Структура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:53, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. Проведенные в последние десятилетия социально-экономические преобразования российского общества привели к кардинальным изменениям во многих его сферах. В частности, переструктурирование трудовой сферы, трансформация социальных ценностно-смысловых, ориен-таций в области профессиональной деятельности, реформирование системы профессиональной подготовки специалистов актуализировали ряд проблем, разрешение которых не представляется без интеграции современной психолого-педагогической науки и системы профессионального образования. Данные проблемы проявляются, прежде всего, комплексом противоречий, вызванных с одной стороны, современными требованиями профессии и рынка труда к специалисту, с другой стороны, наличным состоянием системы подготовки кадров на всех ее уровнях, и, наконец, с третьей стороны, запросами самой личности к-современным условиям профессионализации и трудовой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Направленность личности как системообразующая мотивационно-динамическая характеристика субъекта.
1.2. Профессиональная направленность личности как интегральная характеристика мотивационной сферы специалиста.
1.3. Профессиональная направленность личности в процессе обучения в вузе.
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Методологическое обоснование модели профессиональной направленности личности.
2.2. Структурно-содержательная характеристика модели профессиональной направленности личности.
2.3. Динамика профессиональной направленности личности в процессе профессионализации.
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
3.1. Характеристика организации и методов эмпирического исследования.
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования структуры профессиональной направленности личности студентов факультета музыкального исполнительства вуза культуры и искусств.
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования динамики профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств.

Работа содержит 1 файл

структура личности.docx

— 42.46 Кб (Скачать)

 

В результате методологической рефлексии были определены исходные концепции, максимально отвечающие, на наш взгляд, поставленным в работе задачам. В качестве методологических оснований теоретической модели профессиональной направленности личности нами были избраны субъектно-деятельностный и системно-синергетический подходы.

 

Теоретическая модель профессиональной направленности личности, предложенная в данной работе представляет собой  иерархически организованную агрегацию  шести структурных компонентов, находящихся между собой в  тесных функциональных зависимостях: эмоционального, когнитивного, потребностно-мотивационного, ценностно-смыслового, перспективно-целевого и рефлексивного. Таким образом, профессиональная направленность личности была раскрыта как сложное единство различных личностных аспектов функционирования субъекта профессионализации. При этом было показано, что вклад отдельных  компонентов в устойчивость структуры  профессиональной направленности различен и по значимости этого влияния  их можно расположить в следующий  ряд: связка эмоциональный компонент - когнитивный компонент — потребностно-мотивационный  компонент — ценностно-смысловой  компонент. Основная функция перечисленных  компонентов в структуре профессиональной направленности была определена как  побуждающе-направляющая, тогда как  перспективно-целевой и рефлексивный компоненты были определены по своей  функциональной роли как собственно направляющие.

 

В соответствии с выделенной иерархией структурных компонентов  профессиональной направленности было установлено, что в процессе профессионализации субъект может характеризоваться  как обладающий одним из трех типов  профессиональной направленности личности: эмоционального характера, потребностно-мотивационного характера или ценностно-смыслового характера. А динамика профнаправленности может быть представлена как актуализация иерархии структурных компонентов  от эмоционального к ценностно-смысловому. Сформированная и устойчивая профессиональная направленность личности была определена нами как детерминируемая системообразующей  ролью ценносто-смыслового компонента, находящегося в функциональной связке с перспективным и рефлексивными  блоками ее структуры.

 

Разработанная теоретическая  модель профессиональной направленности личности нашла свое экспериментальное  подтверждение в ходе реализации эмпирической части исследования. Большинство  выдвинутых в работе гипотез относительно структуры, динамики и специфики  профессиональной направленности личности в процессе музыкально-исполнительской  подготовки в вузе культуры и искусств нашли свое экспериментальное подтверждение. Частично подтвердилась гипотеза о  системообразующей роли личностной ценности творчества в структуре  профессиональной направленности. Главный  вывод о специфике профессиональной направленности личности музыканта  можно сформулировать следующим  образом: максимальная устойчивость профессиональной направленности личности обеспечивается при условии отношения субъекта к профессии (изучаемой специальности) не как к средству, а как к ценности; при этом стремление к творческой самореализации носит характер внедеятельностной мотивации.

 

Полученные в ходе теоретического анализа и экспериментального исследования результаты, на наш взгляд, могут  быть продуктивно использованы в  психолого-педагогической практике подготовки музыкантов в системе высшего  профессионального образования  на всех его этапах. Так, на этапе  набора студентов в вуз культуры и искусств, с целью предупреждения явлений учебной дезадаптации и  профессиональной маргинальное™, считаем  целесообразным проводить психологическую  диагностику особенностей профессиональной направленности личности абитуриентов по предложенным в данной работе методикам. В дальнейшем полученные результаты могут быть включены в мониторинг процесса профессионализации студентов, который считаем оправданным  проводить на протяжении всего периода  обучения в вузе (оптимальным представляется серия тестирований после каждого  года обучения). Очевидно, что полученные в ходе мониторинга данные об особенностях профессиональной направленности личности и послужат тем реальным материалом, который позволит на практике реализовать  личностно-ориентированный подход к обучающимся, а следовательно  не только уменьшить отсев студентов, но и позитивно повлиять на их академическую  успеваемость. Особенно важной представляется диагностика особенностей профессиональной направленности личности на выявленных в экспериментальном исследовании критических периодах обучения в  вузе культуры и искусств - первом и  четвертом курсах, когда значительная часть студентов нуждается в  психолого-педагогической поддержке  на кризисном этапе профессионального  самоопределения.

 

Реализации индивидуального  подхода в практике подготовки музыканта  будет содействовать использование  предложенной типологии студентов  по устойчивости внутренних и внешних  характеристик профессиональной направленности. По своей сути цели педагогического  воздействия, реализуемые в каждой из выделенных типологических групп  студентов будут кардинально  отличаться своим характером. Если для студентов, устойчивых по объекту  и по внутренней структуре профнаправленности главной задачей развития будет  выступать профессиональной совершенствование, то относительно студентов, устойчивых по внутренней структуре и неустойчивых по объекту профессионализации главная  педагогическая задача будет заключаться  в содействии профессиональному  самоопределению и мотивации  к изучаемой профессии. Студенты, отнесенные нами к маргинально-неустойчивому  типу, нуждаются в индивидуальной психологической помощи, о возможности  получения которой их должен проинформировать педагог, знающий особенности их внутренней структуры профессиональной направленности.

 

В целом, предложенная теоретическая  модель профессиональной направленности личности может быть использована как  интегральная личностная составляющая общей модели специалиста музыкального профиля.

 

Подводя итоги проведенного исследования, отметим, что нам удалось  осветить лишь часть психолого-педагогических аспектов такой сложной и многогранной проблематики как интегральные личностные компоненты профессионализации субъекта.

 

Ведущая исследовательская  перспектива заключается, на наш  взгляд, в выявлении и систематизации личностных и средовых факторов, детерминирующих  генезис профессиональной направленности личности. Другая, сколь актуальная, столь и сложная исследовательская  задача заключается в разработке проблематики формирования профессиональной направленности личности. При этом с позиций субъект-субъектного  педагогического подхода, приоритетной целью дальнейших исследований профессиональной направленности личности должна быть, на наш взгляд, не столько разработка технологий, техник и приемов ее формирования, сколько исследование возможностей содействия формированию профессиональной направленности личности. Главный путь достижения поставленной цели представляется нам в рефлексировании  и развитии педагогом собственной  профессиональной направленности как  вида общей направленности личности — того субъектного стержня, который  определяет основной вектор всей жизни  человека и служит главным инструментом социальной трансляции гуманистических  ценностей и смыслов.

Список литературы:

 

1. Абульханова-Славская, К.  А. Деятельность и психология  личности. М.: Мысль, 1980. - 335 с. 

 

2. Абульханова-Славская, К.А.  Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. —  299 с. 

 

3. Алексеева, В.Г. Ценностные  ориентации как фактор жизнедеятельности  и развития личности //Психологический  журнал, 1984, том 5, №5. — С. 63-70.

 

4. Ананьев, Б.Г. Избранные  психологические труды. В 2-х  т.т. — М.: Педагогика, 1980. Т. 2. - 282 с. 

 

5. Ананьев, Б.Г. Человек  как предмет познания. СПб.: Питер: 2001. - 288 с. 

 

6. Асмолов, А.Г. Психология  личности: Принципы общепсихологического  анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с. 

 

7. Асташова, Н.А. Концептуальные  основы педагогической аксиологии //Педагогика, 2002, №8. С. 8-13.

 

8. Барабанова, В.В., Зеленова, М.Е. Представления студентов  о будущем как аспект их  личностного и профессионального  самоопределения //Психологическая  наука и образование, 2002, №2. С. 28-41.

 

9. Барретт, Дж. Карьера:  способности и выбор: Тесты.  М.: ООО «Издательство ACT»: ООО  «Издательство Астрель», 2002, - 208 с. 

 

10. Баскакова, И.Л., Кузьмина, З.В. О динамике ценностных  ориентаций студентов //Новые  исследования в психологии и  возрастной физиологии, 1971,№2.-С. 85-88.

 

11. Бедарева, Т.Л. Организационно-педагогическое  условия формирования профессиональной  направленности у будущих регионоведов (на примере подготовки востоковедов). Дис. .канд. пед. наук. Чита.: 2002. —  295 с. 

 

12. Бекешева, И.Э. Структура  личности (методологический анализ). — Киев: «Наукова думка», 1986. 132 с. 

 

13. Березин, Ф.Б. Психическая  и психофизиологическая адаптация  человека. Л.: Наука, 1988. — 267 с. 

 

14. Берулава, Г.А. Методологические  основы деятельности практического  психолога: Учеб. пос. М.: Высшая  школа, 2003. - 64 с. 

 

15. Богоявленская, Д.Б. Психология  творческих способностей. Учебное  пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр  «Академия», 2002. - 320 с. 

 

16. Бодров, В.А., Ложкин, Г.В., Плющ, А.Н. Нелинейная модель мотивационной  сферы человека //Психологический  журнал, 2001, том 22, №2.-С. 90-100.

 

17. Бодров, В.А. Психология  профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.-511 с. 

 

18. Бодров, В.А., Сыркин, Л.Д.  Диагностика и прогнозирование  профессиональной мотивации в  процессе психологического отбора //Психологический журнал, 2003, том  24, №1. С. 73-81.

 

19. Божович, Л.И. Проблема  развития мотивационной сферы  ребенка /Изучение мотивации поведения  детей и подростков. /Под ред.  Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М.: «Педагогика», 1972. - 352 с. - С. 7-44.

 

20. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая  парадигма личностно ориентированного  образования //Педагогика, 1997, №4. С. 11-17.

 

21. Бондаревская, Е.В., Кульневич,  С.В. Педагогика: личность в гуманистических  теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, ТЦ «Учитель», 1999. 560 с. 

 

22. Большой психологический  словарь /Сост. и общ. ред. Б.  Мещеряков, В. Зинченко, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с. 

 

23. Валеева, Н.Ш., Пейсахов, Н.М. Психологическая модель высшей  квалификации и ее роль в  управлении учебным процессом  //Психологическая служба в вузе /Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань, Изд-во Казан, ун-та, 1982. - 240 с. 

 

24. Валицкая, А.П. Российское  образование: модернизация и свободное  развитие //Педагогика, 2001, №7. С. 3-7.

 

25. Варламова, Е.П., Степанов, С.Ю. Психология творческой уникальности. М.: Институт психологии РАН, 2002. - 256 е., илл. 

 

26. Варнеке, X. Принципы психолого-педагогической  организации учебной деятельности  студентов на современном этапе  развития высшей школы /Формирование  учебной деятельности студентов  /Под ред. В.Я. Ляудис. М.: Изд-во  Моск. ун-та, 1989. - 240 с. - С. 21-30.

 

 

27. Ведерникова, Л.В. Формирование  ценностных установок студента  на творческую самореализацию //Педагогика, 2003, №1. С. 47-53.

 

28. Вилюнас, В.К. Психологические  механизмы мотивации человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 285 с. 

 

29. Вилюнас, В.К. Психология  эмоциональных явлений. М.: Изд-во  Моск. ун-та, 1976.-142 с. 

 

30. Воробьев, А.Н., Сенин, И.Г., Чирков, В.И. Опросник профессиональных  предпочтений. Руководство. Ярославль, 1993, - 52 с. 

 

31. Выготский, J1.C. Психология  искусства. М.: «Педагогика», 1987. - 341 с. 

 

32. Вязиикова, Л.Ф. Ценности  в образовании: выбор пути развития //Психологическая наука и образование, 2002, №4. — С. 88-98.

 

33. Гальперин, ПЛ. Введение  в психологию.—М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -150 с. 

 

34. Гальперин, П.Я. Психология  как объективная наука: Избранные  психологические труды. М.: Издательство  «Институт практической психологии»,  Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 480 с. 

 

35. Гейжан, Н.Ф., Иванюк, М.И.  О структуре профессиональной  направленности выбирающего профессию  //Психологические проблемы формирования  профессиональной направленности  учащихся профтехучилищ: Сб. науч. тр. /Под ред. В.Г. Каневец. Л.: Всесоюзный 

 

36. НИИ профессионально-технического  образования, 1983. 60 с. - С. 5-20.

 

37. Гершунский, Б.С. Концепция  самореализации личности в системе  обоснования ценностей и целей  образования //Педагогика, 2003, №10. С. 3-7.

 

38. Гершунский, Б.С. Толерантность  в системе ценносто-целевых приоритетов  образования //Педагогика, 2002, №7. С. 3-12.

 

39. Гинзбург, М.Р. Психологическое  содержание личностного самоопределения  //Вопросы психологии, 1994, №.3 С. 43-52.

 

40. Головаха, Е.И. Жизненная  перспектива и профессиональное  самоопределение молодежи. Киев: Наукова  думка, 1988. - 143 с. 

 

41. Головаха, Е.И., Кроник, А.А.  Психологическое время личности. Киев, Наукова думка, 1984. - 207 с. 

 

42. Гордеева, Т.О. Мотивация  достижения: теории, исследования, проблемы //Современная психология мотивации  /Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. - 343 с. - С.47-102.

 

43. Готсдинер, А.Д. Музыкальная  психология. М.: «NB Магистр», 1993.-190с. 

 

44. Диагностика мотивационной  структуры личности (В.Э. Мильман) //Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика  развития личности и малых  групп. — М.: Издательство Института  Психотерапии. 2002. — 490 с. — С.76-80.

 

45. Дикая, Л.Г. Итоги и  перспективные направления исследований  в психологии труда в XXI веке //Психологический журнал, 2002, том  23, №6. -С. 18-37.

 

46. Дикая, Л.Г., Махнач, А.В.  Отношение человека к неблагоприятным  жизненным событиям и факторы  их формирования //Психологический  журнал, 1996, том 22, №3. С. 137-149.

Информация о работе Структура личности