считаем оправданным
проводить на протяжении всего периода
обучения в вузе (оптимальным представляется
серия тестирований после каждого
года обучения). Очевидно, что полученные
в ходе мониторинга данные об особенностях
профессиональной направленности личности
и послужат тем реальным материалом,
который позволит на практике реализовать
личностно-ориентированный
Реализации индивидуального
подхода в практике подготовки музыканта
будет содействовать
В целом, предложенная теоретическая модель профессиональной направленности личности может быть использована как интегральная личностная составляющая общей модели специалиста музыкального профиля.
Подводя итоги проведенного исследования, отметим, что нам удалось осветить лишь часть психолого-педагогических аспектов такой сложной и многогранной проблематики как интегральные личностные компоненты профессионализации субъекта.
Ведущая исследовательская
перспектива заключается, на наш
взгляд, в выявлении и систематизации
личностных и средовых факторов, детерминирующих
генезис профессиональной направленности
личности. Другая, сколь актуальная,
столь и сложная
Список литературы:
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. М.: Мысль, 1980. - 335 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
3. Алексеева, В.Г. Ценностные
ориентации как фактор
4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т.т. — М.: Педагогика, 1980. Т. 2. - 282 с.
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер: 2001. - 288 с.
6. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
7. Асташова, Н.А. Концептуальные
основы педагогической
8. Барабанова, В.В., Зеленова,
М.Е. Представления студентов
о будущем как аспект их
личностного и
9. Барретт, Дж. Карьера: способности и выбор: Тесты. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2002, - 208 с.
10. Баскакова, И.Л., Кузьмина, З.В. О динамике ценностных ориентаций студентов //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1971,№2.-С. 85-88.
11. Бедарева, Т.Л. Организационно-
12. Бекешева, И.Э. Структура личности (методологический анализ). — Киев: «Наукова думка», 1986. 132 с.
13. Березин, Ф.Б. Психическая
и психофизиологическая
14. Берулава, Г.А. Методологические
основы деятельности
15. Богоявленская, Д.Б.
16. Бодров, В.А., Ложкин, Г.В., Плющ,
А.Н. Нелинейная модель
17. Бодров, В.А. Психология
профессиональной пригодности.
18. Бодров, В.А., Сыркин, Л.Д.
Диагностика и прогнозирование
профессиональной мотивации в
процессе психологического
19. Божович, Л.И. Проблема
развития мотивационной сферы
ребенка /Изучение мотивации
20. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая
парадигма личностно
21. Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, ТЦ «Учитель», 1999. 560 с.
22. Большой психологический словарь /Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
23. Валеева, Н.Ш., Пейсахов,
Н.М. Психологическая модель
24. Валицкая, А.П. Российское
образование: модернизация и
25. Варламова, Е.П., Степанов,
С.Ю. Психология творческой
26. Варнеке, X. Принципы психолого-
27. Ведерникова, Л.В.
28. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 285 с.
29. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-142 с.
30. Воробьев, А.Н., Сенин, И.Г.,
Чирков, В.И. Опросник
31. Выготский, J1.C. Психология искусства. М.: «Педагогика», 1987. - 341 с.
32. Вязиикова, Л.Ф. Ценности
в образовании: выбор пути
33. Гальперин, ПЛ. Введение в психологию.—М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -150 с.
34. Гальперин, П.Я. Психология
как объективная наука:
35. Гейжан, Н.Ф., Иванюк, М.И.
О структуре профессиональной
направленности выбирающего
36. НИИ профессионально-
37. Гершунский, Б.С. Концепция
самореализации личности в
38. Гершунский, Б.С. Толерантность
в системе ценносто-целевых
39. Гинзбург, М.Р. Психологическое
содержание личностного
40. Головаха, Е.И. Жизненная
перспектива и
41. Головаха, Е.И., Кроник, А.А.
Психологическое время
42. Гордеева, Т.О. Мотивация
достижения: теории, исследования, проблемы
//Современная психология
43. Готсдинер, А.Д. Музыкальная психология. М.: «NB Магистр», 1993.-190с.
44. Диагностика мотивационной
структуры личности (В.Э. Мильман)
//Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов,
Г.М. Социально-
45. Дикая, Л.Г. Итоги и
перспективные направления
46. Дикая, Л.Г., Махнач, А.В.
Отношение человека к