Структура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:53, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. Проведенные в последние десятилетия социально-экономические преобразования российского общества привели к кардинальным изменениям во многих его сферах. В частности, переструктурирование трудовой сферы, трансформация социальных ценностно-смысловых, ориен-таций в области профессиональной деятельности, реформирование системы профессиональной подготовки специалистов актуализировали ряд проблем, разрешение которых не представляется без интеграции современной психолого-педагогической науки и системы профессионального образования. Данные проблемы проявляются, прежде всего, комплексом противоречий, вызванных с одной стороны, современными требованиями профессии и рынка труда к специалисту, с другой стороны, наличным состоянием системы подготовки кадров на всех ее уровнях, и, наконец, с третьей стороны, запросами самой личности к-современным условиям профессионализации и трудовой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Направленность личности как системообразующая мотивационно-динамическая характеристика субъекта.
1.2. Профессиональная направленность личности как интегральная характеристика мотивационной сферы специалиста.
1.3. Профессиональная направленность личности в процессе обучения в вузе.
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Методологическое обоснование модели профессиональной направленности личности.
2.2. Структурно-содержательная характеристика модели профессиональной направленности личности.
2.3. Динамика профессиональной направленности личности в процессе профессионализации.
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
3.1. Характеристика организации и методов эмпирического исследования.
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования структуры профессиональной направленности личности студентов факультета музыкального исполнительства вуза культуры и искусств.
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования динамики профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств.

Работа содержит 1 файл

структура личности.docx

— 42.46 Кб (Скачать)

 

3. Компоненты профессиональной  направленности личности дифференцируются  по функциональному признаку  на две группы: выполняющие преимущественно  побуждающую функцию - эмоциональный,  когнитивный, потребностно-мотивационный,  ценностно-смысловой и выполняющие  собственно направляющую функцию  - рефлексивный и перспективно-целевой  компоненты. По влиянию на устойчивость  внутренней структуры профессиональной  направленности личности, выделенные  компоненты могут быть разделены  на три иерархических уровня: к первому (иерархически низшему)  относятся когнитивный и эмоциональный  компоненты, ко второму (среднему) - потребностно-мотивационный, и  к третьему (высшему) - ценностно-смысловой.  Компонент любого иерархического  уровня может выступать системообразующим  в структуре профессиональной  направленности, в соответствии  с чем могут быть выделены  типы профессиональной направленности  личности, обладающие различной  устойчивостью: профессиональная  направленность эмоционального  характера, профессиональная направленность  потребностно-мотивационного характера  и профессиональная направленность  ценностно-смыслового характера.  Максимальную устойчивость профессиональной  направленности личности придает  симультанная представленность  в ее структуре всех выделенных, когерентно функционирующих компонентов,  при системообразующей роли ценностно-смыслового  ядра в связке с рефлексивным  и перспективно-целевым компонентами.

 

4. Содержание внутренней  структуры профессиональной направленности  личности студентов музыкального  профиля отличается специфическим  характером: системообразующее ядро, оказывающее максимальное влияние  на ее устойчивость представлено  личностными интенциями на профессиональное  совершенствование, творческую самореализацию, достижение социального статуса  и материальную обеспеченность. Доминирование ценностей профессионального  развития и творческой самореализации  в структуре профессиональной  направленности студентов музыкального  профиля оказывает выраженное  влияние на ее устойчивость  по объекту профессионализации (изучаемой  специальности), а дополнительная  значимость утилитарных и социально-престижных  ориентаций определяет ее неустойчивость  по объекту профессионализации (изучаемой  специальности).

 

5. Ценность творческой  самореализации занимает в структуре  профессиональной направленности  личности студентов музыкального  профиля самостоятельное место  и может быть охарактеризована  как доминирующая личностная  ценность, не связанная напрямую  ни со статусно-престижными и  утилитарными профессиональными  ценностями, ни с собственно направленностью  на повышение профессиональной  квалификации, и отражающая взаимосвязь  общей направленности личности  с профессиональной направленностью  личности исследуемых. 

 

6. Динамика профессиональной  направленности личности студентов  музыкального профиля имеет специфический  характер и может быть охарактеризована  как движение от эмоциональной  увлеченности профессией с идеализированными  образами профессии и Я-профессионала  к формированию ценностно-смыслового  ядра профессиональной направленности, связанного с творческим профессиональным  самосовершенствованием.

 

Апробация результатов исследования осуществлялась в научных публикациях  и докладах на заседаниях кафедры  педагогики и психологии, кафедры  музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного университета культуры и искусств, на следующих научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие» (г. Краснодар, 2002 г.), Всероссийской  научно-практической конференции «Транснациональные проблемы культуры XXI века» (г. Краснодар, 2002 г.), региональной научно-практической конференции молодых ученых «Развитие  социально-культурной сферы Северо-Кавказского  региона» (г. Краснодар, 2002 г.), региональной научно-практической конференции «Интеграция  науки и образования: социокультурное  проектирование» (г. Краснодар, 2003 г.), Южно-российских научно-практических конференциях «Интеграция  науки и высшего образования  в социально-культурной сфере» (г. Анапа, 2003 г., г. Геленджик, 2004 г.), «Многоуровневая  система профессионального художественного  образования» (г. Краснодар, 2003, 2004 гг.).

 

Концептуальные идеи исследования были использованы в конкурсе проектов Федеральной целевой программы  «Интеграция науки и высшего  образования России на 2002-2006 годы». Проект, предложенный автором, и отражающий тематику диссертационного исследования, стал победителем указанного конкурса.

 

Содержание диссертационного исследования отражено в шести публикациях.

 

Структура работы. Диссертация  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение:

 

Выводы по главе:

 

1. Характеристика устойчивости  профессиональной направленности  личности может быть принята  в качестве универсального критерия  ее сформиро-ванности как по  внутренней структуре, так и  по объекту профессионализации.

 

2. Проведенный корреляционный  анализ между параметрами устойчивости  профессиональной направленности  и личностными характеристиками  исследуемых выявил представленность  в ее структуре эмоциональных,  когнитивных, потребностно-мотивационных,  ценностно-смысловых, перспективно-целевых  и рефлексивных личностных образований. 

 

3. Наибольший вклад в  устойчивость внутренней структуры  профессиональной направленности  личности студентов музыкального  профиля вносят личностные интенции  на профессиональное совершенствование,  творческую самореализацию, достижение  социального статуса и материальную  обеспеченность. Данные характеристики  по результатам корреляционного  анализа имеют максимальное количество  сильных связей со всеми анализируемыми  личностными компонентами — эмоциональным,  когнитивным, потребностно-мотивационным,  ценностно-смысловым, перспективно-целевым  и рефлексивным. Атрибутом характеристик  направленности на профессиональное  совершенствование, креативность  и материальное благосостояние  выступает представленность в  их структуре связки ценностно-смысловой  — перспективно-целевой компоненты, что подтверждает предложенную  нами типологию профессиональной  направленности личности по системообразующему  компоненту.

 

4. Доминирование ценностей  профессионального развития и  творческой самореализации в  структуре профессиональной направленности  студентов музыкального профиля  оказывает выраженное влияние  на ее устойчивость по объекту  профессионализации (изучаемой специальности), а дополнительная значимость  утилитарных и социально-престижных  ориентации определяет ее неустойчивость  по объекту профессионализации (изучаемой  специальности).

 

5. Ценность творческой  самореализации занимает в структуре  профессиональной направленности  личности студентов музыкального  профиля самостоятельное место  и может быть охарактеризована  как доминирующая личностная  ценность, не связанная напрямую  ни со статусно-престижными и  утилитарными профессиональными  ценностями, ни с собственно направленностью  на повышение профессиональной  квалификации, а скорее отражает  взаимосвязь общей направленности  личности с профессиональной  направленностью личности исследуемых. 

 

6. Содержание внутренней  структуры профессиональной направленности  личности студентов музыкального  профиля отличается от таковой  у студентов технологического  и психолого-педагогического профиля. Студенты-музыканты в большей степени нацелены на ценности творчества, профессионального совершенствования и признания среди коллег. Студенты-технологи характеризуются выраженной направленностью на повышение профессиональной квалификации, социальную полезность, достижение социального статуса, социального и материального благополучия. Для студентов психолого-педагогического профиля изучаемая специальность субъективно позволяет реализовать такие устремления как возможность в повышении профессиональной квалификации, принадлежность к коллективу, творчество и социальная полезность.

 

7. Специфика содержания  внутренней структуры профессиональной  направленности личности студентов,  обучающихся по различным профессиональным  профилям влияет на эффективность  профессионализации в вузе. Количество  студентов музыкального профиля,  характеризующихся гармоничной  и цельной структурой профессиональной  направленности личности, нацеленных  в дальнейшем на трудовую деятельность  по изучаемой специальности, значительно  выше по сравнению со студентами  технологического и психолого-педагогического  профилей.

 

 

8. Динамика профессиональной  направленности личности студентов  музыкального профиля может быть  охарактеризована как движение  от эмоциональной увлеченности  профессией с идеализированными  образами профессии и Я-профессионала  через оформление основных мотивационно-потребностных  образований, связанных с изучаемой  профессией к формированию ценностно-смыслового  ядра профессиональной направленности, связанного с творческим профессиональным  самосовершенствованием. Описанный  ход профессионализации личности  студента-музыканта может быть  признан специфичным, в отличие  от профессионализации студентов  технологического профиля, для  которых характерно незначительное  изменение ценностно-смыслового  ядра профессиональной направленности, и студентов-психологов, отличающихся  противоречивым и неустойчивым  характером динамики профессиональной  направленности личности.

 

9. Процесс высшего музыкального  образования характеризуется двумя  кризисными периодами для студентов,  хронологически проявляющимися  на первом и четвертом годах  обучения. После первого года  обучения у исследуемых студентов  проявляется своеобразный кризис  профессионального самоопределения,  связанный с несовпадением идеального  профессионального эталона с  реальным. При этом первый курс  обучения является тем периодом  во время которого происходит  интенсивное переосмысление отношения  к профессии, формирование основных  тенденций дальнейшего субъект-объектного  взаимодействия по линии профессиональной  направленности личности. На четвертом  курсе - второй кризис профессионального  самоопределения, связанный с  приближающимся окончанием обучения  и началом профессиональной деятельности. В этот период происходит ценностное  переосмысление отношения к профессии,  которое завершается либо формированием  высокой устойчивости по отношению  к профессиональной деятельности  музыканта-исполнителя, либо формированием  тенденции к отказу от профессиональной  деятельности музыканта, с сохранением  ценностно-смыслового ядра профессиональной  направленности, связанного с творческим профессиональным самосовершенствованием и дополнительной ориентацией на жизнеобеспечение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Обращение к исследованию структуры и динамики профессиональной направленности личности в процессе музыкальной подготовки в вузе культуры и искусств было продиктовано запросами  педагогической практики, испытывающей определенные трудности в операционализации  парадигмы личностно-ориентированного образования. Другой значимой причиной исследовательского внимания к феномену профессиональной направленности личности послужила недостаточная разработанность  проблем специфики личностных детерминант  профессионализации музыканта на этапе  высшего профессионального образования  в связи с актуальностью уточнения  модели профессиональной подготовки специалиста  в вузе культуры и искусств.

 

Профессиональная направленность личности определена нами как многоуровневая сложноорганизованная подструктура личности, определяющая доминирующее отношение  субъекта профессионализации к ее объекту - профессиональной деятельности (изучаемой  специальности). Таким образом, профессиональная направленность личности рассмотрена  в исследовании в ее субъектных (внутренняя, субъектная сторона направленности) и объектных (внешняя, объектная  сторона направленности) характеристиках. Применительно к педагогическому  процессу в вузе профессиональная направленность раскрыта как субъектная характеристика, критерий успешности профессионализации, компонент педагогического процесса, и, наконец, как цель обучения в вузе.

 

Проведенный теоретико-методологический анализ предмета исследования выявил ряд противоречий и недостаточно изученных аспектов феномена профессиональной направленности личности, требующих  своего разрешения и разработки в  связи с их теоретической и  практической значимостью на современном  этапе развития психолого-педагогической теории и практики. В частности, были выявлены разночтения в понимании  сущности, содержания, функций и  места профессиональной направленности в структуре личности и деятельности.

 

Проведенный анализ специальной  литературы и диссертационных исследований по исследуемой проблематике обнаружил  дефицит теоретических моделей  профессиональной направленности личности, разработанных с позиций структурно-системного подхода. Немногочисленные ранее предложенные модели профессиональной направленности личности отличались такими особенностями, затрудняющими их реализацию в практике профессионального образования, как: статичность, громоздкость, редуцированность, в связи с чем перед нами возникла исследовательская задача разработки теоретической модели профессиональной направленности личности, пригодной для операционализации в практике высшего профессионального образования.

Информация о работе Структура личности