3. Компоненты профессиональной
направленности личности дифференцируются
по функциональному признаку
на две группы: выполняющие преимущественно
побуждающую функцию - эмоциональный,
когнитивный, потребностно-мотивационный,
ценностно-смысловой и выполняющие
собственно направляющую функцию
- рефлексивный и перспективно-целевой
компоненты. По влиянию на устойчивость
внутренней структуры профессиональной
направленности личности, выделенные
компоненты могут быть разделены
на три иерархических уровня:
к первому (иерархически низшему)
относятся когнитивный и эмоциональный
компоненты, ко второму (среднему)
- потребностно-мотивационный, и
к третьему (высшему) - ценностно-смысловой.
Компонент любого иерархического
уровня может выступать системообразующим
в структуре профессиональной
направленности, в соответствии
с чем могут быть выделены
типы профессиональной направленности
личности, обладающие различной
устойчивостью: профессиональная
направленность эмоционального
характера, профессиональная направленность
потребностно-мотивационного характера
и профессиональная направленность
ценностно-смыслового характера.
Максимальную устойчивость профессиональной
направленности личности придает
симультанная представленность
в ее структуре всех выделенных,
когерентно функционирующих компонентов,
при системообразующей роли ценностно-смыслового
ядра в связке с рефлексивным
и перспективно-целевым компонентами.
4. Содержание внутренней
структуры профессиональной направленности
личности студентов музыкального
профиля отличается специфическим
характером: системообразующее ядро,
оказывающее максимальное влияние
на ее устойчивость представлено
личностными интенциями на профессиональное
совершенствование, творческую самореализацию,
достижение социального статуса
и материальную обеспеченность.
Доминирование ценностей профессионального
развития и творческой самореализации
в структуре профессиональной
направленности студентов музыкального
профиля оказывает выраженное
влияние на ее устойчивость
по объекту профессионализации (изучаемой
специальности), а дополнительная
значимость утилитарных и социально-престижных
ориентаций определяет ее неустойчивость
по объекту профессионализации (изучаемой
специальности).
5. Ценность творческой
самореализации занимает в структуре
профессиональной направленности
личности студентов музыкального
профиля самостоятельное место
и может быть охарактеризована
как доминирующая личностная
ценность, не связанная напрямую
ни со статусно-престижными и
утилитарными профессиональными
ценностями, ни с собственно направленностью
на повышение профессиональной
квалификации, и отражающая взаимосвязь
общей направленности личности
с профессиональной направленностью
личности исследуемых.
6. Динамика профессиональной
направленности личности студентов
музыкального профиля имеет специфический
характер и может быть охарактеризована
как движение от эмоциональной
увлеченности профессией с идеализированными
образами профессии и Я-профессионала
к формированию ценностно-смыслового
ядра профессиональной направленности,
связанного с творческим профессиональным
самосовершенствованием.
Апробация результатов исследования
осуществлялась в научных публикациях
и докладах на заседаниях кафедры
педагогики и психологии, кафедры
музыковедения, композиции и методики
музыкального образования Краснодарского
государственного университета культуры
и искусств, на следующих научно-практических
конференциях: Всероссийской научно-практической
конференции «Личность и бытие»
(г. Краснодар, 2002 г.), Всероссийской
научно-практической конференции «Транснациональные
проблемы культуры XXI века» (г. Краснодар,
2002 г.), региональной научно-практической
конференции молодых ученых «Развитие
социально-культурной сферы Северо-Кавказского
региона» (г. Краснодар, 2002 г.), региональной
научно-практической конференции «Интеграция
науки и образования: социокультурное
проектирование» (г. Краснодар, 2003 г.), Южно-российских
научно-практических конференциях «Интеграция
науки и высшего образования
в социально-культурной сфере» (г. Анапа,
2003 г., г. Геленджик, 2004 г.), «Многоуровневая
система профессионального художественного
образования» (г. Краснодар, 2003, 2004 гг.).
Концептуальные идеи исследования
были использованы в конкурсе проектов
Федеральной целевой программы
«Интеграция науки и высшего
образования России на 2002-2006 годы».
Проект, предложенный автором, и отражающий
тематику диссертационного исследования,
стал победителем указанного конкурса.
Содержание диссертационного
исследования отражено в шести публикациях.
Структура работы. Диссертация
состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы и приложений.
Заключение:
Выводы по главе:
1. Характеристика устойчивости
профессиональной направленности
личности может быть принята
в качестве универсального критерия
ее сформиро-ванности как по
внутренней структуре, так и
по объекту профессионализации.
2. Проведенный корреляционный
анализ между параметрами устойчивости
профессиональной направленности
и личностными характеристиками
исследуемых выявил представленность
в ее структуре эмоциональных,
когнитивных, потребностно-мотивационных,
ценностно-смысловых, перспективно-целевых
и рефлексивных личностных образований.
3. Наибольший вклад в
устойчивость внутренней структуры
профессиональной направленности
личности студентов музыкального
профиля вносят личностные интенции
на профессиональное совершенствование,
творческую самореализацию, достижение
социального статуса и материальную
обеспеченность. Данные характеристики
по результатам корреляционного
анализа имеют максимальное количество
сильных связей со всеми анализируемыми
личностными компонентами — эмоциональным,
когнитивным, потребностно-мотивационным,
ценностно-смысловым, перспективно-целевым
и рефлексивным. Атрибутом характеристик
направленности на профессиональное
совершенствование, креативность
и материальное благосостояние
выступает представленность в
их структуре связки ценностно-смысловой
— перспективно-целевой компоненты,
что подтверждает предложенную
нами типологию профессиональной
направленности личности по системообразующему
компоненту.
4. Доминирование ценностей
профессионального развития и
творческой самореализации в
структуре профессиональной направленности
студентов музыкального профиля
оказывает выраженное влияние
на ее устойчивость по объекту
профессионализации (изучаемой специальности),
а дополнительная значимость
утилитарных и социально-престижных
ориентации определяет ее неустойчивость
по объекту профессионализации (изучаемой
специальности).
5. Ценность творческой
самореализации занимает в структуре
профессиональной направленности
личности студентов музыкального
профиля самостоятельное место
и может быть охарактеризована
как доминирующая личностная
ценность, не связанная напрямую
ни со статусно-престижными и
утилитарными профессиональными
ценностями, ни с собственно направленностью
на повышение профессиональной
квалификации, а скорее отражает
взаимосвязь общей направленности
личности с профессиональной
направленностью личности исследуемых.
6. Содержание внутренней
структуры профессиональной направленности
личности студентов музыкального
профиля отличается от таковой
у студентов технологического
и психолого-педагогического профиля.
Студенты-музыканты в большей степени
нацелены на ценности творчества, профессионального
совершенствования и признания среди
коллег. Студенты-технологи характеризуются
выраженной направленностью на повышение
профессиональной квалификации, социальную
полезность, достижение социального статуса,
социального и материального благополучия.
Для студентов психолого-педагогического
профиля изучаемая специальность субъективно
позволяет реализовать такие устремления
как возможность в повышении профессиональной
квалификации, принадлежность к коллективу,
творчество и социальная полезность.
7. Специфика содержания
внутренней структуры профессиональной
направленности личности студентов,
обучающихся по различным профессиональным
профилям влияет на эффективность
профессионализации в вузе. Количество
студентов музыкального профиля,
характеризующихся гармоничной
и цельной структурой профессиональной
направленности личности, нацеленных
в дальнейшем на трудовую деятельность
по изучаемой специальности, значительно
выше по сравнению со студентами
технологического и психолого-педагогического
профилей.
8. Динамика профессиональной
направленности личности студентов
музыкального профиля может быть
охарактеризована как движение
от эмоциональной увлеченности
профессией с идеализированными
образами профессии и Я-профессионала
через оформление основных мотивационно-потребностных
образований, связанных с изучаемой
профессией к формированию ценностно-смыслового
ядра профессиональной направленности,
связанного с творческим профессиональным
самосовершенствованием. Описанный
ход профессионализации личности
студента-музыканта может быть
признан специфичным, в отличие
от профессионализации студентов
технологического профиля, для
которых характерно незначительное
изменение ценностно-смыслового
ядра профессиональной направленности,
и студентов-психологов, отличающихся
противоречивым и неустойчивым
характером динамики профессиональной
направленности личности.
9. Процесс высшего музыкального
образования характеризуется двумя
кризисными периодами для студентов,
хронологически проявляющимися
на первом и четвертом годах
обучения. После первого года
обучения у исследуемых студентов
проявляется своеобразный кризис
профессионального самоопределения,
связанный с несовпадением идеального
профессионального эталона с
реальным. При этом первый курс
обучения является тем периодом
во время которого происходит
интенсивное переосмысление отношения
к профессии, формирование основных
тенденций дальнейшего субъект-объектного
взаимодействия по линии профессиональной
направленности личности. На четвертом
курсе - второй кризис профессионального
самоопределения, связанный с
приближающимся окончанием обучения
и началом профессиональной деятельности.
В этот период происходит ценностное
переосмысление отношения к профессии,
которое завершается либо формированием
высокой устойчивости по отношению
к профессиональной деятельности
музыканта-исполнителя, либо формированием
тенденции к отказу от профессиональной
деятельности музыканта, с сохранением
ценностно-смыслового ядра профессиональной
направленности, связанного с творческим
профессиональным самосовершенствованием
и дополнительной ориентацией на жизнеобеспечение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обращение к исследованию
структуры и динамики профессиональной
направленности личности в процессе
музыкальной подготовки в вузе культуры
и искусств было продиктовано запросами
педагогической практики, испытывающей
определенные трудности в операционализации
парадигмы личностно-ориентированного
образования. Другой значимой причиной
исследовательского внимания к феномену
профессиональной направленности личности
послужила недостаточная разработанность
проблем специфики личностных детерминант
профессионализации музыканта на этапе
высшего профессионального образования
в связи с актуальностью уточнения
модели профессиональной подготовки специалиста
в вузе культуры и искусств.
Профессиональная направленность
личности определена нами как многоуровневая
сложноорганизованная подструктура личности,
определяющая доминирующее отношение
субъекта профессионализации к ее объекту
- профессиональной деятельности (изучаемой
специальности). Таким образом, профессиональная
направленность личности рассмотрена
в исследовании в ее субъектных (внутренняя,
субъектная сторона направленности)
и объектных (внешняя, объектная
сторона направленности) характеристиках.
Применительно к педагогическому
процессу в вузе профессиональная направленность
раскрыта как субъектная характеристика,
критерий успешности профессионализации,
компонент педагогического процесса,
и, наконец, как цель обучения в вузе.
Проведенный теоретико-методологический
анализ предмета исследования выявил
ряд противоречий и недостаточно
изученных аспектов феномена профессиональной
направленности личности, требующих
своего разрешения и разработки в
связи с их теоретической и
практической значимостью на современном
этапе развития психолого-педагогической
теории и практики. В частности, были
выявлены разночтения в понимании
сущности, содержания, функций и
места профессиональной направленности
в структуре личности и деятельности.
Проведенный анализ специальной
литературы и диссертационных исследований
по исследуемой проблематике обнаружил
дефицит теоретических моделей
профессиональной направленности личности,
разработанных с позиций структурно-системного
подхода. Немногочисленные ранее предложенные
модели профессиональной направленности
личности отличались такими особенностями,
затрудняющими их реализацию в практике
профессионального образования, как:
статичность, громоздкость, редуцированность,
в связи с чем перед нами
возникла исследовательская задача
разработки теоретической модели профессиональной
направленности личности, пригодной для
операционализации в практике высшего
профессионального образования.